VII
Первый бомбовый удар привел не только к возникновению пожаров. Были выведены из строя все системы связи, что сразу же парализовало деятельность пожарных команд. С начала авианалета пожарники бросились к городскому стадиону, послужившим атакующим в качестве ориентира бомбометания. Пожары от взрывов фугасных зарядов им скорее всего удалось бы потушить, но на город посыпались тысячи зажигательных бомб. Это и стало началом конца. Часть пожарных расчетов погибла, остальные вынуждены были отступить из-за высокой температуры горения. Точными попаданиями уничтожена вся водопроводная система города, подача воды в шланги пожарных гидрантов стала невозможной. Благодаря отсутствию связи руководство пожарной службы не имело представления обо всех очагах возгорания и не могло правильно координировать действия своих подчиненных.
Катастрофа разразилась после второго налета. В разных концах исторической части Дрездена возникло ДВА огненных смерча. Они подобно чудовищному молоху выжигали все на своем пути, неумолимо двигаясь на встречу друг другу. Когда эти чудовища слились в один, температура в эпицентре рукотворного пожара достигла полторы тысячи градусов по Цельсию (эксперты пришли к такому выводу исследовав плавленый кирпич и расплавленные изделия из металла, найденные на месте пожарища). Резкое увеличение температуры в зоне возгорания привело к образованию направленной вверх тяги, которая с огромной скоростью и силой стала засасывать в пламя все, что было у нее на пути. В огонь бросало людей, с корнем вырванные деревья, автомобили, обломки разрушенных зданий. Находящиеся в бомбоубежищах люди задыхались от недостатка кислорода, который также поглощался бушующим пламенем. Разбросанные смерчем обломки в последствии находили за сорок километров от Дрездена! Конечно, такой пожар потушить было просто невозможно. Оставалось ждать пока огненный смерч сожжет все что сможет сжечь и начнет затихать самостоятельно.
Однако прибывающим из окрестных городов пожарным машинам было не суждено приступить к работе. Третий, заключительный налет американской авиации снова вернул огонь к жизни. Множество противопожарных расчетов погибли под пулеметами истребителей сопровождения. То, что в городе не возник новый огненный смерч объясняется лишь тем, что в Дрездене больше не чему было гореть. Все уже сгорело раньше. Спасательные службы смогли приступить к работе только через два дня, когда раскаленные развалины города стали остывать (в один из районов не могли зайти на протяжении трех недель!). Спасать в Дрездене было уже некого, функции прибывающих со всей Германии подразделений сводились лишь к расчистке завалов и захоронению погибших. «Повсюду лежали трупы. От жара они сморщились примерно до одного метра длиной и сплавились с асфальтом. Мы просто соскребали их лопатой. Воздух был пропитан мерзким запахом разлагающейся и сгоревшей плоти», - вспоминал один из солдат, выделенный для участия в спасательных операциях. Руководители спасательных отрядов, получивших неофициальное название «подразделений смерти», требовали для своих людей «больше противогазов, спиртного и сигарет». Человеческая психика имеет пределы, работать в таких условиях без спирта стало нереально.
Идентифицировать погибших не представлялось возможным: подавляющее большинство тел сильно пострадали от воздействия огня. Останки грузили на машины и вывозили за город, где хоронили в братских могилах выкопанных при помощи экскаваторов. Однако неделя шла за неделей, но несмотря на круглосуточную работу спасателей число погибших отнюдь не уменьшалось. Погода становилась все теплее и теплее, а разлагающие трупы вызывали реальную опасность эпидемии. Властям предстояло подумать о живых. Выход был найден. Несколько полностью разрушенных кварталов Дрездена окружили колючей проволокой. Появляться там без специального разрешения запрещалось под угрозой расстрела. «Подразделения смерти» получили приказ вести все трупы в этот сектор, где их круглосуточно сжигали на кострах. На протяжении нескольких недель центр города был закутан черным дымом. Столь нужный Вермахту бензин, доставлялся по личному распоряжению Геббельса в огромных количествах. В массовом порядке применялись и огнеметы. Груды пепла и не сгоревшие останки при помощи бульдозеров сбрасывали в Эльбу.
