Кружево Шантильи.

Dec 08, 2013 03:14

Оригинал взят у ju_undin в Кружево Шантильи.
Оригинал взят у la_gatta_ciara в Кружево Шантильи.

Меня давно просили сделать пост про кружева "шантильи". С иллюстративным материалом проблем не было, а вот текст... Но тут мне попалась отличная статья и я решила: пусть будет текст чужой, а подбор картинок мой))
Читаем и любуемся!




Portrait of a Young Woman with a Lace Shawl Adelaide Salles-Wagner, nee Wagner ca. 1850s.

"Шантильи является одним из самых распространенных типов кружева. Он не только способствовал формированию и успеху французского плетеного кружева, но также оказал значительное влияние на стилистические особенности современных кружевных изделий, предназначенных для модной индустрии.





слева: платье 1860-х гг, справа: платье от Кристиана Лакруа.

Плетеное кружево широко распространено во Франции, начиная с XV века. Это узкие полоски несложного по технике плетения кружева. Со времени основания мануфактурного производства шитых иглой кружев в середине XVII, существенных успехов в области плетеного кружева, достигнуть не удалось. Все попытки воспроизвести кружево аглетер оказались безрезультатны.
Европейское признание французское плетеное кружево получает только в XIX в., когда в 1840-е годы входит в моду кружево шантильи. На волне увлечения ретростилями, определявшими стилистические особенности произведений прикладного искусства второй четверти-конца XIX в., неорококо было так же актуально. Обращение к арсеналу художественных средств алансонских кружев стало залогом популярности кружева шантильи.




История этого маленького городка севернее Парижа достаточно типична для XIX века. Первоначально, в Шантильи делали черное и белое плетеное шелковое кружево, а также кружево из металлических нитей. Еще в первой четверти XIX века плетеное в Шантильи кружево известно под названием модных тогда блонд. Под своим собственным именем шантильи появляется уже тогда, когда в самом городе его производство прекратилось. В XIX веке кружевом шантильи славятся такие французские центры как Байе и Канн, где сначала плетут блонды, а потом переходят на шантильи.




Шантильи представляет собой плетеное кружево из черных шелковых нитей. Оно плетется на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним куском, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Материалом для шантильи служит шелковая нить - "Гренадин Алэ". Характерная для XVIII века сетка фона представляет собой решетку из ромбов, образованную пересечением одной горизонтали двумя диагоналями, направленными в противоположную сторону и носит название "point Chant" или "point de Paris".




Позже, в конце XVIII - начале XIX века, ее заменяет сетка с сотовой ячейкой в подражание знаменитому и очень тогда популярному кружеву Алансон.




Орнамент узора, выполняется решеткой "point grille", которая в некоторых частях рисунка, для достижения глубины и объема, плетется более плотно. Контуры рисунка, равно как и ажурных сеток "point marriage" (которые также называются "vitre" или "cinq trou"), очерчивает более плотная шелковая нить.




Шантильи является типичным кружевом времен Наполеона III. Как правило, это изделия большого размера: мантильи, шарфы, пелерины, юбки, зонтики, а также, воланы, барбы, различные наколки и носовые платки.

Наколки для волос:




Leonilla Ivanovna Baryatinskaya. Sokolov





Из коллекции Музея Метрополитен (Нью-Йорк)

Веера:







Жакетики:




1860-е гг.




1860-е гг.







1860-е гг.

Зонтики:




Renoir. Lise With Umbrella.





Из коллекции Музея Метрополитен (Нью-Йорк)





Митенки:




Платья:







моды 1860-х гг.











Стилистические особенности этих изделий вызывают в памяти кружево середины XVIII века. И, в то же время, они очень современны своей эпохе. Рисунок всегда отличается сложностью композиционного построения и совершенством исполнения отдельных деталей. Крупный узор с замысловатыми букетами из крупных реалистически трактованных цветов (роз, тюльпанов, ирисов, маков, вьюнов, колокольчиков) заполняет почти всю поверхность кружева, оставляя немного свободного места для фона, чтобы усеять его мушками и небольшими цветочками.




