Диалектическая логика

Nov 09, 2007 17:05

Природа - окружающий нас реальный мир - различные формы материи, находящейся в непрерывном движении, развитии в пространстве и времени.

На планете Земля Природа имеет два периода развития:

-- период естественного, в автоматическом режиме по объективным своим законам, и    -- совместного, с участием человеческого разума.

Но, еще задолго до второго периода, человек, набив себе шишки на лбу, понял, что  явления Природы можно использовать сполна, если их предварительно  изучить.

Классический пример: овладение человеком огня!

С тех пор вмешательство человека в развитие Природы шло по правилу: сначала  познай  данное явление, процесс природа, а затем уж используй его на практике. Нарушителей сего правила Природа жестоко карала!

Итак.  Целью познания для человека являются объективные законы развития Природы.

Инструмент познания - головной мозг - особым образом организованная материя.

Выбирая способ мышления - и в путь, в дебри неизвестного!

К третьему тысячелетию сохранились три способа мышления.

Диалектическая логика - способ мышления, при котором содержание мышления формируется по диалектическим правилам познания, а форма его - по законам логики

Формальная логика - способ мышления, при котором содержание мышления  формирует- ся  произвольно, а форма его - по законам логики.

Здравый смысл - способ мышления, при котором и содержание мышления и его форма     определяются произвольно.

Процесс познания по В.Ленину: «От живого созерцания к абстрактному мышлению   и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Процесс познания при способе мышления в виде диалектической логики позволяет      получить суждение наиболее близкое к истине. Что является важным фактором для науки

Формальная логика только в виде исключения может привести к суждению, близкому к истине.

Здравый смысл, с точки зрения науки, выдает только ахинею или в превосходной  её    степени - бред сивой кобылы!

Выбор способа  мышления  человеком зависит от ряда факторов, в основе которых  лежит известное неравенство: «есть желание, но нет возможности!»

Способность к теоретическому мышлению - это индивидуально-психологическая особенность человека, позволяющая ему осуществлять мыслительный процесс на стадии   абстрагирования по законам материалистической диалектики и логики.

Таким образом, для того, чтобы выбрать способ мышления в виде диалектической логики, необходимо, во-первых, знать диалектические правила познания, во-вторых, знать законы логики и, в-третьих, и это самое главное, уметь применить эти законы и правила в мыслительном процессе на стадии абстрагирования.

Словом, если знаешь и умеешь, т.е. есть «возможность», - можешь приступать к теоретическому мышлению. Если не знаешь или не умеешь, т.е. нет « возможности», - не  берись не за свое дело и выбирай в качестве способа мышления «здравый смысл», позволяющий «ловить рыбку в мутной воде»!

Диалектические правила познания - собранные вместе основные положения материалистической диалектики,  изложенные в учебниках  по философии.

Прошу обратить внимание на то, что речь идет о материалистической диалектике, т.е. той диалектики, которая исходит из утверждения, что мир материален и все протекающие в нем процессы, явления представляют собой определенные виды движущейся материи.

Уточним термины.

Явление - это то, в чем сказывается, обнаруживается сущность, внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы действительности выступают на поверхность.

Сущность  выражает то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную сторону, их основу, глубинные процессы, протекающие в них.

Процесс - ход, развитие явления, последовательная смена состояния в этом развитии.

Не трудно понять, что задача познания заключается в том, чтобы за внешними формами явления вскрыть её сущность.

С это целью существует свод диалектических  правил познания, применяя которые в   процессе  абстрактного мышления,  человек получает возможность наиболее полно и точно познать сущность явлений, процессов, протекающих в реальном мире.

Первое правило гласит о том, что изучаемые явления, процессы должны  рассматри-  ваться в их неразрывной связи с окружающими их явлениями, процессами, потому, что   реальный мир представляет собой связанное, единое целое, а явления, процессы, проте-  кающие в них , органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обуславливают друг друга

Второе правило гласит о том, что в реальном мире нет беспричинных явлений, про-  цессов, все они обусловлены определенной причиной, есть следствие той или иной причины, поэтому, чтобы понять то или иной явление, процесс, протекающие в реальном мире, необходимо обязательно вскрыть, установить их причинно-следственные связи.

Третье правило гласит о том, что в реальном мире господствует не случайность, а  необходимость, т.е. все явления, процессы развиваются закономерно. Случайность -     это непредвиденное взаимодействие между собой двух или нескольких  явлений, в результате чего эти явления претерпевают определенные изменения в своем закономерном разви-      тии. Иначе: случайность - это непредвиденное столкновение двух или нескольких необ-   ходимостей.

Четвертое правило гласит о том, что сущность явления может быть вскрыта и понята только при историческом подходе к ней, при анализе той обстановки, с которой это явление связано.

Пятое правило гласит о том, что изучаемые явления, процессы должны рассматриваться в состоянии их движения, их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания, потому что  реальный мир находится в состоянии непрерывного движения и изменения , непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век, И здесь важно прежде всего  не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо неодолимо то, что возникает и развивается.
        Шестое правило гласит о том, что сущность развития явлений, процессов необходимо рассматривать как переход от незначительных и скрытых явлений к изменениям открытым, к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают не случайно, а закономерно, наступают в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений.

