История Российского государства Б.Акунин (Том 4), Лжедмитрии и немного Украины.

Jun 26, 2022 19:58



Семнадцатый век. Между Европой и Азией

В начале четвертого тома - «Семнадцатый век. Между Европой и Азией», Акунин явно симпатизирует самой сомнительной фигуре нашей истории - Лжедмитрию, объявившим себя чудом спасшимся сыном Ивана Грозного, тем самым, который палкой лупил гусей, кур и снеговиков.

«Кто же этот удивительный юноша?» - задается вопросом Акунин.
И действительно, кто же этот гениальный стратег, который сумел совершить государственный переворот и погрузить страну в смуту на ближайшие 15 лет? Есть ощущение, что Акунин будто восхищён этой диверсией, но чтобы не выдавать своих личных симпатий, он по привычке пользуется высказываниями иностранцев:

«По словам Маржерета, часто и близко его видевшего: в нем светилось некое величие, которого нельзя выразить словами»
«Папский нунций, встретившийся с претендентом в Кракове, отмечает: «В его походке, в поворотах и голосе видно было благородство и отвага». Такое же впечатление молодой человек произвел на немецкого наемника Конрада Буссова: «По его глазам, ушам, рукам и ногам было видно, а по словам и поступкам чувствовалось, что был он multo alius Hector [совсем иной Гектор], чем прежние, и что он получил хорошее воспитание, много видел и много знал».
Но потом Акунин видимо так влюбляется в этого «удивительного юношу», что аккуратно переходит с привычного для историков определения «самозванец», на «неизвестный», а потом и вовсе почтительно называет его Дмитрием Иоановичем.
Глава посвященная Лжедмитрию, называется: Царь Дмитрий первый. И в самом начале этой главы, он как бы сетует на то, что сведения о его правлении были сильно цензурированы при следующем монархе, которому нужно было очернить своего предшественника:

«Грамоты Дмитрия Иоанновича и почти все официальные документы были преданы сожжению. Не жаловали Самозванца и позднейшие официальные историки: дореволюционные - за то, что узурпатор, советские - за то, что привел на Русь «польских оккупантов». Вот почему восстановить картину этого короткого царствования не так-то просто... Попробую опираться не на суждения, а на факты, благо сохранились довольно многочисленные записки иностранных свидетелей.»
Ну вы поняли, никакой свободы слова,  одна сплошная пропаганда, благо иностранные свидетели предусмотрительно всё записали, у них ведь никаких суждений, голые факты, а еще свобода слова и демократия! С голыми и непредвзятыми фактами можете ознакомиться:


«Если рассматривать деятельность Дмитрия непредвзято, возникает ощущение, что это был правитель с большим потенциалом.»
«Дмитрий вел себя, будто природный властитель, уверенный в незыблемости своего положения. Должно быть, он свято верил в свою звезду. Не будем также забывать, что он был очень молод.
Более расчетливый человек постарался бы укрепить свое положение хотя бы среди боярства, породнившись с каким-нибудь сильным родом и заручившись его поддержкой. Но нет - Дмитрий остался верен слову, данному Марине Мнишек.
Более расчетливый человек всячески демонстрировал бы свое благочестие - но Дмитрий словно нарочно дразнил подданных, без конца нарушая разные религиозные правила.
Более расчетливый человек осторожнее обходился бы с высшим сословием, боярами, которые по своей близости к престолу представляли для верховной власти наибольшую опасность, - Дмитрий сделал всё, чтобы настроить аристократию против себя.»
Короче говоря, один сплошной Slatky mors. Лжедмитрий в истории Акунина, получился предприимчивым рыцарем в сияющих доспехах, которому просто не хватило времени раскрыться за 11 месяцев.
Далее следует душераздирающее и полное диких деталей описание убийства и глумления над телом Лжедмитрия. И немного чудес для особо впечатлительных:

«Масса пишет: «Когда тело убрали, в ту самую ночь в окрестностях Москвы содеялось великое чудо, ибо все плоды, как злаки, так и деревья, посохли, словно были опалены огнем, и так на двадцать миль вокруг Москвы, да и вершины и ветви сосен, которые все время, и зимой и летом, бывают зелеными, повысохли так, что жалостно было глядеть. Того ради московиты говорили, что хоть он [Димитрий] и мертв, но душа его творит чары, поэтому почли за лучшее сжечь его тело и, отыскав, взяли его и там сожгли и прах развеяли по ветру, и полагали, что, совершив все это, будут жить без страха и заботы».
Затем, после многообещающего вступления одной из глав, начинается какое-то месиво из двух последующих Лжедмитриев и неудачной попытки Речи Посполитой, стать великой державой (в составе России, хи-хи):