Число погибших в Дрездене точно не установлено до сих пор. Называются цифры от двадцати до трехсот тысяч человек. Достоверно известно, что перед началом налета город был набит беженцами под завязку: тысячи людей ночевали на улицах в виду невозможности их размещения где-либо под крышей. Все помещения уже переполнены. По данным дрезденского Управления планирования за 1949 год, зона полного разрушения составила около 650 гектар (для сравнения: за всю войну в Лондоне было разрушено втрое меньше). 622 гектара пострадало более чем на семьдесят пять процентов. Сколько людей бесследно сгинуло в огненном смерче (напоминаю, температура в эпицентре достигала 1500 градусов по Цельсию), не выяснит никто и никогда. Английский историк Д.Ирвинг, самым тщательнейшим образом исследовавший дрезденскую катастрофу считает, что число погибших составляет около 135 000 человек. Правда в 2000 году британский суд признал, что приведенные Д.Ирвингом цифры являются сильно завышенными. По мнению суда, число жертв не могло превышать 30 тысяч (как Его честь пришел к такому выводу в рамках судебного заседания, лично для меня остается загадкой). Более тридцати пяти тысяч людей получили ожоги и тяжелые ранения. Очень долгое время после войны, при разборе завалов Дрездена каждый день находили трупы.
Ни одно из промышленных предприятий расположенных на окраинах города не было разрушено полностью. Сортировочная станция в предместьях Дрездена получила незначительные повреждения: движение военных эшелонов возобновилось через три дня. Зато городской железнодорожный вокзал, куда прибывали беженцы, огонь уничтожил подчистую. Результат деятельности Бомбардировочного командования превзошел все самые смелые ожидания.
VIII
О гибели Дрездена фюреру доложили вечером 14 февраля. Эта новость привела его в ярость. «Они разнесли город с беженцами, город в котором не было ни одного солдата, но не трогают Штеттин, где порт забит транспортом с войсками!», - восклицал Гитлер. В бешенстве фюрер предложил отказаться от соблюдения Конвенции о правах военнопленных и немедленно казнить всех ранее взятых в плен англичан и американцев. У кого-то из его приближенных хватило мозгов отговорить своего шефа от столь безумной затеи: мощь стратегической авиации союзников очень велика. Если такая массовая казнь свершится, Англия и США будут устраивать в Рейхе два-три Дрездена в неделю. С таким доводом было трудно спорить и Гитлер отказался от своих планов.
Дрезденскую трагедию блестяще принялся разыгрывать Геббельс, заявляя о предумышленном убийстве тысяч женщин и детей (что в общем-то, было чистой правдой). Во все нейтральные страны был направлен документ Имперского министерства пропаганды, в котором утверждалось, что в ходе бойни в Дрездене погибло более 200 тысяч человек. Прилагались десятки фотографий результатов бомбардировки и останков погибших гражданских лиц. Артура Харриса обозвали Мясником, идеологом «бомбового террора» и от лица всех погибших в саксонской столице наградили «Орденом Белого пера» (белое перо - традиционный в британской армии символ позора, направляемый офицеру совершившему трусливый или подлый поступок). Пропагандисты Геббельса просто взорвались, проклиная Британию на все лады. В Лондон хлынул поток запросов из правительств нейтральных государств, с просьбой разъяснить: правда ли что Королевские ВВС уничтожили беззащитный город? Даже в палате общин парламента Великобритании, депутат Ричард Стоукс потребовал официального расследования деятельности Бомбардировочного командования. Налет на Дрезден он публично назвал «позорным пятном на нашем гербе».
Официальный ответ англичан был сух и краток: Дрезден являлся важным стратегическим пунктом, в котором сосредоточена масса железнодорожных коммуникаций. Их разрушение и было главной целью авианалета. Гибель гражданского населения не являлась самоцелью, но людские жертвы в войне всегда неизбежны. Число погибших умышленно завышено немцами с целью дискредитации Королевских ВВС. Не стоит оскорблять британских пилотов предположениями об умышленном убийстве мирных граждан. Англичане на это просто не способны. Преследуемый журналистами Артур Харрис и вовсе послал всех куда подальше заявив, что у него для треклятых нацистов приготовлены новые «подарки», по сравнению с которыми, Дрезден покажется им детской забавой. Однако пыл шефа Бомбардировочного командования осадил британский премьер-министр. Устроенный в Дрездене апокалипсис не шуточно подмочил авторитет Соединенного королевства в нейтральных государствах. Предоставленные немцами жуткие фотоснимки говорили сами за себя. Черчилль вынужден был заканчивать с политикой ковровых бомбардировок. «Мне кажется, что нам нужно прекратить бомбежки германских городов. В противном случае, мы возьмем под контроль абсолютно разрушенную страну», - заявил он Харрису.
