Ну вот, идет борьба вокруг законопроекта "Об образовании". Чем она кончится - мы пока не знаем, но важно уже то, что мы не молчим. Родители, заинтересованные в семейном образовании - да и не только - показали, что у них есть активная социальная и гражданская позиция. Это, кстати, большой аргумент в пользу семейного образования - поскольку, увы, другие группы (интересы которых законопроект тоже затрагивает) вовсе не проявляют такой гражданской активности; стало быть мы - источник хорошего примера. Для демократического государства, конечно...
Но я сейчас хотел написать не об этом, а поделиться своими мыслями, в т.ч. грустными.
Мне давно уже понятно, что семья в России - при всех декларациях - под угрозой. Налицо ряд весьма опасных тенденций (в законодательстве и не только). И я давно считал бы нужным создание общественного объединения людей, на здравых основаниях совместно работающих, чтобы защитить семью. По всем направлениям, где возникает опасность. По большому счету - только так и можно защитить наши права - собрав _много_ людей, которые готовы были бы ради этой цели как-то действовать вместе. По всей стране, поддерживая друг друга. Да, есть разные семьи, с разными взглядами, порой диаметрально противоположными, с разными религиозными убеждениями и педагогическими предпочтениями. Но у них есть общее - все они под угрозой. Поэтому правильный подход был бы таким - защитим вместе права и традиционную автономию семьи - а наши разногласия мы как-нибудь уж обсудим отдельно. Свободно, сами по себе и без давления "сверху" и с других сторон.
Более того, угроза семье существует не только в России. Есть она и в других странах - и есть и попытки ее защищать (скажем, в США, Великобритании и не только). Объединившись, мы могли бы найти и тех зарубежных коллег, с кем можно было бы взаимодействовать и в каких-то вопросах выступать единым фронтом. Казалось бы, весьма здравая идея.
К сожалению, все замыслы в эту сторону наталкиваются на одну большую проблему (существующую даже в "семейном" кругу - но и везде). Точнее - на две проблемы. Во-первых, люди готовы что-то сделать (обычно - не говорю обо всех, исключения есть и немало) - только когда что-то угрожает лично им. Во-вторых - и это хуже, они готовы и объединяться только вокруг той проблемы, которая важна лично им - здесь и сейчас. Скажем - за семейное образование - но не против других угроз, нависших над семьей. Уж потому ли, что не верят в иные угрозы, пока они прямо над ними не нависли - или по иным причинам - не знаю, не буду судить.
Диалог часто выглядит так:
- Давайте объединимся в организацию "Защитим нашу одежду"! Не будем ограничиваться кружком "Защитим свою рубашку", это неправильною Ведь под угрозой вся одежда, скоро будем голыми ходить!
- Нет, что Вы! Меня волнует только рубашка! Одежда в целом меня не волнует, пусть этим занимаются другие! Вот у кого тоже рубашка - давайте вместе рубашки защищать!
- А мне и вовсе эта идея не нравится! Рубашка - да. Но вся эта паранойя по поводу отнимания трусов мне неприятна! В сущности, я не против, чтобы у других отнимали их трусы, если не будут трогать мою рубашку.
- Да, в общем даже правильно, что отнимают трусы! Трусы сковывают движения и не дают коже дышать!
И ведь не понимают люди, что вопрос не в том, нравятся ли им трусы. Хотят ходить без них - пусть ходят. Вопрос в том, чтобы каждый мог носить выбранную им одежду, пока это не приносит вреда всему обществу. Хотя бы в своем доме и в своей семье. И чтобы завтра не пришел милый дядя и не решил за каждого из нас, какую одежду мы должны носить в своих домах.
Был такой пастор в Германии времен нацизма, узник нацистского режима -
Мартин Нимеллер. В свое время он просто объяснил, как стало возможно то, что произошло в Германии - и это бы нам всем должно быть уроком:
"В Германии они сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем... Потом они пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Потом пришли за католиками, но я, будучи протестантом, не сказал ничего. А когда они пришли за мной - за меня уже некому было заступиться".
То, что сейчас происходит в отношении семьи и в России, и во всей Европе - очень напоминает то, что происходило в те годы. Это атака нового тоталитаризма - причем не против уже отдельных групп людей, а против человечности и человеческой природы как таковой, ибо семья - важнейшее основание человеческого. Так что пример этот - не reductio ad Hitlerum, не "сведение к Гитлеру" - а вполне реальная аналогия.
И вот вопрос - все-таки сумеем ли мы найти в себе достаточно здравости, чтобы объединиться не ради личных предпочтений, а ради того, чтобы любые наши законные предпочтения и наши семьи вообще могли существовать. Рад буду услышать мнения (разумеется, конструктивные).
P.S. Кат, уж простите, не поставил, потому что считаю это все очень важным.
P.P.S. Прошу учесть, что я ни на кого не нападаю, никого не обвиняю и никого лично не имею в виду. И я, разумеется, не против организаций и в защиту рубашек тоже - я о другом. Это описание тенденции разбегания по углам, повергающей меня почти в отчаяние. Хотя я и верю, что ее все-таки можно преодолеть. Стоит понять, что происходит. Хотя бы чуть-чуть.