Продолжение.
1 часть здесь. Джордж Кьюкор - режиссёр «Газлайтинга», ничем не отличается от типичного голливудского кинопродюсера, который, в конце концов, не полностью контролирует идеи и восприятие, лежащие в основе снимаемых им фильмов.
И тем не менее Джордж Кьюкор был одним из постоянных посетителей воскресного салона Салки Виертель в Лос-Анджелесе, который в 1930-50-е годы был центральным местом общения голливудской интеллигенции и сообщества европейских интеллектуалов-эмигрантов, многие из которых составили основу новой франкфуртской школы, ставшей родоначальницей социального инжиниринга.
Среди постоянных воскресных посетителей были Арнольд Шенберг, Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Теодор В. Адорно, Бертольд Брехт, Томас Манн и Грета Гарбо.
Это не означает, что все участники голливудского салона Салки были злодеями, однако, это говорит о том, что художники, которые были завсегдатаями таких кругов, сознательно или бессознательно, но всё же участвовали в распространении психологических техник, изучаемых Тавистокским институтом, а позже MK Ultra.
Их основной директивой было повысить податливость, внушаемость и манипулирование восприятием через уже изученные методы контроля и успокоения масс.
Одним человеком, который очень хорошо осознавал что происходит, был Теодор Адорно (другой - Олдос Хаксли, о котором мы вскоре поговорим).
Адорно изучал вопросы использования музыки, как основного инструмента массового социального бихевиоризма.
Теодор Адорно в молодости был многообещающим будущим концертным пианистом, который позже учился в Вене у знаменитого композитора Арнольда Шенберга. В 1946 году, находясь в Соединенных Штатах, работая над программой “Культурного пессимизма” Франкфуртской школы, он написал книгу ”Философия современной музыки", так называемую обличительную речь против классической культуры:
Это должно было стать одним из основных подводных течений, сформировавших философию движения контркультуры. Название говорило само за себя. И так называемая свобода от “оков” классической культуры, должна была принять форму привлечения шизофренических черт в сферу эстетического сознания (эстетическое означает набор принципов, лежащих в основе того, как мы определяем и ценим стандарт “красоты”).
Таким образом, у слушателя современной музыки целенаправленно вызывались шизофренические черты в соответствии с предписаниями Франкфуртской школы.
Это было достигнуто путем поощрения своего рода зацикливания фрагментации. Именно по этой причине сегодняшняя популярная музыка настолько однообразна, она предназначена не только для того, чтобы вызывать трансовое состояние, подобное успокоительному, но и для того, чтобы способствовать фрагментации мышления.
Музыка была наиболее подходящей для создания такого эффекта, потому что даже в фильме или сериале должна быть какая-то связная сюжетная линия, какой бы банальной она ни была.
В современной музыке появилась "атональность", над продюсированием которой Шенберг работал совместно с Адорно, благодаря атональности, сюжетная линия, присутствовавшая ранее в классической музыке, была стерта.
Это похоже на просмотр фильма, в котором каждые несколько минут меняется сюжет, декорации, персонажи и при этом нет четкого направления или цели.
Появление социальных сетей привело к похожему эффекту от атональности, только в сфере обмена информацией.
Социальные сети, особенно такие платформы, как Twitter, instagram и tik tok, способствуют концентрации внимания на предмете всего на несколько секунд. Это еще одна форма провоцирующая фрагментацию мышления.
Если в информационную ленту добавить контент, который вызывает больше стресса или беспокойства, это повысит внушаемость и снизит нашу осведомленность о том, что проникает в наше подсознание и создает фон для того, что позже формирует наше восприятие реальности, в том числе в вопросах морали.
Таким образом, чем более фрагментирован разум, тем более он внушаем.
«Писать стихи после Освенцима - это варварство» - сказал Теодор Адорно в статье «Культурная критика и общество» в 1949 году
Адорно настаивал на том, что все формы красоты должны быть изгнаны из нашей культуры. Он хотел способствовать психическому разложению общества в массовом масштабе, чтобы эффективно перезагрузить систему.
Для этого использовались те же методы, которые изучал Уильям Саргант: чтобы добиться максимального контроля над массовым мышлением и восприятием, нужно вызвать максимальный стресс, чтобы повысить внушаемость. Только тогда испытуемый мог признать, что это был его собственный выбор - принять любые предлагаемые поведенческие условия.
Для достижения максимальной внушаемости Адорно перечислил их в таком порядке:
Это было применение “Критической теории” Франкфуртской школы, где нам сказали, что все, что было до нас в любой области устоявшегося обучения, теперь должно быть выброшено на помойку, и нам пришлось столкнуться с попыткой перепрограммирования того, как мы смотрим на наш мир и на нашу реальность.
Это могло произойти только путем вызова крайних состояний фрагментации, то есть шизофренических черт, чтобы якобы восстановить фрагменты так называемым более правдивым способом, без культурных шор прошлого, по крайней мере, так нам сказали.