«Когда читаешь книги иных отечественных историков, складывается ощущение, что главные виновники Смуты - чужеземные супостаты, поляки со шведами, только о том и думавшие,  как бы погубить русское государство. На самом же деле главное политическое противостояние в восточной Европе того времени разворачивалось не между Россией и Польшей или между Россией и Швецией, а между Польшей и Швецией.»
А, да? Чужеземные супостаты значит ни при чем? Это выходит всё само собой образовалось, а Речь Посполитая это всё нечаянно?

Четвёртый том Акунина ярко иллюстрирует хитрую литературную манипуляцию, с помощью которой он делает нужные и очень положительные акценты на характеристиках очень спорных исторических фигур типа Лжедмитрия первого, при этом он с каким-то кровожадным задором, смакуя детали описывает сцены расправ над этими же персонажами.
Например чтобы полячка Марина Мнишек - жена аж двух подряд Лжедмитриев, любовница Атамана Заруцкого  и буквально «серый кардинал всего периода смуты», вызвала у читателя максимум сочувствия, Акунин ярко описывает сцену казни её малолетнего сына, сопровождая это описание красочной иллюстрацией:


Завершает Акунин историю Марины Мнишек лирическим комментарием:

«Ее короткая 26-летняя жизнь осталась в истории поразительным примером череды головокружительных взлетов и падений. Как писала сама Марина, «если кем на свете играла судьба, то, конечно, мною».
Ну прямо Жанна Д’Арк, не иначе.

В середине XVII века в «истории» Акунина появляется Украина и украинцы. Видела возмущения и критику по поводу того, что никакой Украины тогда и в помине не было, но справедливости ради отмечу - название «оукраина» впервые была упомянуто в Киевской летописи в 1187 году и еще три раза в Галицко-Волынской летописи, применимо к приграничной территории княжества.
После образования Великого Княжества Литовского, в XV веке «Украиной» называли южные территории государства, граничащие с безлюдными степями. Население этих территорий именовалось «украинниками» или «украинными людьми», так что можно смириться с этой исторической неточностью.

О притеснениях и дискриминации православных предков украинцев Акунин также пишет. Но вот о прошениях и челобитных, по поводу присоединения к России, которых до Хмельницкого было еще как минимум 4, Акунин пишет весьма размыто, время от времени лишь упоминая безразличие России к страданиям соседей.

В истории Акунина фигура Хмельницкого, который таки после третьего прошения добился вхождения в состав России, выглядит интересно :

« Он (Богдан Хмельницкий) охотно переложил на русских воевод основную тяжесть войны с Польшей и участвовал в боевых действиях без особенного рвения, а сам при этом, в нарушение условия об ограничении внешних сношений, вел тайные переговоры и с крымцами, и с поляками, и со шведами, не забывая уверять царя в своей вечной преданности.»
После смерти Хмельницкого на историческую арену выходят один за другим «ушлые» гетманы, которые бесконечно метались от одного государства к другому. И тут уж Акунин приветствует все эти многочисленные предательства, объясняя это любовью к безусловной независимости и безграничным украинским патриотизмом:

«Официальная российская история последующих веков демонизировала Выговского, объявив его вероломным изменником, однако гетман резонно считал своей родиной не Россию, а Украину. Договор с Речью Посполитой, подписанный Выговским в Гадяче, гарантировал Малороссии полную автономию.»

«Бедное казачество, так называемая «голота», не хотело возврата к шляхетскому правлению, хоть бы даже украинскому. Выговскому пришлось выдержать целую войну с политическими противниками, которых он сумел победить, но с этого момента украинцы проливали кровь друг друга уже не переставая.»
Для более глубокого понимания происходящего сейчас, рекомендую детальнее погрузиться в историю 17-18 веков. Цикличность происходящего поражает.
Так или иначе, как ни старался Акунин изо всех сил старался понравиться украинцам, его Историю там всё же запретили, говорят обиделись за малороссов.

Продолжение следует...

Акунин, история, ИРГ

Previous post Next post
Up