"Все, что вы хотели узнать..." - вопрос 1

Jan 11, 2006 22:24

Вопрошающий пишет: «Меня поражает, как снижается личный «стандарт качества», как только речь заходит о вере. Рассуждая о религии, человек восхищается пропагандой, которая, если бы речь шла о политике, вызвала бы у него, максимум, ленивую зевоту. Критикующий начальника на работе спокойно принимает авторитет священника. Привыкший составлять собственное мнение принимает за непреложную истину чужие выводы трехсотлетней давности. Ну почему? «Потому что век наш - железный»? Или потому, что вера для нас - это то, что ни на что уже не влияет?»

Вопрос, Вами заданный, очень интересен. И интересен он, прежде всего, тем, что он очень ясно показывает, насколько мало знают многие современные люди о религии вообще и о христианстве - в особенности. Дело в том, что вопрос Ваш предполагает, что вера - это следование авторитету. Что христианин принимает что-то за истину потому, что ему так сказали. Что вера - это, в конце концов, нечто иррациональное, неразумное и разум к себе не подпускающее. Но между тем, это очень далеко от истины. Безосновательная, иррациональная «слепая вера» очень далека от веры христианской. Как ни странно это прозвучит, можно сказать, что даже атеист - если он пытается честно и непредвзято следовать разуму, а не просто догматически отрицает бытие Божье, как это с атеистами обычно бывает - гораздо ближе к христианству, чем человек, «слепо верующий». И именно потому, что он использует разум и задает вопросы.

Это может Вас удивить, но это так. Дело в том, что когда разум задается вопросами, он рассматривает разные ответы, сложные и простые, проверяет их достоверность и основательность и принимает те из них, которые его удовлетворяют. Когда человек, как это и свойственно ему по природе, задает самые большие вопросы - о смысле бытия, о Боге, об основаниях жизни и смерти, о смысле собственной жизни. то христианская вера - это тот ответ, который предлагается разуму. Вера - это не бездумное действие воли, когда что-то просто без доказательств и оснований считается истиной. Вера - это действие разума, который отвечает согласием (в католическом богословии мы называем его «согласием веры») на ответ, ему предложенный. Но, конечно же, для того, чтобы разум мог ответить этим согласием, он должен быть убежден, что перед ним действительно истина, удостовериться в этом. Было бы противно достоинству разума верить во что-то без причин и без оснований. Нет. Разум осмысляет предложенный ответ, обдумывает его, и принимает именно потому, что видит его целостным, непротиворечивым, разумно отвечающим на все вопросы, возникавшие перед разумом - и более того, ведущим разум к новым вопросам и ответам.

Вы можете возразить, что когда христиане говорят о чем-то, от них можно услышать: «Это есть в Священном Писании, поэтому это истина». Или: «Это истина, потому что так учит Церковь». Да, такие аргументы действительно можно услышать. И они вполне разумны - если оба беседующих человека согласны, что источник ответа действительно достоин доверия. Однако это вовсе не значит, что христианин слепо принял Священное Писание или Церковь в качестве авторитета. Это значит, что по каким-то причинам он решил, что Священное Писание и Церковь достойны доверия, что они действительно дают не какие-то, но истинные ответы на главные вопросы нашего существования. И к этому человек пришел разумно, для этого у него были разной степени основания и причины.

Католическая Церковь убеждена (и это убеждение выражено ею официально на I Ватиканском Соборе), что естественный разум, если им пользуются подобающим образом, в конечном итоге приведет вопрошающего человека к тому, что он сочтет полностью убедительными и основательными причины принять Божье Откровение в качестве ответа на свои главные вопросы. Действительно, многие вещи, которые сообщит ему откровение, он не мог бы узнать сам, только одним разумом. Но разума достаточно, чтобы убедиться в том, что Откровение истинно и его следует принять. Тех, кто считал, что вера мотивируется исключительно субъективным опытом - фидеистов - Церковь признала неправыми. И многие люди, честно задававшие свои вопросы, убедились в истинности этого убеждения Церкви. Для примера уместно вспомнить англичанина сэра Вильяма Рамси, археолога. Будучи, в силу своего образования, убежден в том, что Священное Писание неисторично и ложно, он отправился в страны Ближнего Востока с тем, чтобы доказать это свое убеждение на опыте, проведя раскопки. Однако в ходе своей работы он вновь и вновь убеждался в потрясающей исторической точности Нового Завета. Размышления разума привели его к тому, что он стал ревностным христианином, а его труды - классикой библейской археологии.