Согласно Франкфуртской школе, частью этого освобождения от классической культуры было освобождение от классического понимания эстетики, и, таким образом, центральным принципом движения контркультуры было теперь считать уродливое прекрасным, прекрасное уродливым, а безумие - новым здравомыслием.
Следует также отметить, что большая часть работ Франкфуртской школы также будет продвигаться Конгрессом за свободу культуры, который, как сегодня широко признано, финансируется и находится на службе у ЦРУ.
Фактически, работа Франкфуртской школы и их интерес к созданию “шоковых” эффектов в искусстве для усиления шизофренических состояний идеально вписывается в то, над чем ЦРУ работало с MK Ultra.
Олдос Хаксли,
который работал с MK Ultra, цитирует доктора Эриха Фромма в его книге “Возвращение в дивный новый мир“ (1958).
Доктор Эрих Фромм был ”философом-психиатром" из Франкфуртской школы критической теории.
Интересно, что психиатр из Тавистока - Уильям Саргант, с которым Хаксли также состоял в тесной переписке, обсуждал в своей работе “Битва за разум” (1957)
феномен "танцевальной мании", первые упоминания о которой датируются 7 веком. Иногда танцевальная мания, словно в каком-то трансе, овладевала человеком на дни, недели, а в некоторых случаях и месяцы. Это была не шутка, поскольку люди, страдающие этой странной одержимостью, иногда умирали от истощения или голода.
Танцевальная мания вызвала повышенную внушаемость, способную заставить человека “с равной силой принимать разум и безумие, добро и зло, уменьшать восхваление добродетели и преступность порока”.
Саргант цитирует " Дьяволы Лудена" Олдоса Хаксли в его книге "Битва за разум".
Олдос проявлял явный интерес к тому, как можно вызвать шизофреническое состояние химическим путем, что также позволит повысить внушаемость.
За шесть лет до написания “Возвращение в Дивный новый мир”, в 1952 году, Хаксли встречался с доктором Хамфри Осмондом, который тогда только что опубликовал психиатрическое исследование под названием “Новый подход к шизофрении”.
Осмонд, человек, который придумал термин “психоделический”, означающий “раскрывающий сознание”, работал с мескалином и в своем исследовании утверждал, что психоделики вызывают психологическое состояние, идентичное шизофрении.
Осмонд изучал мескалин на предмет его химического сходства с адренохромом, веществом, вырабатываемым в организме в результате окисления адреналина и связанным с возникновением шизофренических черт.
Именно опыт приема Хаксли мескалина в присутствии доктора Хамфри Осмонда в 1953 году вдохновил его на написание книги “Двери восприятия”, которая считается библией контркультурного движения.
Олдос Хаксли, и Джеральд Херд, сыграли важнейшую роль в развитии
Движения за развитие человеческого потенциал (HPM), официальным инициатором которого признан Институт Эсалена.
Основатели Института Эсалена - Ричард Прайс и Майкл Мерфи, почерпнули идею основного смысла существования Института Эсалена в основном из лекции Олдоса о “Человеческих возможностях” в 1960 году в Медицинском центре Калифорнийского университета в Сан-Франциско.
В этой лекции Хаксли бросил вызов начинающим студентам найти способы задействовать весь потенциал человечества, который оставался скрытым на протяжении веков.
В своей лекции, Олдос рассуждает о том, что было бы неплохо, если бы учреждение могло запустить программу по исследованию методов актуализации “человеческих потенциалов” в соответствии с его "Дивным новым миром", которые должны быть изучены, оценены и применены обществом. Мерфи и Прайс были в восторге.
Институт Эсалена, основанный в 1962 году, провел свою первую серию семинаров, которые были названы - “Человеческие возможности".
В эту серию входил семинар под названием “Мистицизм, вызванный наркотиками”. В институте работали 25 исследователей ЛСД, а наркотики распространялись на семинарах. Это положило начало тому, что стало известно как “Движение за человеческий потенциал”.
Постер мероприятия Human Be-In, прошедшего в январе 1968 года
Мероприятие
Human Be-In было организовано как мероприятие с использованием ЛСД-25. На нем присутствовало от 25 000 до 50 000 человек. Раздавались бесплатные бутерброды с добавлением ЛСД, после чего родилось “Лето любви”, иначе известное как первое проявление Дивного Нового мира.
«Добро пожаловать в первое проявление Дивного нового мира - прозвучало во время открытия мероприятия».
В 1956 году психиатр Р.Д. Лэйнг обучался на грант в Тавистокской клинике в Лондоне, где оставался до 1964 года.
В брошюре 1967 года, опубликованной Эсаленским институтом, на 38 странице написано:
«Ричард Прайс - соучредитель Esalen, работает с Р. Д. Лэйнгом из лондонской Тавистокской клиники над предложением о создании центра в Биг-Суре, где с небольшой, избранной группой душевно-больных, будут обращаться как с людьми, совершающими открытия, и им будет разрешено пережить свои психозы.
