И, конечно, вопрос "про это" :)

Jul 12, 2006 01:37

Вопрошающий спрашивает:

«Как католическая Церковь относится к оральному сексу? Какие канонические документы существуют на этот счет?»

Ответ:

Ответ на этот вопрос станет понятен только если мы учтем все то, чему Церковь учит о любви мужчины и женщины - и о браке. Католическая Церковь учит, что интимное соединение мужчины и женщины законно и безгрешно (1) только в брачном союзе и (2) только когда оно открыто к возможности зачатия. Это связано со взглядами Церкви на природу союза мужчины и женщины и их сексуальности. Чтобы ответить на заданный вопрос, надо сначала кратко затронуть некоторые важные моменты учения Церкви об этом предмете. Я попробую объяснить их без особых ссылок на авторитет Откровения (не привлекая тексты Библии), чтобы разумность взгляда Церкви была понятна даже читателям, не являющимся христианами. Напомню, что на вопрос о нерасторжимости христианского брака я уже отвечал.


Почему только в браке?

Очень кратко - в основе лежат два момента: (1) Тот факт, что сексуальность пронизывает всю личность человека, что пол затрагивает каждую часть человеческой личности, человек - весь - «мужчина» и весь - «женщина». Поэтому то, что включает проявления сексуальности затрагивает всю личность в ее цельности, и телесное и духовное ее измерения. (2) Тот факт, что необходимо безусловно уважать достоинство каждой человеческой личности, в том числе и нерожденной.

Человек призван к цельности. Отделение биологического от духовного - для человеческой природы неестественно и фактически расчленяет ее, ведет к ее распаду. Телесные проявления сексуальности - это язык, который предполагает отношения между личностями. Телесное соединение - это полное принесение своего тела, своей телесности в дар другому человеку. И этот полный дар - поскольку человек - это не случайное сочетание, но неразрывное единство души и тела - неразрывно по природе связан с полным духовным единством, с вовлечением всей личности человека. Пытаться придать биологическому или чисто эмоциональному аспекту соединения мужчины и женщины некую самоценность - означает попытку разделить собственное существо (и существо другого человека), нарушить его цельность. А мы призваны стремиться к цельности, а не к саморасчленению.

При этом личность человека - это не момент, это «личность в истории». Это не только его «сегодня», но и его «вчера» и «завтра». Поэтому такой дар личности, духовный и телесный, возможен только в постоянном союзе, когда мы принимаем целиком всю личность другого человека с ее прошлым и будущим; берем на себя ответственность за этого человека и за отношения с ним. В постоянном, а не во временном союзе: этим Дар отличается от того, чтобы «отдать в аренду», «дать попользоваться» или «одолжить». Все это - недостойно личности, потому что личность - не вещь. А Дар - достоин. Но он не ограничен временем, дарят - насовсем. Наконец, дар всей личности в таком отношении возможен только в союзе с единственным человеком. Я не могу подарить свою душу и тело всецело, без обмана, если пытаюсь подаренное одному отдать еще кому-то. Если я дарю всю свою жизнь, всю свою личность не «единственному» или не навсегда - это не дар, а обман, причем обман в своем корне эгоистичный. Даже если это - союз «двух эгоизмов» - это противоречит достоинству и величию человеческой личности, способной на подлинный, не ведущий к самораспаду дар себя - другому.

Важно и то, что соединение мужчины и женщины по своей природе связано с деторождением, с его возможностью. Поэтому оно затрагивает не только достоинство их самих, но и достоинство того ребенка, который может родиться в результате их союза (о том, почему единство мужчины и женщины нельзя отделить от деторождения я скажу еще ниже). Ребенок - это личность, которая приходит в мир для того, чтобы быть любимой и научиться любить, принимать дары и научиться дарить себя. Поэтому ребенок вправе родиться в любви матери и отца, а не от случайной встречи; и нуждается в отце и матери, в стабильной семье для своего нормального человеческого развития и воспитания. Это еще одна причина того, что телесное соединение мужчины и женщины требуют любви и стабильного брачного союза.

Конечно же, для христиан, принимающих авторитет Откровения, очевидно, что все сказанное выше - связано с замыслом и законами Творца. Но полагаю, сказанного достаточно для того, чтобы увидеть цельность и разумность позиции Церкви в этом вопросе.


Почему только «не исключая возможности зачатия»?

