Перепечатано с ta_nasha

Jul 07, 2008 15:31

Надеюсь, какой-нибудь неравнодушный к истории и книгам человек, например, Эгил, пробегая мимо, зацепится взглядом за этот пост. (Ну услышал я, и что - легче стало? (с) анегдот). Вопрос еврейские книги 19-20 веков тихо загнивают в Лудзе, и хз, надо ли кому их спасать. Оставляю сей вопрос в компетенции евреев. Лично я точно не обеспокоился бы, услышав, что в Израиле в заброшеной церкви гниёт что-то на латышском последних 150 лет издания.

-А не посмотреть ли нам Лудзу? - предлагает муж. Дети поддерживают. Мне лениво, хочу поскорее домой, смыть дорожную пыль. Но просыпается совесть - что я знаю о Лудзе? Что она где-то здесь и оттуда родом моя бывшая однокурсница по ЛУ. И я раскрываю карту. Голубого на карте больше, чем всего остального. Этот старый латвийский город умудрился втиснуться между 5 озерами.

(...) Именно здесь, судя по городской карте, находится последняя выжившая синагога, построеная в 1800 году и напоминающая старейшие европейские синагоги 11 столетия. Раньше в Лудзе было 3 синагоги и 5 молельных домов. Почему так много? Говорят, раньше - в 18-19 веках внушительную жителей Лудзы составляли евреи. (По переписке 1897. - чуть более 50%, как обычно в городах Латгалии.-Э.Б.) Об этом свидетельствует и старое еврейское кладбище с расшатаными словно старушичьи зубы надгробными камнями. Кое-где в земле чернеют провалы. Ухаживать некому. Евреев в городе почти не осталось.


Но вернусь к синагоге. Вот она. Почти незаметная, такая же низкорослая, как окружающие ее деревяные домики. Разбитые оконные глазницы обращенык возвышающейся над ней величественной Церковной горе.


На дверях замков нет. Значит, можно открыть. Приоткрываем. На улицу вырывается жуткий запах, обычно обитающий в общестенных туалетах. Осторожно поднимаемся по деревянной лестнице. Под ногами хрустит стекло. Не наступить на него нет возможности - стеклышки равномерным слоем усеяли пол. Вот галерея, где когда-то молились женщины.


Смотрим вниз - здесь, под некогда звездным куполом в будни, субботы и праздники проводились регулярные ежедневные молитвы, занятия по изучению Торы... 


Решаем спуститься вниз - проходим мимо помещения, наполненного до верху скамьями и другой мебелью из синагоги вперемешку с книгами. Проходим в основную часть. 


На полу беспорядочно валяются книги, мебель, на одном из окон безнадежно повисла занавеска. Старая, таких уж нет. 


Возникает ощущение, что время сместилось, что мы находимся не в 2008 году, а когда-то очень давно, во времени, о котором только с ужасом читали в современых книжках, смотрели по телевизору. Становится страшно. Так и ожидаешь услышать за спиной металлический щелчок. Когда это могло быть? В 1941? Когда в город вошли немцы? Во времена массового перепрофилирования церквей и синагог большевиками? Но это же было так давно!!! На дворе 2008 год! О чем свидетельствуют валяющиеся тут же отходы жизнедеятельности современного человека в виде пластиковых бутылок и стаканчиков. 


А под ногами валяются вероятно ценные книги - самая старая, которую мы видели, датирована 1858 годом, но все просмотреть не было возможности. Возможно, есть более старые. А рядом книги 40 года, напечатаные в Лудзе. Вероятно, это книжные ценности. Какой тираж мог быть в Лудзе - 500 экземпляров? 300? 200? Неужели это никому не нужно? Ни музеям? Ни общине? Ни пусть даже частным коллекционерам? 




Неужели можно вот так позволить книгам пропитываться пылью и сыростью и постепенно с уголков, с краев уходить в небытие? Не понимаю. Не понимаю, как можно книгам, выжившим во времена войн, революций, пожаров и массовой человеческой глупости гибнуть сейчас, в 2008 году. Выходим из синагоги. Может, это было просто видение? Нет. На руках явственно ощущается книжная пыли, нас преследует  запах плесневелой бумаги. Заходим в Информационный центр. Рассказываем. В ответ удивляются - нет,синагога должна быть под замком. Вероятно, недавно кто-то дверь взломал. Нет, возражаем, если судить по накопленным бутылкам и полу, густо устланному разбитыми стеклами это было давно. Нужно обязательно кому-нибудь сообщить, соглашается девушка. Спрашиваем в городском музее.
-Странно, - удивляется женщина-смотрительница, пойду сегодня домой и  посмотрю.

Из моего поста 2008.04.28.:

Ну а это - экс-синагога. Для открытия не хватает взрослых мужчин (надо 10). Я поразмышлял на тему, что десять атеистов могли бы договориться с хозяйкой Левиной и устраивать молебны для туристов, но добравшись до окна, убедился, что утверждение городского сайта о хорошем внешнем и внутреннем состоянии синагоги является, в лучшем случае, выдаванием желаемого за действительное.


Внутри царил небольшой, но совершенно некошерный пиздец.


Далее, из комментов у ta_nasha:

- "Насчёт синагоги - она в частной собственности местных евреев, которым явно на неё покласть по причине нехватки молящихся."

- Вы предполагаете, лудзинской общине наплевать? Но они могли бы передать книги музею или другой еврейской общине. Я плохо разбираюсь конкретно в ерейских книгах, но думаю, что что-то из виденного все-таки является библиографической редкостью. А вы как считаете?

- Я там внутри не был, у меня нет комментариев по ценности книг. Посчитал бы ценным - сам бы спиздил (сорри, я обычно выражений не выбираю), тем более что был с человеком понимающим. Музею скорее всего тоже до лампочки, для такого районного музеика одна любая книга - достаточный экспонат.
Лудзанские книги в 1940. вполне могли оказаться переизданием советского агитпропа, кстати, для трудового еврейского крестьянства.

- книги а иврите, а никто из нас его не знает. По содержанию книг 40-го - вероятно, они были религиозного содержания, так как написаны раввином. Может, кому-нибудь послать фотографии, например, рижской общине? Как вы думаете?

- Да, это первое, что приходит в голову - что не разворовали до сих пор...
и не слишком верится про собственность местных евреев, "которым явно на неё покласть по причине нехватки молящихся" - тоже удивительно, что в таком виде "покласть", можно же закрыть и тд...

- думаю, не покласть, а просто Лудзинская община сейчас состоит из нескольких старичков, имеющих в конце жизни крохотную пенсию и уйму болячек - им просто не по силам заниматься синагогой.

Лично мне, как нетрудно догадаться, книги на иврите неинтересны. Если кому-то интересно - он может заняться этим делом лудзанским, шотамунихзапезьдетвашщетвариццо...

israel, ludza

Previous post Next post
Up