В Вашингтоне вообще ни как не отреагировали. Отношение подавляющего большинства американцев к немцам сформулировал Президент США, заявивший: «Мы должны быть по настоящему жесткими с Германией, я имею в виду весь немецкий народ, а не только нацистов. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними таким образом, что бы они забыли и думать о возможности появления среди них людей, которые хотели бы вернуть старые времена и снова продолжать то, что они вытворяли в прошлом».
Такие заявления со стороны руководства антигитлеровской коалиции дали ведомству Геббельса хорошую пищу для нового витка пропаганды. Число убитых в столице Саксонии объявили в триста тысяч человек. Немцам внушалось: союзники хотят беспощадно перебить всех немцев. Дрезден был мирным, беззащитным городом, и посмотрите, что с ним сделали! Враги просто уничтожат нас всех физически, если мы проиграем войну. У немцев есть только два выбора: или славная победа или лютая погибель. Пропаганда в немалой степени способствовала яростному сопротивлению Германии на последней стадии войны.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года поверженный в прах тысячелетний Рейх сложил оружие, отдав себя на милость победителя. Фюрер покончил с собой, его облитый бензином труп сгорел в грязной яме рядом с рейсхканцелярией. Штандарты фашистских армий, победно реявшие над Парижем и Варшавой, Афинами и Белградом, Прагой и Веной, Будапештом и Брюсселем, Осло и Амстердамом, были с презрением брошены в центре нашей столицы. Мне особенно приятно отметить, что решающую роль в Великой Победе сыграли не британские бомбардировщики, а советская пехота и советские танки. Именно русский Ваня, хлопнув рукой по броне своего «Сталина» подвел итог страшной войны, сказав знаменитую фразу: «Вот теперь порядок в танковых войсках, мать вашу!».
IX
Настало время подвести итог деятельности стратегической авиации Королевских ВВС. Нужно прямо сказать: попытка выбомбить Германию из войны, предпринятая Артуром Харрисом не увенчалась успехом. Он говорил, что вследствие постоянных воздушных ударов, Рейх заявит о своей капитуляции не позднее 1 апреля 1944 года. Этого, как известно, не случилось. Ковровые бомбардировки действительно превратили в прах всю территорию Западной Германии, убив сотни тысяч немцев. Однако военную промышленность Рейха, ими уничтожить не удалось. Напротив, благодаря административным талантам Альберта Шпеера и усилиям десятков тысяч интернированных рабочих, пик промышленного производства пришелся как раз на конец 1944 года! Военные заводы очень хорошо защищались зенитными расчетами, налеты на них приводили к огромным потерям союзной авиации, а этого англосаксы не любили (да не любят и сейчас). Массовая гибель гражданского населения также не привела к пораженческим настроениям. Казни паникеров и блестящая пропаганда ведомства Геббельса привели к прямо противоположным результатам. Ненависть к врагу только возросла, немецкий народ был готов сражаться до конца.
Уничтожение Дрездена не может быть оправдано военной целесообразностью. Беззащитный город не представлял никакого значения для союзников, ни в стратегическом, ни в оперативном отношении. Британский премьер понимал: союз Запада с нашей страной недолговечен, он закончится в день окончания войны. Армии Великобритании и США не могут тягаться с Вооруженными Силами Советской империи. Единственное их достижение перед Советами - это мощь стратегической авиации. Русские просто должны увидеть ее разрушительные возможности в действии. Только для этого решено было провести образцово-показательную казнь несчастного Дрездена. Что ж, советское командование сделало правильные выводы от увиденного: в нашей стране началось форсированное создание средств мощной противовоздушной обороны.
Безо всякого сомнения бомбежка столицы Саксонии является военным преступлением. На процессе в Нюрнберге обвиняемым вспомнили воздушные удары по английским городам, гораздо менее разрушительные. Общее число жертв Люфтваффе на британской земле составило около 60 тысяч человек (и это с учетом применения ракет «Фау»). В Германии итог деятельности Королевских ВВС насчитывает от 615 до 630 тысяч трупов. Так что обернись итог войны по другому - висеть бы Черчиллю с Харрисом на самом высоком дубу, который бы только нашелся в английской столице.
Сразу после войны пресса Туманного Альбиона начала активно интересоваться целесообразностью ковровых бомбардировок Германии. На это существует серьезное объяснение. Естественно, что на самих немцев Короне было наплевать с высокой колокольни. Но отношения с Советским Союзом стремительно портились, дело шло к Холодной войне, которая в любой момент могла перерасти в горячую. Великобритании требовались любые союзники против нашей страны (ну нет у Англии ни постоянных друзей, ни постоянных врагов. У нее есть только постоянные интересы). Газеты, всячески восхвалявшие до этого деятельность Бомбардировочного командования, теперь стали писать о неисчислимых жертвах гражданского населения поверженной Германии. Наиболее рьяные борзописцы даже требовали отдать под суд все авиационное командование.
