Бывало такое, что я не читала. Не могла заставить себя взять в руки книгу, хотя хотела, мечтала и желала это сделать. Я целых два года, кажется, не прикасалась к тому, что раньше боготворила. Было это всего пару лет назад, а изменило меня так, словно прошло лет двадцать, как минимум. Да и говорю я как старушка, отжившая своё.
Изменило, кстати, не в лучшую сторону: я разучилась вдумчиво читать. Практически всё, что беру в руки, читается наискосок - для экономии времени, естественно. И заметила я это только тогда, когда очередной раз зевнула от Ницше пару месяцев назад, устав читать всё, что наговорил Заратустра. Спасибо Пара-чану за это.
Хотя, несомненно, вру. Раньше я это тоже замечала. Просто сейчас поняла, то, что царило у меня в голове на протяжении многих лет, сдало свои позиции непонятно чему. Сейчас я не могу цитировать любимых авторов так легко, как раньше. Цитаты... На самом деле, я относительно помню Грибоедова и Пушкина - остальное прошло мимо и давно выскочило из головы. И сваливать свою беспомощность в этом вопросе на кризис современной литературы стало глупым. Увы...
Кстати, я старательно навёрстываю всё, что упустила за эти несколько лет. Вспоминаю, как любила Дюма, По, просвещаюсь в том, что давно хотела прочитать - Шелли, Диккенс, Стивенсон, Сервантес, снова "ухожи в запои", вчитываясь в Хаггарда и его африканские миры. (Фамилии, естественно, я выдернула из разных уголков памяти, потому не надо пытаться понять, почему Диккенс вдруг стал соседом Сервантеса) Таким же запоем в течение года читала Сосэки, Дадзая, Танидзаки - тех японцев, которых я могу читать.
К слову, о "могу". Я ведь не всех могу читать и не всегда. Помнится, в детстве меня начинало тошнить от всех этих сказок, и я зачитывалась мифами - и древнегреческими с древнеримскими, и ирландскими повестями, и всем, что могла найти на полках. Тогда же я впервые открыла для себя мир любовных романов. На самом деле, достаточно странно, что 5-6-летнему ребёнку разрешали читать о странствиях Анжелики по мужикам пути в Версаль. Из серьёзных "запойных" периодов, когда я читала только книги определённого жанра, были ещё период дамских романов и период русских детективов. Благо, они успешно миновали, и я всё равно попутно перечитывала избранное. Ещё я могу порой читать людей, чей слог выше, видно, моего чувства прекрасного. Так временами не могу читать Стивена Фрая. Славно, что только временами.
Я не раз говорила и буду говорить, что нынче в литературе кризис. Возможно, конечно, он только в моём сознании и чувстве прекрасного, из-за чего я банально, к примеру, не могу читать русские книги, ибо имена типа Таня-Маня-Ваня меня в литературе XXI века убивают напрочь. Всё-таки у классиков они смотрелись органичней. Да и не создавалось впечатление, что спустя две страницы этот самый Ваня будет вышеозначенную Маню во всех позах по 15 раз на дню. К тому же, в России разучились писать так, чтобы можно было сочувствовать героям. Последний раз книгу, написанную русским современным автором я открывала, когда мне было 14 лет, но не думаю, что за это время что-то сильно изменилось.
Период дамских романов закончился тогда, когда я прочла всё, хоть каким-то боком имеющее отношение не к современности. Все эти сцены соблазнения на пляже и сдвигания купальников ради того самого, что по 15 раз на дню, доводили до бешенства. Ну, и купальники представлялись не иначе, как скафандры - а иначе что этот мужик не может его никак не то, что содрать к чертям, так сдвинуть хоть чуть-чуть, чтобы сделать, наконец, своё дело.