Иными словами, католики (насколько они, конечно, действительно католики) уверены - и имеют для этого основания - что все без исключения в их вере разумно. Некоторые ответы превышают разум - то есть дают больше, чем разум может постигнуть или исчерпать (такие неисчерпаемые истины, которые дают разуму все больше и больше ответов, мы называем «тайнами веры»), но они не «неразумны». Католик, если его разум развит и он умеет грамотно мыслить и учиться, может не бояться задавать вопросы. Если он тщательно, серьезно будет отвечать на свои вопросы, ответы приведут его ко все большей убежденности в истинности его веры. Вера и разум не противоречат друг другу: скорее они подобны двум крыльям, на которых человек взлетает к небесам.

Если бы Вы сами всерьез задались вопросом о том, «почему христиане считают свою веру истинной», Вы бы узнали, что то, что Вы назвали «средневековой пропагандой»,включает, в частности, философские и научные тексты огромной глубины. По сравнению с некоторыми средневековыми мыслителями сегодняшняя философская наука может считаться иногда даже ушедшей назад. Вы бы знали, что христиане не принимают слепо авторитет священников и не принимают без причин за непреложную истину то, что было сказано сотни лет назад или говорится сейчас. Напротив, они с большим почтением принимают старинные тексты своей Церкви потому, что видят, как глубоко и верно осмыслена в них Истина, в достоверности которой они убедились - каждый в своей мере.

В заключение хочу сделать еще несколько заметок - сказать несколько слов о том, что Вы написали про критическое мышление. На работе мы часто имеем свои мнения - и это нормально, если мы специалисты в своей области. Это, однако, не значит, что человек должен критически оспаривать все на свете. Будет странно, если, не имея ни малейшего представления, скажем, о нейрохирургии, мы будем врываться в операционную и обвинять хирурга в «догматизме», потому что он действует так, а не иначе. Он действует именно так, потому что он знает, как там все устроено. Он посвятил годы тому, чтобы убедиться в этом. Если у нас будут проблемы со здоровьем в его области - мы не будем лечиться на основании «собственных мнений», а найдем специалиста, хорошего специалиста, который вылечил многих больных - и доверим ему себя, будем следовать его советам. Это естественно - и всем понятно, почему именно так мы делаем. Но почему-то, когда дело касается смысла жизни, вопросов религии - то многие сочтут себя вполне имеющими право, сидя на кухне, промежду прочим, высказывать какие-то критические мнения и осмеивать тех, кто доверяет (не беспричинно!) Иисусу Христу и Церкви. Когда дело касается самой глубины нашего существа мы, почему-то оказываемся поразительно беспечны. Мы никогда не примем таблетку подозрительного вида и, наоборот, не откажемся принимать лекарство, которое прописал нам опытный, глубоко сведущий врач. А когда дело касается всей нашей жизни - почему-то легко делаем подобное.

Дело в том, что вера и то, что к ней относится - это наука, ничуть не менее сложная, чем наука нейрохирурга. И если кто-то хочет действительно на каком-то основании (а не просто потому, что так захотелось) высказывать «критические мнения» по религиозным вопросам - ему придется потратить годы на то, чтобы изучить то, о чем идет речь, начиная от философских оснований и заканчивая ответами, которые дает религиозная вера на те или иные конкретные вопросы, и причинами этих ответов. А если человек не хочет потратить время и силы для того, чтобы получить ответ на свои главные вопросы - то, может быть, было бы по крайней мере честнее не говорить ничего о том, чего он не знает, как мы не говорим всерьез об областях деятельности нейрохирургов или ядерных физиков.

И последнее: к сожалению, некоторые христиане дают основание для мнения, которое Вы выразили. Они действительно не задумываются о том, во что верят - о причинах и основаниях своего выбора. Как правило, такие люди и не воплощают свою веру в своей жизни. Если это католики - они поступают вопреки тому, к чему призывает их Церковь. И тут Вы правы - может быть, некоторые из подобных «христиан» действительно удовлетворяются этим потому, что вера для них ничего или почти ничего не значит. Как и многие из людей, поверхностно отрицающих христианство, почти ничего о нем не зная, высказывающие мнения о том, чего не ведают и о чем всерьез не задумывались - для них, видимо, тоже не имеют особого значения главные вопросы, встающие перед человеком, о цели, смысле и ценности всего их существования. Вот именно у них - таких «христиан» и таких нехристиан - и есть проблемы со «стандартом качества» в самых серьезных вопросах.

Вы начали задавать вопросы. Я советую Вам продолжать это делать - с открытым разумом, честно и серьезно. Именно это и есть настоящий путь к настоящей христианской вере. Именно в конце этого пути ждет Вас Иисус Христос (и Католическая Церковь).

catholic_answers

Previous post Next post
Up