Nov 09, 2007 17:05
Природа - окружающий нас реальный мир - различные формы материи, находящейся в непрерывном движении, развитии в пространстве и времени.
На планете Земля Природа имеет два периода развития:
-- период естественного, в автоматическом режиме по объективным своим законам, и -- совместного, с участием человеческого разума.
Но, еще задолго до второго периода, человек, набив себе шишки на лбу, понял, что явления Природы можно использовать сполна, если их предварительно изучить.
Классический пример: овладение человеком огня!
С тех пор вмешательство человека в развитие Природы шло по правилу: сначала познай данное явление, процесс природа, а затем уж используй его на практике. Нарушителей сего правила Природа жестоко карала!
Итак. Целью познания для человека являются объективные законы развития Природы.
Инструмент познания - головной мозг - особым образом организованная материя.
Выбирая способ мышления - и в путь, в дебри неизвестного!
К третьему тысячелетию сохранились три способа мышления.
Диалектическая логика - способ мышления, при котором содержание мышления формируется по диалектическим правилам познания, а форма его - по законам логики
Формальная логика - способ мышления, при котором содержание мышления формирует- ся произвольно, а форма его - по законам логики.
Здравый смысл - способ мышления, при котором и содержание мышления и его форма определяются произвольно.
Процесс познания по В.Ленину: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Процесс познания при способе мышления в виде диалектической логики позволяет получить суждение наиболее близкое к истине. Что является важным фактором для науки
Формальная логика только в виде исключения может привести к суждению, близкому к истине.
Здравый смысл, с точки зрения науки, выдает только ахинею или в превосходной её степени - бред сивой кобылы!
Выбор способа мышления человеком зависит от ряда факторов, в основе которых лежит известное неравенство: «есть желание, но нет возможности!»
Способность к теоретическому мышлению - это индивидуально-психологическая особенность человека, позволяющая ему осуществлять мыслительный процесс на стадии абстрагирования по законам материалистической диалектики и логики.
Таким образом, для того, чтобы выбрать способ мышления в виде диалектической логики, необходимо, во-первых, знать диалектические правила познания, во-вторых, знать законы логики и, в-третьих, и это самое главное, уметь применить эти законы и правила в мыслительном процессе на стадии абстрагирования.
Словом, если знаешь и умеешь, т.е. есть «возможность», - можешь приступать к теоретическому мышлению. Если не знаешь или не умеешь, т.е. нет « возможности», - не берись не за свое дело и выбирай в качестве способа мышления «здравый смысл», позволяющий «ловить рыбку в мутной воде»!
Диалектические правила познания - собранные вместе основные положения материалистической диалектики, изложенные в учебниках по философии.
Прошу обратить внимание на то, что речь идет о материалистической диалектике, т.е. той диалектики, которая исходит из утверждения, что мир материален и все протекающие в нем процессы, явления представляют собой определенные виды движущейся материи.
Уточним термины.
Явление - это то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы действительности выступают на поверхность.
Сущность выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них.
Процесс - ход, развитие явления, последовательная смена состояния в этом развитии.
Не трудно понять, что задача познания заключается в том, чтобы за внешними формами явления вскрыть её сущность.
С это целью существует свод диалектических правил познания, применяя которые в процессе абстрактного мышления, человек получает возможность наиболее полно и точно познать сущность явлений, процессов, протекающих в реальном мире.
Первое правило гласит о том, что изучаемые явления, процессы должны рассматри- ваться в их неразрывной связи с окружающими их явлениями, процессами, потому, что реальный мир представляет собой связанное, единое целое, а явления, процессы, проте- кающие в них , органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обуславливают друг друга
Второе правило гласит о том, что в реальном мире нет беспричинных явлений, про- цессов, все они обусловлены определенной причиной, есть следствие той или иной причины, поэтому, чтобы понять то или иной явление, процесс, протекающие в реальном мире, необходимо обязательно вскрыть, установить их причинно-следственные связи.
Третье правило гласит о том, что в реальном мире господствует не случайность, а необходимость, т.е. все явления, процессы развиваются закономерно. Случайность - это непредвиденное взаимодействие между собой двух или нескольких явлений, в результате чего эти явления претерпевают определенные изменения в своем закономерном разви- тии. Иначе: случайность - это непредвиденное столкновение двух или нескольких необ- ходимостей.
Четвертое правило гласит о том, что сущность явления может быть вскрыта и понята только при историческом подходе к ней, при анализе той обстановки, с которой это явление связано.
Пятое правило гласит о том, что изучаемые явления, процессы должны рассматриваться в состоянии их движения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания, потому что реальный мир находится в состоянии непрерывного движения и изменения , непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век, И здесь важно прежде всего не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо неодолимо то, что возникает и развивается.
Шестое правило гласит о том, что сущность развития явлений, процессов необходимо рассматривать как переход от незначительных и скрытых явлений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.
