Маршрутка до МКС за $3,4 млрд, или почему американцы плачут и платят
May 14, 2016 20:36
Роскосмос регулярно поднимает ценники для США - с 2006 года билеты для астронавтов подорожали в четыре раза.
По данным федерального портала госзакупок США, самый свежий денежный транш от NASA Роскосмосу датируется 28 марта 2016 года - Америка исправно платит за доставку астронавтов к своему сегменту МКС, и это обходится всё дороже. Как рассказали Лайфу в NASA, за последние десять лет полёты на орбиту подорожали в четыре раза - с $21,8 млн с астронавта до $81,9 млн. Именно так Россия компенсирует убытки от продажи американцам советских технологий в 1990-х и бесплатную доставку в начале 2000-х.
В первую январскую неделю 2013 года, когда в России праздновали Рождество, президент США Барак Обама принял трудное решение: он поставил окончательную подпись под законом конгресса, разрешающим NASA до 2020 года платить Роскосмосу ежегодно сотни миллионов долларов за доставку астронавтов на МКС. Иного выбора у американцев нет: ставшие нарицательными шаттлы давно признаны опасными, а другие корабли ещё разрабатываются или обкатываются. Астронавты на МКС ждать не будут - экипаж нужно регулярно обновлять.
Собственной полноценной станции у NASA тоже никогда не было, ведь самый стабильный источник имиджа Национального аэрокосмического агентства - телескопы.
- Ещё во времена Рейгана был амбициозный проект станции Freedom, которая поражала своими размерами и массой в 100 тонн, но когда американцы подсчитали бюджет, то решили, что летать с русскими на станцию "Мир" будет вчетверо дешевле, - рассказывает доцент МАИ Владимир Зернов.
Своего лучшего клиента Российское авиакосмическое агентство нашло почти сразу после его создания. Летом 1992 года было подписано соглашение с NASA по совместному проекту "Мир - Shuttle".
- Американцы всегда были прагматичными, поэтому уже тогда заложились на решение своих вопросов, - говорит один из сотрудников Роскосмоса.
- Условия для этого были идеальными: в России началась гласность, технологии стали доступными, космическая отрасль нуждалась в деньгах. Американцы буквально за копейки скупали нужные им технологии и документы.
Это был своеобразный промышленный шпионаж: NASA интересовали манёвры, стыковки, сближение, проживание, медицинское обеспечение полётов.
Эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин отметил, что американцы особо охотились за опытом длительного пребывания людей в космосе, который был только у СССР. Опыт был бесценным, потому что нарабатывался десятилетиями и был связан с риском для здоровья и жизни людей. У американцев в этой сфере был пробел: почти все их полёты были короткими - в пределах 10 суток.
В марте 1993 года гендиректор Роскосмоса Юрий Коптев предложил главе NASA Дэниэлу Голдину создать Международную космическую станцию (МКС, создана в 1998 году, регулярные экспедиции начались в 2000 году). Американцам проект понравился, и они профинансировали создание первых российских модулей станции.
На заре сотрудничества американские астронавты обычно летали в космос третьим членом экипажа кораблей "Союз". Он хоть и сидит справа от командира, но по обязанностям - пассажир. Затем американцы дошли до второго кресла в кабине - бортинженера. Это уже совсем другой уровень подготовки и допуска, потому что он участвует в управлении космическим кораблём - отдаёт команды, собирает различные параметры. Многие астронавты летали именно в таком качестве. Высшая ступень - командир. Он управляет кораблём, проводит стыковки. Это кресло американцам никогда не занять - российские космические корабли всегда будут пилотировать только россияне. Даже сам корабль внутри устроен таким образом, что главный оптический визир доступен только командиру.
- Американцы тогда внимательно изучали технологии, которые затем использовали для строительства своего модуля МКС, - рассказывает Андрей Ионин.
- Самое смешное то, что деньги были возвратные: Роскосмос много лет бесплатно возил астронавтов на "Союзах", отрабатывая этот кредит. Только с 2006 года США стали платить России живые деньги за доставку астронавтов и грузов на орбиту "Прогрессами" и "Союзами" [в NASA Лайфу уточнили, что отдельно не платят за перевозку грузов "Прогрессами"].
Реванш на космических маршрутках
Если раньше американцев интересовали технологии, то теперь - доставка на орбиту единственной "маршруткой", причём опять же советской: первый запуск кораблей серии "Союз" состоялся ещё в 1967 году.
После катастрофы в 2003 году "Колумбии" и последующей приостановки полётов челноков Shuttle у NASA не осталось собственного корабля доставки. Сейчас работают две схемы доставки на МКС: в первом случае космический экипаж состоит из двух русских и одного иностранца, а в другом - наоборот. Обновление экипажа МКС происходит раз в три месяца - это четыре полёта на "Союзе" в год. Таким образом, Роскосмос продаёт иностранцам шесть мест в год.
В Роскосмосе отказались отвечать на вопросы о финансовом аспекте сотрудничества с США, но в NASA дали выкладки.
