О папской безошибочности

Jul 12, 2006 09:59

Разные вопрощающие спрашивают о первенстве и безошибочности Римского Папы

Я счел возможным сгруппировать вопросы по этой теме в один «блок».

Вопросы и ответы:

Вопрос: Меня всегда интересовало, что значит непогрешимость Папы. При том, что понятно, что в принципе Папа может ошибаться и даже грешить - о чём свидетельствует история.

ответ под катом )

catholic_answers

Leave a comment

arnaut_katalan July 12 2006, 15:00:35 UTC
"Утверждают, будто бы, что раз решено касательно веры одним папою, не может уже быть отменено другим. Я отвечаю, что это - ложь; потому что мы имеем пример св. Петра, порицаемого св. Павлом, и сопротивление определению папы Стефана со стороны св. Киприана, епископа карфагенского, прежде нежели Вселенский собор не решил вопроса касательно крещения еретиков".
кардинал Яков Фурнье (будущий папа Бенедикт XII), 1424 г.

"Известно, что верховный первосвященник может погрешать, даже в предметах, касающихся веры, научая ереси своими постановлениями или декретами: так как было много первосвященников еретиков, каким еще недавно оказался Иоанн XII, который публично внушал, возвещал и приказывал всему миру держаться заблуждения"
папа Адриан VI, 1552 г.

"Не стесняйтесь ни примерами моих предшественников, ни тем, что они сделали: я не желаю следовать им более, чем сколько дозволят это авторитет Священного Писания и богословские доказательства. Я не сомневаюсь, что мы подвержены заблуждению, тем не менее, однако, мы не должны быть осуждаемы, так как Бог управляет своею Церковью таким образом, что иногда, на известное время, он скрывает некоторые предметы, которые потом в другое - снова открывает".
папа Павел IV, 1557 г.

Reply

kassidi July 13 2006, 15:46:54 UTC
Источник приводимых Вами цитат сомнителен уже тем, что не дает сноски на два из трех текстов. Я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть на основании доступных мне сейчас данных аутентичность этих текстов.

Однако (исходя из предположения о том, что тексты верны).

Текст кардинала Фурнье (а) является его частным богословским мнением, а не папским вероопределением, (б) не противоречит учению о безошибочности Пап ex cathedra, поскольку ни в одном из двух упомянутых им случаев речь не идет о решениее, объявленном, как окончательное и относящееся к залогу веры. В иных решениях, особенно практических (в области дисциплины таинств, как это было с Папой Стефаном) решения Пап относительно веры могут содержать ошибки.

Текст Папы Адриана VI приведен, кажется, если он подлинен, не вполне точно, потому что в англоязычных источниках (в той же Википедии) предполагаемые слова цитируются так: говорится, что Папы могут haeresim per suam determinationem aut Decretalem assurondo. Этот текст, судя по сноске Вашего источника (а) появляется в богословской работе, а не в вероопределении, то есть сам не является вероопределением, но только личным мнением, которое может быть и ошибочным; (б) неточно переведен - речь идет о возможность распространения ересей посредством Папских практических определений (determinatio а не definitio) или письменными решениями по частным случаям (декреталиями). Таким образом (а) сам текст не был вероопределением и не претендует на безошибочность, (б) нет никаких указаний на то, что речь идет об окончательных, т.е. безошибочных решениях в области веры - а в иных ошибки содержаться могут.

Текст Папы Павла IV вообще совершенно не в тему, так как не говорит о вероучении или вероопределениях, но только о примерах (т.е. о поступках) прежних Пап и их делах. В делах Папы могут и ошибаться и быть весьма грешными, о чем я и говорил.

Так что даже при предположении, что тексты аутентичны, они не могут быть аргументом против догмата.

Reply


Leave a comment

Up