Похоже, что не параноидальный острый шизофренический перерыв относительно непродолжителен и сопровождается реинтегративным процессом, так что человек возвращается из своего «путешествия» с более высоким IQ, чем в начале. Мы надеемся найти новые способы сделать такие сеансы более ценными и полезными».
Таким образом, вызывание шизофренических срывов считалось «опытом, повышающим функциональность», по крайней мере, так говорили бедолагам.
Ключом к достижению максимального человеческого потенциала было внушение безумия, фрагментация разума посредством шизофренических срывов с обещанием, что в конце всего этого у человека будет более высокий IQ.
Таким образом, нравится вам это или нет, актуальность “пересмотра безумия” Института Эсалена и Лэйнга, как крестоносца за продвижение клинически невменяемых, необходимо признать, что Тавистокский институт полностью возглавил работу, и явно не в наших интересах.
Реальность такова, что революционная альтернатива практике мейнстрим-психологии, которую продавали массам культовые фигуры, такие как Р.Д. Лэйнг, полностью контролировалась и формировалась Тавистокским институтом, филиалом которого является MK ULTRA.
Б.Ф. Скиннер, один из ученых, работавших в Исследовательском центре Эсалена, обнаружил в своей работе с крысами, феномен, который теперь называется “коробкой Скиннера”, есть другой, менее жуткий вариант - “камера оперантного обусловливания”.
Скиннер обнаружил, что крыс, которых пытали в этом ящике специфическим способом, а именно с помощью противоречивых сообщений о вознаграждении и наказании, так вот у этих крыс формировалась своего рода зависимость от этой созданной “реальности”, как механизма преодоления будущих стрессов.
Было обнаружено, что, когда крысе разрешали покинуть клетку и она подвергалась воздействию раздражителя, причинявшего боль или страх, ее немедленной реакцией было забежать обратно в клетку ради собственной безопасности и комфорта по собственной воле!
Работа Скиннера над крысами не была потеряна в том, что касается ее применения на людях:
Мы достигли точки, когда нам нужно спросить себя: “Стали ли мы зависимыми от наших собственных страданий? Достигли ли мы той точки, когда можем найти утешение только в освобождении от контроля над нашей ситуацией?”
Это лишь вопрос поиска того, что вызывает “эйфорический подъем” или “ошеломляющий спад”, пока мы плывем по течению к забвению?
Давайте напомним себе урок, который мы извлекли из фильма "Газовый свет".
Хотя Паула не проявила своей свободной воли, мы можем ясно видеть из ее ситуации, что, если бы она сделала это, она могла бы с большой легкостью избежать кошмара, который был создан для нее.
Мы также узнали, что кажущийся всемогущим Грегори, который, казалось, с такой точностью осуществлял свой контроль над Паулой в построении ее реальности, на самом деле оказывается совершенно бессильным, как только Паула решает вернуть контроль над своей собственной судьбой.
Мы узнаем, что самого Грегори так легко повергнуть в панику после "Одной ночи неповиновения" Полы, когда она решает покинуть своего похитителя и выйти во внешний мир своей тюрьмы. То есть Пауле просто нужно было решить выйти из своей тюрьмы, и это был ее собственный выбор - вернуться в эту тюрьму в тот же вечер.
В конце концов, мы понимаем, что Грегори, который довольно успешно убеждал Паулу в том, что она сумасшедшая, на самом деле тот, кто все это время был совершенно сумасшедшим.
Сегодня мы находимся в ситуации, подобной Пауле.
Мы предполагаем, что либо мы подвергаем сомнению нашу предписанную реальность и это акт безумия, либо мы признаем это как конструкцию, но принимаем точку зрения, что мы совершенно бессильны повлиять на какие-либо изменения в этой искусственной реальности.
Пока мы остаемся внутри этих рамок, мы никогда не узнаем, что находится за их пределами.
Как только мы узнаем, что находится за пределами нашей ментальной тюрьмы, мы можем с легкостью оглянуться назад и понять, насколько тривиальным и несущественным было наше прежнее заключение.
Трудность заключается в том, чтобы сделать первый шаг к выходу из такой ментальной тюрьмы.
Нам говорят, что мы живем в сложном мире. Мир, который разделен, мир, полный ненависти, войн и жадности. И совершенно определенно, что запад, в частности, скатился в созданный им самим ад. Но именно в этом ключ.
Как сказал бы Джон Мильтон в своем “Потерянном рае”:
Разум - это его собственное место, и он сам по себе может превратить рай в ад или ад в рай.
Если мы решим идти по этой жизни, не замечая того, что есть хорошего, если мы отвергнем возможность и потенциал позитивных изменений, мы, безусловно, обречем себя на жизнь в аду, но это не реальность, это наше самоутверждающееся творение.
Выбор за нами, и решение довольно простое, только благодаря нашему собственному своеволию мы можем выйти из этой ментальной тюрьмы.