- Полная стоимость контракта на 2018 год - 491 172 275 долларов за шесть мест, - сообщил Лайфу представитель NASA Дэниел Хуот. - США приобретают места в "Союзах" для астронавтов NASA и международных агентств (европейское ESA, канадское CSA, японское JAXA), они потом компенсируются бартером. Четыре рейса в год: на двух по астронавту NASA, на двух - по одному астронавту и одному партнёру из международных агентств, итого шесть мест. В контракт входят приземление и спасение экипажа в 2019 году, вплоть до 31 декабря 2020 года, все необходимые тренировки и подготовка к запуску и полёту, доставка некоторого багажа экипажа до и от станции, а также дополнительные услуги, связанные с запусками и приземлениями.
Хуот привёл данные по перечислениям NASA Роскосмосу с 2006 года, и вышло, что с тех пор транспортировка подорожала вчетверо (кумулятивная инфляция - 276%)
Итого - $3,4 млрд. Для понимания, последний транш в полмиллиарда долларов - это около трети годового бюджетного финансирования Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (104 млрд рублей). На вопрос о том, как Роскосмос обосновывал увеличение цен (при том что доллар с 2006 года девальвировал на 18%, рубль - на 145%), представитель NASA только констатировал, что у Штатов нет выбора.
"NASA нужно обеспечить доставку с помощью квалифицированного подрядчика для поддержания работы многомиллиардного актива и для выполнения обязательств NASA перед российскими, канадскими, европейскими и японскими партнерами. Таким образом, NASA необходимо приобретать места на «Союзах»" - представитель NASA Дэниел Хуот
Прибыль Роскосмоса по меньшей мере покрывает расходы на доставку к МКС российских космонавтов: по словам Ионина, "сам "Союз" стоит около $30 млн, запуск - ещё $30-40 млн, значит, одно место стоит уже 25 миллионов долларов, не нужно забывать о расходах на подготовку, адаптацию, возвращение".
"NASA это может себе позволить, учитывая их бюджет в $17-18 млрд и то, что запуск одного Shuttle обходился в начале 2000-х годов в сумму от $450 млн до $1 млрд" - эксперт Роскосмоса, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин
Кстати, для космических туристов путёвка стоит дешевле. В 2001 году Деннис Тито заплатил за кратковременный полёт $20 млн, а в прошлом году в космос должна была лететь известная певица Сара Брайтман, после подготовки она сняла свою кандидатуру. Официальной причиной были названы "семейные обстоятельства", но, по другой версии, она так и не смогла собрать нужные $52 млн.
Американцам придётся продлевать контракт
С одной стороны, американцы попали в зависимость от нас и их гордость ущемлена, а с другой стороны, они в выигрыше, потому что не тратят деньги на дорогостоящие запуски и направляют их на разработку новых кораблей, отметил источник в Роскосмосе. Американцы сейчас разрабатывают одновременно четыре корабля разных серий: государственный проект Orion и три проекта с участием коммерческих структур. На Orion уже потрачено более $11 млрд. Разработка сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая будет способна выводить на низкую орбиту Земли до 100 тонн груза, оценивается в $20 млрд.
Дэниел Хуот сообщил, что американский корабль на коммерческой основе доставит астронавтов к МКС, как ожидается, уже в 2017 году.
Собеседник подчеркнул, что, как только корабль будет готов и будет соответствовать требованиям, он станет приоритетным способом доставки астронавтов на МКС, а места на "Союзах" больше покупаться не будут. Но у Роскосмоса по-прежнему существенные шансы на дополнительную выручку.
- Даже если у них в 2017 году будет готов свой корабль, на его обкатку уйдёт ещё несколько лет - ведь нужно думать о человеческих жизнях, - рассказывает Андрей Ионин.
"Союз" известен не только как корабль доставки и спуска астронавтов, но и как космическая спасательная капсула. Только "Союз" аттестован по всем международным стандартам для нахождения на орбите в течение полугода - люди могут в нём безопасно укрыться и спуститься на Землю. Проекты американских кораблей предусматривают лишь доставку и спуск астронавтов, они не аттестованы для долгого нахождения на орбите. Когда создавался проект МКС, американцы брали на себя создание такой спасательной шлюпки, но затем посчитали бюджет и отказались.
По международным нормам сертификации, беспилотник должен обладать подтверждённым уровнем надёжности не менее 0,95 - это пять отказов при 100 пусках, рассказал доцент МАИ Владимир Зернов. Для обитаемого корабля международная норма составляет 0,99. Шаттлы уже не подходят под эти нормы: на 150 пусков у них было два отказа. Чтобы провести международную сертификацию нового корабля, нужно провести 100 пусков и потратить на это сотни миллионов долларов. У "Союза" такая статистика: более 2 тыс. пусков при двух некатастрофических отказах.
"В ближайшие 10 лет у американцев не появится ничего подобного. «Союз» хоть и считается тесным и некомфортным, но лучше выжить в таких условиях, чем погибнуть в комфортном Shuttle" - доцент МАИ Владимир Зернов
С другой стороны, заключает он, у российской космической отрасли тоже есть только максимум 10 лет - потом выехать и заработать на советском космическом наследии уже не получится.