В общем, мой мир замкнулся на НЕ современности. До прошлого года. Не знаю, почему, но на моей электронке внезапно стали появляться какие-то книги, датированные 2000-ми, в лучшем случаем 90-ми. Да, я отсчитываю "современную" литературу примерно с даты развала СССР. Но это в уме, в плане чувств и ощущений такая литература для меня начинается годов этак с 50-60. В общем, я и сама не могу разобраться. Пратчетт, кстати, несмотря на всю эту путаницу для меня ничуть не современен, как и Филатов, Асадов и Чуковский. Видимо, я вынесла людей, которых искренне люблю, за пределы того, чего не люблю.
Наконец, приступаю к главной части. Всё вышенаписанное было, тк скзть, прологом к моему рассказу о трёх авторах современности, которых я искренне люблю и уважаю.
Наверно, Бог знает, что делает. Нашел же Он мне тебя. ©Во-первых, это Януш Леон Вишневский. После "Одиночества в сети" мне захотелось изучать польский язык. На меня вообще странно влияют интересные вещи - вот так благодаря ещё одному таланту я поступила на японский :) После этого романа я переосмыслила свою жизнь. На самом деле, в ней гораздо больше виртуальных друзей, чем реальных. И я им за это благодарна. В Интернете гораздо легче общаться, дружить и влюбляться - уж я это делаю с мастерством и грацией ...жирафа. Читая, думала: "А что, если и мне так вбить какие-нибудь данные в аську и пуститься в сумбурные обсуждения устройства Вселенной с незнакомцем?" Хотя в принципе, я и так целыми днями занимаюсь обсуждениями устройства Вселенной с незнакомцами. Прежде всего потому что, открывая всю душу этим людям, взамен получаю захлопнутую перед носом дверь и случайные сообщения, когда требуется моя помощь. Во любом случае, моя помощь ещё кому-то требуется - это само по себе не может не радовать.
С такими мыслями я ещё кое-что у него почитала, всё вдохновляясь и вдохновляясь, как вдруг споткнулась о «Зачем нужны мужчины». И правда, зачем они нужны? Если даже автор - мужчина со стажем - заявляет, что они нужны для продолжения рода. Бог ты мой, я краснела в метро. Нет, я вообще часто краснею, но от чтива - впервые. Я могу рыдать, могу смеяться, могу впадать в депрессию и часами разглядывать стены. размышляя о прочитанном (всё-таки вернулась к этому!), только краснеть при чтении было не в моих правилах. Но, кстати, появилась мысль - как думаю, вполне здравая - автор банально преклонялся перед женщинами, выставляя их единственно разумными существами. Я сего мнения не придерживаюсь, кстати, и считаю половину женщин - и себя в том числе - идиотками, неспособными отличить право от лева. Мужики в этом плане мне импонируют, только не русские.
Великие книги, как и любовь, заставляют нас иначе смотреть на мир. ©Во-вторых, Фредерик Бегбедер. Знакомство с ним началось, по-моему, году этак в 2008, когда по ТВ транслировали "99 франков". Я не знаю, какого черта смотрела телевизор, и уж тем более не в курсе, какими ветрами меня занесло на ТНТ. Но факт остаётся фактом: я посмотрела и ...всё. Я не могу сказать, что поняла тогда задумку автора (и как могла понять, если читаю, когда смотрю тв?), но меня банально восхитила фраза про то, что ничто не вечно. Особенно я :) Это, кстати, до смайлика типа цитата, которую я не выделила. Одна из немногих, которую до сих пор помню, хотя активно не использую.
И вот, опять же, год назад мне в голову пришло прочесть сам роман "99 франков". Никогда бы не подумала, что втянусь в произведение, повествующее буквально через страницу о грязном сексе, наркотиках, выпивке и доле любви. Возможно, он завлёк меня своим стилем. У Бегбедера, на мой взгляд, изящный стиль. И выглядит он элегантно даже тогда, когда рассказывает о пикап-мастере или тошноте в подворотне. Кстати, в Бегбедере я до сих пор не разочаровалась и, судя по тому, как дрожат кончики пальцев, когда решаю почитать что-нибудь из, вряд ли разочаруюсь. Да будет так. Я сказал! ©
зы, Бегбедер идеально поступил, опубликовав свой разговор с ди Фалько о религии. Ох, как волнует меня этот вопрос, как бередит он мне душу! Может, когда-нибудь, я всё-таки наберусь смелости высказать всё, что думаю на этот счёт.