Седьмое правило гласит о том, что сущность явления может быть понята и обоснована, если правильно определить меру - единство количественных и качественных сторон явления, в котором определенное качество необходимо связано с определенным количеством, в котором качественная и количественная стороны соответствуют друг другу. Нужно иметь в виду, что при тенденции изменения количества с нарушением меры, может наступить момент изменения качества данного явления..
Восьмое правило гласит о том, что при рассмотрении процесса развития явления необходимо определить наличие объективных условий, при которых новое в данном явлении может превратиться в действительность
Девятое правило гласит о том, что суть развития любого явления, процесса следует рассматривать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему..
Десятое правило гласит о том, что любое явление, процесс, протекающие в реальном мире, могут быть поняты и обоснованы, если рассматривать сущность их развития от низшего к высшему в порядке раскрытия противоречий, свойственных этим явлениям, процессам, как борьбу противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий, потому что явлениям, процессам, протекающим в реальном мире, свойст- венны внутренние противоречия, ибо все они имеют отрицательную и положительную стороны, свое прошлое и будущее, свое отжившее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание количественных изменений в ка- чественные.
Одиннадцатое правило гласит о том, что явления, процессы, протекающие в реальном мире, могут быть поняты и обоснованы, если будут вскрыты и определены типы внутре- нних противоречий, определяющие внутренне содержание развития рассматриваемых явлений. Коренные противоречия разрешаются только качественным изменением состояния, не коренные - изменением количества.
Двенадцатое правило гласит о том, что для правильного понятия явления следует определить соответствие формы \структуру, организацию явления\ её содержанию \взаи- модействие существенных элементов и процессов, из которых складывается данный предмет или явление\, имея в виду, что коренное изменение содержания приводит к смене старой формы и, наоборот, изменение формы приводит к изменению содержания.
Тринадцатое правило гласит о том, что истина - это знание, правильно отражающее объективную реальность, поэтому полученный в процессе абстрактного мышления вывод, непременно должен быть проверен на практике.
Четырнадцатое правило гласит о том, что только комплексное применение всех перечисленных выше правил позволит получить вывод, наиболее близкий к истине.
В общем процессе познания приведенные диалектические правила следует рассматривать как содержание процесса абстрактного мышления человека, Они позволяют сформировать понятие - форму мышления, с помощью которой познаются существенные признаки вещей, явлений объективной реальности.
Однако результат познания в значительной степени зависит от соблюдения человеком правил самого абстрактного мышления. Поэтому процесс абстрактного мыш- ления следует осуществлять согласно законам логики - науки о законах и формах мыш- ления.
Логика учит правильно строить свою мысль, умело сочетать понятия в суждения - мысль, которая утверждает или отрицает что-либо относительно предметов и их признаков, - суждения - в умозаключения \выводы\ - логические действия, посредством которого из данных суждений выводится новое суждение.
Я не ставил перед собой задачу изложить основы формальной логики. Напомню лишь о существовании 4-х законов логики.
Закон тождества гласит о том, что в данном рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Никоим образом не допускается подмена понятий!
Закон противоречия гласит о том, что два противоположных высказывания не могут быть оба истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении.
Закон исключенного третьего гласит о том, что из двух противоречащих суждений всегда одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может.
Закон достаточного основания гласит о том, что всякая истинная мысль должна быть обоснованной.
И еще напомню о логических приёмах мышления.
Анализ \расчленение явления на его составные простые части\ и синтез \соединение частей явления в целое, рассмотрение его в единстве\ позволяют рассмотреть и познать из всей сложности явления, процесса отдельные их конкретности, а затем и связи их в много- образии явления, процесса.
Индукция \ способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям\ и дедукция \ способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам\ позволяют сделать логический вывод о существовании реальной связи между рассматриваемыми явлениями.
Сравнение - позволяет устанавливать сходство или различие явлений, процессов, протекающих в реальном мире.
Конструирование \ творчество \ - логический прием, позволяющий создать новые по замыслу, ранее не существовавшие художественные и материальные ценности и новые идеи.
Все перечисленные выше диалектические правила, законы логики и логические приёмы мышления являются действующими, объективно отражающими реальный мир. Мне, например, неизвестно, что кем-то опровергнут хотя бы один закон материалистичес-кой диалектики или кто-то подверг сомнению объективность их действия.
Одним из главных признаков принадлежности к человеку разумному является знание им диалектических правил и законов логики и умение применять эти правила и законы в мыслительном процессе на стадии абстрагирования с целью активного участия в развитии духовного мира.
Лично мне диалектическая логика помогла разобраться в вопросе откуда появились на Руси дерьмократы - эта туча саранчи, сожравшая Великую, цветущую страну. Диалектическая логика привела меня к выводу, что истоки дерьмократии надо искать ни в философии, ни в политэкономии, а в психике человека. А уж потом исследовать бытиё - инкубатор, в котором они развиваются!
Способ мышления