Седьмое правило гласит о том, что сущность явления может быть понята и обоснована, если правильно определить меру - единство количественных и качественных сторон явления, в котором определенное качество необходимо связано с определенным количеством, в котором качественная и количественная стороны соответствуют друг другу. Нужно иметь в виду, что при тенденции изменения  количества с нарушением меры, может наступить момент изменения качества данного явления..

Восьмое правило гласит о том, что при рассмотрении процесса развития явления  необходимо определить наличие объективных условий, при которых новое в данном явлении может превратиться в действительность

Девятое правило гласит о том, что суть развития любого явления, процесса следует рассматривать не как движение по кругу, не как простое повторение пройденного, а как движение поступательное, как движение по восходящей линии, как переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, как развитие от простого к сложному, от низшего к высшему..

Десятое правило гласит о том, что любое явление, процесс, протекающие в реальном мире, могут быть поняты и обоснованы, если рассматривать сущность их развития от низшего к высшему в порядке раскрытия  противоречий, свойственных этим явлениям, процессам, как борьбу противоположных тенденций, действующих на основе этих противоречий, потому что явлениям, процессам, протекающим в реальном мире, свойст-   венны  внутренние противоречия, ибо все они имеют отрицательную и положительную стороны, свое прошлое и будущее, свое отжившее и развивающееся, что борьба этих противоположностей, борьба между старым и новым, между отмирающим и нарождающимся, между отживающим и развивающимся, составляет внутреннее содержание процесса развития, внутреннее содержание количественных изменений в ка-   чественные.

Одиннадцатое правило гласит о том, что явления, процессы, протекающие в реальном мире, могут быть поняты и обоснованы, если будут вскрыты и определены  типы внутре-   нних противоречий, определяющие внутренне содержание развития рассматриваемых явлений. Коренные противоречия разрешаются только качественным изменением состояния, не коренные - изменением количества.

Двенадцатое правило гласит о том, что для правильного понятия явления следует определить соответствие формы \структуру, организацию явления\ её содержанию \взаи-  модействие существенных элементов и процессов, из которых складывается данный предмет или явление\, имея  в виду, что коренное изменение содержания приводит к смене старой формы и, наоборот, изменение формы приводит к изменению содержания.

Тринадцатое правило гласит о том, что истина - это знание, правильно отражающее объективную реальность, поэтому полученный в процессе абстрактного мышления вывод, непременно должен быть проверен на практике.

Четырнадцатое правило гласит о том, что только комплексное применение всех перечисленных выше правил позволит получить вывод, наиболее близкий к истине.

В общем процессе познания приведенные диалектические правила следует рассматривать как содержание процесса абстрактного мышления человека, Они позволяют сформировать понятие - форму мышления, с помощью которой познаются существенные признаки вещей, явлений объективной реальности.

Однако результат познания в значительной степени зависит от соблюдения человеком правил самого абстрактного мышления. Поэтому  процесс абстрактного мыш- ления следует осуществлять согласно законам логики - науки о законах и формах мыш-  ления.

Логика учит правильно строить свою мысль, умело сочетать понятия в суждения - мысль, которая утверждает или отрицает что-либо относительно предметов и их признаков, - суждения - в умозаключения \выводы\ - логические действия, посредством которого из данных суждений выводится новое суждение.

Я не ставил перед собой задачу изложить основы формальной логики. Напомню лишь о существовании  4-х законов логики.

Закон тождества гласит о том, что в данном рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле. Никоим образом не допускается подмена понятий!

Закон противоречия гласит о том, что два противоположных высказывания не могут быть оба истинными в одно и то же время, в одном и том же отношении.

Закон исключенного третьего гласит о том, что из двух противоречащих суждений всегда одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может.

Закон достаточного основания гласит о том, что всякая истинная мысль должна быть обоснованной.

И еще напомню о логических приёмах мышления.

Анализ \расчленение явления на его составные простые части\ и синтез \соединение частей явления в целое, рассмотрение его в единстве\ позволяют рассмотреть и познать из всей сложности явления, процесса отдельные их конкретности, а затем и связи их в много- образии явления, процесса.

Индукция \ способ рассуждения от частного к общему, от фактов к обобщениям\ и дедукция \ способ рассуждения от общего к частному, от общих положений к частным выводам\ позволяют сделать логический вывод о существовании реальной связи между рассматриваемыми явлениями.

Сравнение - позволяет устанавливать сходство или различие явлений, процессов, протекающих в реальном мире.

Конструирование \ творчество \ - логический прием, позволяющий создать новые по замыслу, ранее не существовавшие художественные и материальные ценности и новые идеи.

Все перечисленные выше диалектические правила, законы логики и логические приёмы мышления являются действующими, объективно отражающими реальный мир. Мне, например, неизвестно, что кем-то опровергнут хотя бы один закон материалистичес-кой диалектики или кто-то подверг сомнению объективность их действия.

Одним из главных признаков принадлежности к человеку разумному является знание им диалектических правил и законов логики и умение применять эти правила и законы в  мыслительном процессе на стадии абстрагирования с целью активного участия в развитии духовного мира.
       Лично мне диалектическая логика помогла разобраться в вопросе откуда появились на Руси дерьмократы - эта туча саранчи, сожравшая Великую, цветущую страну. Диалектическая логика привела меня к выводу, что истоки дерьмократии надо искать ни в   философии, ни в политэкономии, а в психике человека. А уж потом исследовать бытиё -    инкубатор, в котором они развиваются!

Способ мышления

Previous post Next post
Up