Звезды - они как люди… ©В-третьих, Сесилия Ахерн. Я не смотрю мелодрамы, не смотрю фильмы про дружбу. Точнее, вру, смотрю, но я их не люблю. По одной достаточно простой причине - зависть. Я понимаю, что вокруг меня вьются люди, я не понимаю, что им рядом со мной нужно. Отсутствие человека, который бы заставил понять, порой давит на нервы. Я, кстати, опять говорю как старушка.
Так вот, Ахерн... Забавно, в день, когда открыла "P.S. I love you", я успела прочесть кайданы Лафкадио Хирна и Задорнова с "хреном". Тащемта, в тот день буквы "х", "р", "н" меня преследовали. Романы Ахерн вселяют в сердце спокойствие. Несмотря на то, что сия дама "живёт" в разделе "современный любовный роман" на флибусте, я бы её туда не поместила. Ахерн пишет прежде всего о семье, лишь потом о чувствах. Кстати, либо я читала так невнимательно, либо лыжи не едут, но она почти не описывает своих героев. Наверняка я просто привыкла к описаниям, типа "У меня были изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны, глаза - два брильянта в три карата, губы - ворота в рай, и огромные сиськи триста пиццотого размера. Я была богииииней!" У этой дамы как-то скромненько: он стоял около дверей, одетый в голубые джинсы и футболку, а из-под кепки торчали иссиня чёрные волосы. Всё. А где, спрашивается, подробности про его размер груди?! :)
Про ай лав ю я обязательно напишу отдельный пост, потому что посмотрела экранизацию и, как и следовало ожидать, молчать, блять, просто не могу! Ну, все поняли, какое на меня это произвело впечатление.
Поэтому расскажу о более мирном романе. В оригинале он называется "Where Rainbows End" (тут опять же все всё поняли. да ведь?), на русский его, почему-то, перевели как "Не верю.Не надеюсь. Люблю". История незамысловата, но так трогательна! История о любви между лучшими друзьями, которые прошли через неудачные браки, заимели детишек, наконец, в полтинник опомнились, оторвали свои ленивые задницы от диванов и поспешили навстречу счастью. Я, честно говоря, надеюсь, что моя личная радуга прибудет к моей не менее ленивой заднице гораздо раньше полтинника, прежде всего потому, что не планирую до него доживать.
Чем меня зацепил роман, кроме истории? Эпистолярным жанром. Правда, не знаю, насколько можно назвать эпистолярным жанром переписку в виде писем, чатов, факсов, смсок, обрывков телефонных разговоров и записок. Вообще, я не фанат эпистол и читала до этого всего пару вещиц, из которых запомнила только "Леди Сьюзен" от Джейн Остин, пункт "во-первых", ну и Шодерло де Лакло с его "Опасными связями", но его я не осилила покамест. Так вот, не фанат, но внезапно так захотелось превратить свою переписку в роман. Правда, видимо, для этого мне реально придётся искать человека, как в романе из пункта "во-первых".
Всё. Я выговорилась. Так славно иметь место, куда можно слить мыслишки - пусть они даже будут такими, какие бродят в моей голове: совершенно непричёсанные. Жаль, у Ежи Леца они ещё непричёсаннее :)
P.S. Я уже полгода запойно читаю мангу, которая плохо на меня влияет. Потихоньку я поддаюсь мнению, озвученному Рицу: если книга хорошая и нравится мне, я её покупаю, чтобы сделать приятно автору. Добавлю от себя: даже если этот автор умер. Эх, где же мне взять столько денег на книги, чтобы не разориться? Сестра моего умершего дедушки говорила, что раньше у нас в семье была традиция дарить книги друг другу. Жаль, что традиция умерла ещё до моего дедушки...