- И что же ваш Император за человек?
- К несчастью, он не человек, а воплощение своего титула.
Он такой же пленник обычаев и традиций, как и все мы.
Ему приходится говорить протокольными фразами,
так что узнать его поближе почти невозможно.
Дэвид Эддингс. "Хроники Элении"
Это фильм о человеке, который не может вылечится от заикания. Хочет, но увы. Его жена находит неординарного специалиста, готового помочь в борьбе с недугом всем при условии, что сеанс будет проходить на его территории. И то, что клиент - герцог Йоркский, его ничуть не смущает. Герцог ведь тоже человек. На носу Вторая Мировая, и герцогу (потенциальному королю, то бишь) надо срочно избавиться от недуга. Ведь от брата, Эдуарда VIII, можно ждать любых выходок, в том числе и отказ от трона из-за любовных похождений...
Фильм "Король говорит!" не зря номинировали на Оскар. Очень не зря. Режиссёру удалось создать настолько тёплый, уютный, такой проникновенный фильм, что ему явно нет равных среди выдвинутых картин года. У Тома Хупера получилось создать атмосферную работу, пропитанную духом того времени. Да, быть может, первые минут 15, когда только-только начинается завязка, вдруг думается: "Почему ЭТО получило Оскар?" - но спустя буквально пару десятков минут внезапно приходит осознание: это гениально!
Да, здесь гениально всё. Актёры, сюжет, его воплощение, музыка и далее, и далее. И даже смысл здесь двойственен: когда я садилась перед экраном, то была уверена, что буду смотреть фильм про Короля-Заику, который сам ну никак не может ничего сделать, а когда я вставала после финальных титров, думала, что это творение про борьбу с собой, со своими страхами, про то, как человек должен себя сломить. И ведь даже не ради себя - ради других. Ведь "Один слабый правитель способен перечеркнуть достижение целой эпохи".
Click to view
Немало эмоций вложили в фильм актёры. Это чувствуется. Это очень чувствуется.
Глядя в глаза Берти, я понимала: так смотрит не король, так смотрит бездомная собачонка, которой совсем нечего есть в холодный зимний вечер; так смотрит не король - такие заплаканные глаза просто не могут принадлежать монарху. Так было сначала. Но потом...
Короли тоже люди. И... Им гораздо тяжелее, чем нам. Хочется в это верить, не задумываясь ни о чём. Давление, которое они испытывают, - ничто, в сравнении с нашим. Знать, что кто-то (целая страна, в нашем случае) в тебя верит и надеется на тебя, - слишком ответственно. Да и вера ограничивается представлением: "Он велик, он может все!" - но представьте, что ему, такому великому, Бог не дал того, что дал почти каждому - чистую речь, способность красиво и свободно выражать свои мысли. Том Хупер просто опускает монарха до уровня обычного человека с обычными и нормальными чувствами, оставив ему несвойственную обычному человеку власть.
Берти: In this grave hour fuck fuck fuck perhaps the most fateful in our history bugger shit shit.
I send to every household of my p-p-peoples... The letter'P' is always difficult.
В один момент Берти хочется пожалеть, но в другой, когда вместо него по комнате уже скачет самый, что ни на есть настоящий, КОРОЛЬ, хочется дать пинка под зад и сказать: "Ты можешь кричать тут. Почему, твоё Королевское Величество, не может так же разораться на публике?!"
Колин Фёрт заработал свой Оскар буквально своими кровью и потом. Глядя на его Георга, не хочется и думать, что был другой Георг - другой облик, другая речь, другой характер.
Лайонела Лога очень хотелось погладить по голове. За терпение и за труд, которые всё перетрут. Было интересно, что заставило его помочь герцогу? Ну, не высокое же звание, правда? Их противоборство - именно противоборство - веселило, умиляло, а в конце вообще достигло такого пика, что я, не понимая практически ничего, рыдала, наблюдая за щенячьими глазами Берти и ласковой улыбкой Лога. Прежде всего, интересно, как Лог одержал верх над монархом: мой дом, моя игра, мои правила. Король - никто, обычный пациент. Не нравится одно - пробуй другое.
- Я не могу это прочитать.
- Тогда вы должны мне шиллинг за то, что даже не попытались.
Он яркий. Он талантливый. Он сумел то, что иногда не под силу людям, живущим долго вместе, - за пару месяцев войти в сердце. Ведь и у нас так бывает: в одну секунду драка, в следующую - поцелуи - мы же друзья, всё-таки.
Его главный талант - провокация. Вызов на словесную дуэль.
Берти: Get up! Y-you can’t sit there! GET UP!
Лог: Why not? It’s a chair.
Берти: T-that… that is Saint Edward’s chair.
Лог: People have carved their names on it.
Берти: L-listen to me… listen to me!
Лог: Why should I waste my time listening to you?
Берти: Because I have a voice!
Лог: …yes, you do.
Королеве Элизавете нельзя было не сопереживать. Вроде бы, она гордая аристократка, но при ближайшем рассмотрении она всего лишь женщина, которая искренне переживает за своего мужа, понимает, что заикание принесет им лишь горечь, когда Берти взойдёт на трон. Королева Хупера - королева-женщина, прежде всего. Она возится с детьми, с усталостью наблюдает за таким родным и любимым супругом, веселится на приемах у Лога.
(Больше всего меня удивило перевоплощение Хелены Бонем Картер. Я ее видела в "Алисе" и какой-то из частей ГП, да и знаю, что она играла в "Суинни Тодде" - такой MAD героини нет и не ждите! И слава Богу!)
Фильм я смотрела на английском, чтобы лучше чувствовать речь персонажей. И то, что не понимала половину, совсем не огорчило. На них достаточно смотреть, чтобы понять о чём речь. Фильм складывается из маленьких деталей, которые одна за другой приоткрывают завесу жизни такого обычного и такого великого короля. Просчитано всё до мелочей. Все места действия, все характеры, вся музыка (хотя что тут говорить - Моцарт, Бетховен и Депла) - да всё, просто всё! И даже вставка с Гитлером... Напоминает она об ужасах войны, но и от фильма совершенно не отвлекает. Ведь:
Лилибет: What's he saying?
Берти: I don't know but... he seems to be saying it rather well.
В заключение своего текста неопределенного жанра... Для меня этот фильм вошел в разряд "must see". И я обязательно пересмотрю его. И может даже на русском :)