Черчилль очень не любил вспоминать про Дрезден. Но от пронырливых журналистов не скроешься. На прямые вопросы знает ли он о том, что в результате бомбардировки саксонской столицы убито около двухсот тысяч человек, Черчилль воскликнул: «Ужасно! Ужасно! Мне никогда не говорили, что мы бомбили мирных граждан. Я думал, это сделали американцы. А лучше, спросите маршала авиации Харриса». Вот так! Не больше и не меньше.
Новый премьер-министр Великобритании К.Эттли публично возложил всю ответственность за бомбардировку Дрездена на Артура Харриса, что было уже совершеннейшим бредом. Выбор целей находился вне его компетенции. Кроме того, кабинет Ее Величества утвердил доктрину «бомбежек по площадям» еще до того как он стал руководителем Бомбардировочного командования. Достоверно известно: Артур Харрис был недоволен приказом бомбить столицу Саксонии, считая это решение ошибочным. Он несколько раз запрашивал подтверждение и действовал только повинуясь приказу. Но К.Эттли четко выбрал козла отпущения. Артура Харриса отправили в отставку (он оказался единственным военным такого ранга, не получившим при увольнении звание пэра. Королева отказалась пожаловать титул человеку, которого газеты обвиняли в убийствах гражданского населения).
Опальный Харрис взялся за перо, написав книгу «Стратегические бомбардировки». Он не стал оправдываться и перекладывать вину на тогдашнее руководство страны. Напротив, бывший «Нельсон воздуха» четко и последовательно доказывал: действия Бомбардировочного командования были правильными. Да, Королевские ВВС регулярно наносили удары по жилым кварталам немецких городов. При этом гибель гражданского населения является неизбежной. Но разве не нацисты научили нас таким ударам? Разве они не убивали наших граждан в Лондоне, Манчестере и Ковентри? Значит им можно, а нам нельзя? Фашисты первые начали бомбовую войну без правил, и получили аналогичный ответ. Теперь вы вздумали рыдать над немецкими трупами, вместо того, что бы оплакивать британских пилотов погибших при исполнении своего долга! Семьдесят восемь тысяч английских летчиков не вернулось домой за годы войны, неужели вы не сожалеете о них? А ведь эти парни погибли защищая вас! Что касается немцев, то пусть развалины своих городов будут им вечным напоминанием, что бывает с теми, кто осмеливается воевать с Короной!
Публикация книги здорово взбесила британское правительство. Они всячески пытаются открестится от политики ковровых бомбардировок Германии, а тут этот Харрис со своей писаниной, черт бы его побрал! Отставного шефа Бомбардировочного командования пригласили в Секретную службу и ненавязчиво предложили покинуть Туманный Альбион. Артур Харрис навсегда уехал из Англии (при этом публично высказав, что он думает о нынешнем премьере и его министрах). Он умер в Южной Африке в 1984 году. До самой смерти Артур Харрис никогда не выражал сожаления по поводу целенаправленного разрушения германских городов. В 1992 году англичане установили в Лондоне памятник Харрису, что вызвало мощный взрыв негодования в ФРГ.
Дурнее всех поступили американцы. Начиная с 1946 года в день гибели Дрездена (13 февраля), во всех уцелевших германских городах звонили колокола. Перезвон шел двадцать минут, столько времени длился первый налет. Это не очень нравилось оккупационным властям Соединенных Штатов. В конце концов Государственный департамент США выступил с официальным заявлением, в котором говорилось, что в разрушении Дрездена виноваты … русские. Дескать, советское командование обратилось с просьбой к руководству союзников об уничтожении столицы Саксонии. На этот раз я воздаю должное всем западным журналистам и историкам: В ЭТОТ БРЕД НЕ ПОВЕРИЛ НИКТО! Все газеты (в том числе и английские), отреагировали однозначно - никаких прямых или косвенных доказательств, свидетельствующих об обращении советского командования с такой просьбой, НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Янки вынуждены были стыдливо замолчать.
А что же Дрезден? Власти Германской Демократической Республики долго сносили развалины бывшей Флоренции на Эльбе. На месте города образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Вокруг центральной части города выросли многоэтажные здания и протянулись широкие проспекты. Общее восстановление исторического центра Дрездена заняло около сорока лет. Немцы блестяще справились с работой. Сегодняшний Дрезден считается одним из самых привлекательных немецких городов для туристов со всего мира.