По учению Церкви интимное соединение мужчины и женщины по своей природе связано с возможностью зачатия, появления новой человеческой жизни. Это вовсе не означает (как думают некоторые), что католики считают что каждый супружеский акт должен вести к зачатию или что зачатие является его единственной целью. Церковь учит, что каждый раз, когда супруги соединяются, у этого события две цели: явить и выявить единство супругов и дать возможность появления новой жизни. И что эти две цели, эти два аспекта - неразделимы. Отсюда - и учение о недопустимости контрацептивов.

Почему это так? Просто ответ звучит так: потому что любая подлинная любовь по природе своей плодотворна, она призвана рождать нечто новое и ценное. Бесплодная любовь, любовь, которую сознательно лишили возможности принести плод, любовь, которая сознательно отказывается от дара, которым этот плод может стать - это любовь не подлинная. Фактически, это обман под видом любви.

Любовь, объединяющая две личности, не случайным, в высшей степени естественным образом ведет к возможности появления, в качесте ее плода, дара новой жизни. В результате союза двух личностей может появиться третья, соединяющая супругов еще теснее, рожденная в любви и ради любви - чтобы ее любили и чтобы она сама научилась любить. Любовь, сознательно закрывающая себя для этой возможности - «стать родителями» - это любовь, сконцентрированная на себе. В ней супружеская пара живет только ради себя самой, в своеобразном «супружеском эгоизме». Но такая любовь не может быть настоящей, она неподлинна. Подлинная любовь - не замыкается между двумя супругами, она гораздо богаче и изобильнее, она желает и стремится излиться «наружу», за пределы самой супружеской пары. Два человек, которые любят друг друга по-настоящему не могут жить «только ради себя».

Каждое событие телесного соединения супругов - это слово в языке любви. Из этих слов складываются фразы и вся история любви мужа и жены. И каждое слово в этом диалоге любви должно быть истинным, не должно быть ни слова лжи. Одно ложное слово может сделать лживой всю историю, наносит ей рану, которую с трудом можно исцелить. Поэтому каждый акт телесного единения супругов должен быть «открыт к зачатию», быть готовым принять возможный дар новой жизни, быть совершен в готовности жить не только для себя - но и для других любимых, т.е. «быть родителями». Это также означает, что каждый завершенный супружеский акт должен быть «естественным» - ведь только в этом случае такая связь и готовность сохраняется.

Как можно видеть, учение Католической Церкви по этому вопросу всецело укоренено в глубоком понимании достоинства человеческой личности, ее природы, и того, что такое подлинная любовь, в том числе и в «земном» ее проявлении. Не случайно до 1930 года контрацепция не одобрялась и не позволялась ни одной из христианских конфессий (включая протестантские деноминации и Православные Церкви).


И наконец про «оральный секс».

Прежде всего ответ на второй подвопрос: никаких официальных документов Католической Церкви, которые были бы посвящены конкретно и именно «оральному сексу» не существует. И связано это не с тем, что нет четкого мнения Церкви на сей счет, а просто с тем, что документов Церкви о природе брака, сексуальности человека и супружеского единения вполне достаточно для того, чтобы ответить на связанные с этим вопросы. Этой теме и принципам учения Церкви в этом отношении посвящен целый ряд документов, некоторые из которых опубликованы и в русском переводе (не все доступно в Интернете) - в частности инструкция Конгрегации по делам вероучения Donum Vitae, апостольское послание Папы Иоанна Павла II Familiaris Consortio, еще ранее - энциклика Папы Павла VI Humanae Vitae. Достаточно ясно это учение выражено в Катехизисе Католической Церкви. Особое внимание теме супружеской любви и брака уделено в книге Кароля Войтылы (Папы Иоанна Павла II) «Любовь и ответственность». То, что я кратко изложил выше, можно глубже изучить, обратившись к этим документам и книге.

Какие же ответы следуют из учения Церкви на вопрос об «оральном сексе».

(1) Прежде всего вполне очевидно, что всякий сексуальный союз вне законного брака (для христиан - вне таинства Брака) недопустим.

(2) Даже в браке недопустим всякий сексуальный акт, в котором оргазм (вершина сексуального акта, прямо связанная с его плодородием) достигается не в естественном совокуплении.

Таким образом, если под «оральным сексом» иметь в виду законченный половой акт, в котором оргазм достигается путем куннилингуса, фелляции и т.п., согласно учению Церкви, морально недопустим. То же касается и «анального секса», взаимной мастурбации и т.п. форм законченного полового акта. В сексуальных актах допустимы только те выражения сексуального, которые «направлены» на естественное совокупление, (в котором и должен достигаться оргазм) - т.е. подготавливают его, содействуют ему или психологически завершают его.