Край изделия обрамляет характерный для времен Второй Империи, неизменно повторяющийся мотив свисающих ламбрекенами лент, отороченных рюшем или бахромой и орденских лент с кистями.








В кружеве шантильи часто можно встретить изображение полос с узором, напоминающим тесьму и архитектурные профили: чередование выгнутых и вогнутых линий в сочетании с листьями аканта. Они придают этим композициям декоративность и задают какой-то особенно торжественный ритм.








К середине XIX века шантильи становится столь популярно, что его не только используют в костюме (и в Западной Европе и в Америке и в России), но и изготавливают в разных городах разных стран. Несколько центров по производству кружева шантильи было и в Бельгии (Грамон и Ангуэн). Огромная популярность, которой пользовалось кружево шантильи во второй половине XIX века, позволило ему занять крупное место в истории западноевропейского кружева.








Впрочем, на этом история шантильи не заканчивается. С появлением машинного производства кружева стало возможным воспроизводить аналогии знаменитых кружев, сплетенных или шитых, в том числе и шантильи.




Юбка 1870-х гг из "шантильи".

В начале ХХ века были модны платья из черных кружев на светлом чехле. Как правило, при их изготовлении, использовалось разное кружево и, для усиления драматического эффекта, апликация из черного бархата и атласных лент.




A Portrait of Mrs. James Leigh Coleman by Raimundo Madrazo, 1886




1892, American, Made of satin and lace





c. 1898 CONWAY Robes




Dinner Dress ca. 1901.




1900-05, Mode Museum





Накидка начала ХХ века.





BLACK LACE TEA GOWN, c. 1905





TRAINED BLACK LACE EVENING GOWN with SEQUINS, c. 1905





Dress, Evening 1906-08




Long dress, F. Mulot, Paris, 1910.




Portrait of Ewfimia Nosova by Konstantin Somov, 1911 Russia, the Tretyakov Gallery.





1910 Black cotton velvet and silk Chantilly lace Edwardian Gown





1913 MANALT-HOSCHEDE, 8 Rue Volney, Paris





SILK and CHANTILLY LACE DINNER DRESS, c. 1913




Фото дам 1910-х гг.




Кинозвезды 40-х и 50-х гг. Фильм-нуар редко обходился без женщин в "шантильи", но это уже тема для другого рассказа))




Современное кружево шантильи предназначено, главным образом, для декорирования эксклюзивных нарядов и создания рафинированных и утонченных образов. Кружево активно используется в сфере высокой моды и готового платья. Ведущие фирмы изготовители кружева работают с известными домами мод, такими как Prada, Zac Posen, Chanel, Christian Lacroix, Valentino, Givanchy, Elie Saab, Christophe Josse.




Подводя итоги, остаётся лишь подчеркнуть, что бережное отношение к традициям национальной культуры не только помогло французскому кружеву шантильи занять значительное место в истории плетеного кружева и получить мировое признание, но позволило обогатить арсенал технических и художественных средств современных кружевных изделий".

Источник текста: http://dninauki.ucoz.ru/publ/katalog_statey/kruzhevo_shantili_formirovanie_francuzskogo_pletenogo_kruzheva_i_sovremennaja_industrija_roskoshi/1-1-0-65

Шали из "шантильи" 1860-х годов я выложу отдельным постом, поскольку их изображений в сети попадается очень много.

Еще мои посты по тэгу "кружево":

КРУЖЕВНЫЕ ЧАЙКИ «Boue Soeurs» http://la-gatta-ciara.livejournal.com/41537.html

ПЛАТЬЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА ИЗ ИРЛАНДСКОГО КРУЖЕВА. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/48174.html

КАРТИНКИ. ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО НАЧАЛА ХХ ВЕКА http://la-gatta-ciara.livejournal.com/49178.html

Баттенбергское кружево (пуант - ляс). http://la-gatta-ciara.livejournal.com/70779.html

Мантилья в XIX веке. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/205007.html

Previous post Next post
Up