«Да знаменуется на нас свет лица Твоего, Господи» (Пс. 4, 7), - воскликнул словами псалма Андрей Юродивый (а по русскому переводу: «Яви нам свет лица Твоего, Господи»), - явился же ему Крест. Старообрядцы, при чтении сих слов псаломских, все вместе творят на себе крестное знамение. Значит: явление света лица или знаменование света лица Господня и есть явление Креста, т. е. Крест есть свет лица Господня, или явление славы Его - слава Господня, или еще - созерцаемый, являемый миру образ Господень. А по образу Его - сотворен человек. Посему Крест есть человеческая природа, взятая на Себя Господом, в ее единстве и божественном отображении. В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа. Так, мученику Прокопию, в язычестве Неания, назначенному преследовать и истреблять верующих в Распятого, ночью, с землетрясением и грозою, послышался глас с неба: «Неания, куда ты едешь?» Неания сказал: «…[царь] дал мне должность дука в Александрии, [и власть истреблять казнями христиан».] И снова послышался глас, сказавший: «О, Неания, и ты идешь на Меня?» Неания сказал: «Господи, кто Ты? Покажи- έμφάνησον-мне Себя, ибо я не могу видеть Тебя-θεωρήσαι σε». И тотчас-ευθέως-явился-ώφθη-ему Крест кристалловидный- ώς κρυσταλλοειδής-и послышался глас из Креста: «Я-Иисус распятый, Сын Божий». Неания говорит Ему: «…». Далее разговор Неании и Христа о рождении и крестной смерти последнего ('Ανάλεκτα Ίερουσ. Σταχυολ. Т. V (1-27), § 3; Палестинский Патерик, вып. 16, стр. 8-9){57}. Неания просит Господа «показать Себя» -т. е. явить лице Свое-является же Крест, и Крест свидетельствует: «Я - Иисус». Следовательно, явление Господа, Господь в явлении - и есть Крест. «Крест в Христе, и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа» (Протоиерей Иоанн Сергиев, - Моя жизнь во Христе, ч. 11,<с.) 96. М., 1899). Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии лице Господа изображалось обычно Крестом{58}. Но человек-по образу Христа, и потому Крест и есть образ Божий в человеке, его тип, тогда как тип Креста, прототип Человека-Сама Пресвятая Троица: πρωτότυπος - τύπος-εκτυπος {59} Пресв<ятая>Троица-Крест-Человек. Человек сотворен как ноуменальный Крест. Отсюда всякое высшее проявление человеческой природы-в крестообразном распростертии. Как скомканный бутон, сжавшись, сидит человек в чреве матери. Растет-и расправляется, как бутон- распускается. Цветение человеческого вида-прекраснейшее, что есть в человеке, человечное в человеке, - когда он крестообразно простерт. Это даже внешне-зрительно. Но еще более это таинственно-духовно. Воздеяние рук горе и крестообразное простертие ниц - вот два вида наиболее глубокой молитвы - раскрытия перед Господом и по Господу себя, а посему и богоуподобления. ..... Богоуподобление есть крестоявление, осуществление в себе креста. ..... Но более того. Крест-тип не только человека, но и всей вселенной, созерцаемой как единое Целое. \\\ Ну и далее, сами ищите ссылочку на данную книгу. Божьей помощи и простите.
В этом смысле Крест Честный может даже отождествляться с Господом, по единству Божественной Ипостаси Господа. Так, мученику Прокопию, в язычестве Неания, назначенному преследовать и истреблять верующих в Распятого, ночью, с землетрясением и грозою, послышался глас с неба: «Неания, куда ты едешь?» Неания сказал: «…[царь] дал мне должность дука в Александрии, [и власть истреблять казнями христиан».] И снова послышался глас, сказавший: «О, Неания, и ты идешь на Меня?» Неания сказал: «Господи, кто Ты? Покажи- έμφάνησον-мне Себя, ибо я не могу видеть Тебя-θεωρήσαι σε». И тотчас-ευθέως-явился-ώφθη-ему Крест кристалловидный- ώς κρυσταλλοειδής-и послышался глас из Креста: «Я-Иисус распятый, Сын Божий». Неания говорит Ему: «…». Далее разговор Неании и Христа о рождении и крестной смерти последнего ('Ανάλεκτα Ίερουσ. Σταχυολ. Т. V (1-27), § 3; Палестинский Патерик, вып. 16, стр. 8-9){57}.
Неания просит Господа «показать Себя» -т. е. явить лице Свое-является же Крест, и Крест свидетельствует: «Я - Иисус». Следовательно, явление Господа, Господь в явлении - и есть Крест. «Крест в Христе, и Христос на Кресте; Крест есть образ распятого Христа» (Протоиерей Иоанн Сергиев, - Моя жизнь во Христе, ч. 11,<с.) 96. М., 1899). Отсюда понятно, почему в первохристианской иконографии лице Господа изображалось обычно Крестом{58}.
Но человек-по образу Христа, и потому Крест и есть образ Божий в человеке, его тип, тогда как тип Креста, прототип Человека-Сама Пресвятая Троица:
πρωτότυπος - τύπος-εκτυπος {59}
Пресв<ятая>Троица-Крест-Человек.
Человек сотворен как ноуменальный Крест. Отсюда всякое высшее проявление человеческой природы-в крестообразном распростертии. Как скомканный бутон, сжавшись, сидит человек в чреве матери. Растет-и расправляется, как бутон- распускается. Цветение человеческого вида-прекраснейшее, что есть в человеке, человечное в человеке, - когда он крестообразно простерт. Это даже внешне-зрительно. Но еще более это таинственно-духовно. Воздеяние рук горе и крестообразное простертие ниц - вот два вида наиболее глубокой молитвы - раскрытия перед Господом и по Господу себя, а посему и богоуподобления.
.....
Богоуподобление есть крестоявление, осуществление в себе креста.
.....
Но более того. Крест-тип не только человека, но и всей вселенной, созерцаемой как единое Целое.
\\\
Ну и далее, сами ищите ссылочку на данную книгу.
Божьей помощи и простите.
Reply
Leave a comment