Если же ставить вопрос о допустимости в браке т.н. «оральных ласок», имеющих подводящий характер, подготовительный к естественному совокуплению, в котором и достигается оргазм, то в данном случае нет определенного суждения Учительства Церкви, и есть только квалифицированные мнения католических моралистов.

В любом случае, основой для нравственной оценки совести должен быть следующий принцип (с учетом всего, уже сказанного):

«Творец Сам распорядился, (...) чтобы в этой функции [деторождения] супруги испытывали телесное и духовное удовольствие и удовлетворение. Таким образом, они не делают ничего дурного, ища этого удовольствия и наслаждаясь им. Они принимают то, что Создатель предназначил для них. Тем не менее, супруги должны уметь держать себя в рамках благоразумной умеренности» (Папа Пий XII, цит в Катехизисе Католической Церкви, п. 2362).

Суждение совести супругов, касающихся подводящих «оральных ласок» должно быть основано на рассмотрении того, находятся ли они в рамках «благоразумной умеренности». При этом надо помнить, что в супружеском единении речь может идти только о полной взаимной самоотдаче в любви, с которой соединено наслаждение. Недопустимо искать наслаждения ради исключительно самого телесного наслаждения - это уже было бы не взаимным даром, но использованием другого человека в эгоистичных целях. Если супруг становится для человека только способом получения наслаждения, удовлетворения желаний плоти - то это, даже если происходит в браке, нарушает супружескую верность в которой человек призван полностью подарить себя. При этом другая личность всегда более значима, чем собственна. Справедливо заметил по этому поводу Папа Иоанн Павел II, комментируя слова Евангелия о том, что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5,28): «Прелюбодеяние в сердце совершается не только потому, что мужчина смотрит таким образом на женщину, не являющуюся его женой, но именно потому, что он смотрит на женщину таким образом [т.е. как просто на источник удовольствия - kassidi]. Даже если он посмотрит так на женщину, которая является его женой, он может точно так же совершить в своем сердце прелюбодеяние» (Иоанн Павел II, общая аудиенция 8.10.1980).

Все это должно приниматься во внимание при вынесении нравственного суждения супругами. С учетом всего сказанного некоторые специалисты по нравственному богословию полагаю, что в качестве подводящих, «оральные ласки», если при их использовании уважается достоинство и желания обоих супругов, могут быть допустимы. При этом важно намерение, устремленное к кульминации сексуального взаимодействия и к достижению оргазма только в ходе естественного совокупления.

Другие же высказывают мнение, согласно которому едва ли их можно рассматривать как находящиеся «в рамках благоразумной умеренности», поскольку слишком акцентируют внимание на сексуальных ощущениях, получаемых в некотором «отрыве» от сексуального единения. Они также справедливо обращают внимание на то, что нередко в таких случаях женщина просто удовлетворяет пожелание мужчины, жертвуя собственными чувствами, т.е. велика вероятность сексуального эгоизма.

Думается, что, как и в любом вопросе сексуальной жизни, супруги должны принимать взвешенное и серьезное решение в этом вопросе в согласии с общими принципами учения Церкви о браке и сексуальности и по совести взвешивая свои подлинные намерения и побуждения.

И напоследок я скажу...

Просто в завершение скажу, уже лично от себя - мне очень неприятно слово «секс». И вовсе не из пуританства - потому что само интимное соединение мужчины и женщины - это благо и прекрасный дар Божий, когда им пользуются в согласии с Божьим Законом. Но использование этого слова кажется мне порочным - потому что оно как бы навязывает отделение «процесса» от его смысла, наполнения и личностного содержания, как если бы ценность и значение имел сам процесс, а не дар сексуальности в его целостности. Чтобы понять это, достаточно сравнить слова «соединяться в любви» и «заниматься сексом».

Чтобы лучше понять учение Церкви о браке могу порекомендовать, помимо уже упомянутой книги Папы Иоанна Павла II «Любовь и ответственность» доступные на русском языке в сети книги о. Артуро Каттанео «Брак: дар и служение» (пожалуй, не идеальна, но хороша) и Антонио Сикари «О браке».

На всякий случай, напоминаю всем о том, что я принял политику отказа от дискуссии.

catholic_answers

Previous post Next post
Up