Nov 05, 2015 02:52
Надеюсь, пока свежи впечатления о второй поездке в Израиль, ими поделиться. Это первое, культурно-истерическое-историческое.
Вероятно, слишком высока планка требований по всем пунктам, имевшаяся в сознании, поэтому так сложно принять Израиль таким, какой он есть. Безусловно, собираясь в эту стану ты понимаешь, что она имеет древнюю историю, что сам Израиль - лишь крошечный кусочек самых последних событий. Но вся эта бесконечная, непрекращающаяся открытая война и напряжённость не дают расслабиться на местности, как я не пыталась. Усугубляется всё это усилиями местных жителей: "ехать в Вифлеем безумие!", "а в Иерусалим тем более!!!", "ты собралась в Акко, ты что, ненормальная?!?" И так далее...
Древности - моё всё. Покажите мне любой обработанный человеком камень - и я буду любоваться им часами: чем прекраснее будет объект, тем дольше. Крепости, храмы, древние города - могу находиться в них бесконечно. Не понимаю, почему я не стала археологом... Я могу простоять час почти без движения на огромных блоках старинной дороги, проходящей у римского Колизея. Ощущать, как под моими ступнями гудят эпохи: постукивают дорожные посохи, скрежещут колёса гружёных товаром телег, легко проносятся быстрые колесницы, раздаётся гул копыт конницы, или мерное цоканье одинокого всадника, проезжающего на коне, или осле.
Стоя на крепостной стене Венденского замка в Цесисе, представлять себе постройки и бурлящую жизнь внутри поросшего сейчас травою двора.
Улетать мыслями, взглядом за горизонт (и горизонт времени тоже) с крепостной стены, выискивая глазами долгожданный парус, возвращающийся домой в Аккерман, всем телом ощущая, как свежий морской бриз, развевает полы длинного платья из тонкого шёлка.
О, Аккерман, за что тебя,
Вознаградив владыками, покинули жильцы,
Зачем, спешив увековечить,
Тебя на гибель обрекли.
Мне хочется вернуть тебе
Твой бывший облик величавый,
Чтоб никогда лиман лукавый
Не смог размыть высоких стен.
Хочу принадлежать тебе,
Мой Аккерман, спаситель грешных,
Дай мне одежды белые -
Так хочется стоять на той бойнице,
Где сильнее свежий ветер,
Потом спуститься на приморский двор
И ждать корабль с далеких берегов.
Стоя под оливой в крепости Нарын-Кала, слышать стоны заточённых в зиндане, и поглядывать наверх с опаской - не отдыхает ли в тени на ветке гюрза...
Казалось бы, улочки древнего Иерусалима, стена плача, памятники древней архитектуры, должны были бы вызвать ещё более невероятные видения, эмоции, ассоциации. Но не вызвали! Неуклонно возвращаешься мыслью к одному и тому же: на эту землю льётся кровь каким-то нескончаемым потоком. Всё это дикое количество времени. Стены, дома, арки, каменные плиты мостовых - не исторические объекты только, но и места сражений. Не в древности, до сих пор. И это страшно. И это страшно мешает.
Это мешает всем чувствам вообще, потому что там, где страх, там чувствам не место.
Я пыталась искоренить. Я сбежала из группы в Вифлееме и ушла гулять одна по городу вместо обеда, несмотря на строгий запрет экскурсовода. Я пила свежевыжатый гранатовый сок, да мои милые друзья израильтяне, "сок из грязных гранатов, выжатый грязными арабскими руками", я попала в Молочный Грот и несколько местных лавчонок, смогла произнести свою молитву в Храме Рождества, не понукаемая никем. Я насладилась медленным поклоном при входе в Храм и тишиной украшенного строительными лесами внутреннего пространства.
Организованные экскурсии для толпы народа - почти всегда безусловное зло (за редким исключением, и оно в поездке мне встретилось). Я, от слова никогда, уже не пользуюсь подобными услугами. Но из-за страха этого дурацкого пришлось поехать в Вифлеем с экскурсионной группой. Всё потому, что в данный момент в стране обострение (а когда его не было, я вас умоляю!)
Из древностей в прошлую поездку сложилось отлично только с крепостью Масада. Благодаря свободе - взяла машину и поехала не смотря на все протесты принимающей стороны. Сложилось, правда, не идеально. Не получилось встретить рассвет и забраться вверх по змеиной тропе. И часов трёх-четырёх времени не хватило. Осталось в планах.
via ljapp