Федеральное правительство изменило условия временного найма: новый закон улучшает положение трудоустроившихся через фирмы-посредники, уравнивая права этих работников с постоянными сотрудниками.
Дискуссии внутри правящей коалиции о необходимости уравнять зарплаты постоянного трудового коллектива и сотрудников, нанятых через посреднические фирмы, которые специализируются на сдаче персонала в аренду (Zeitarbeit), велись длительное время. Теперь они завершились принятием закона, вступившего в силу с 1 апреля, который уравнивает в правах постоянных и временных сотрудников.
Представители фирм, специализирующихся на сдаче персонала в аренду, критикуют нововведения, хотя и довольно спокойно: независимое исследование международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers сулит всей отрасли в ближайшие два года умеренный, но стабильный рост: 3 процента в 2017 году, один - годом позже. Тем не менее государственное регулирование в перспективе может негативно сказаться на успехе посредников, привыкших манипулировать рынком рабочей силы с минимальным вмешательством законодателей.
В первую очередь новый закон, разработанный в министерстве занятости, направлен на то, чтобы противостоять сложившейся практике искусственного затягивания аренды персонала. Ранее работодатели могли годами платить меньшую зарплату временно нанятым на работу: люди с контрактами, полученными через фирмы по сдаче персонала в аренду, зачастую выполняли те же задачи, что и постоянные сотрудники, но за меньшие деньги и с призрачными перспективами постоянного трудоустройства. Ведь постоянные работники работают по тарифам, оговорённым с профсоюзами, арендованные работники - нет. Подобная ситуация устраивает и экономящих владельцев компаний, и посредников, которые получают регулярные отчисления с зарплаты трудоустроенных.
Теперь временно трудоустроенным через девять месяцев непрерывной занятости на одном предприятии должна выплачиваться та же зарплата, что и его постоянным сотрудникам на той же должности. Срок сдачи в аренду «современного раба», как периодически называет клиентов Zeitarbeit-компаний социал-демократическая пресса, отныне ограничен 18 месяцами: затем ему должно быть предоставлено постоянное рабочее место или его следует перевести в другую фирму. Полтора года - достаточный срок, чтобы оценить качества сотрудника и убедиться в его необходимости предприятию или, напротив, с ним распрощаться, не без оснований полагают в министерстве занятости. Также новый закон запрещает использование временно нанятых в качестве штрейкбрехеров - работников, готовых заменить бастующий персонал, и регламентирует наём временных сотрудников в качестве частных предпринимателей.
Более половины представителей фирм по сдаче персонала в аренду уверены, что законодательные изменения приведут к тому, что временно нанятым будут быстрее предлагать постоянное рабочее место. Представители профсоюзов, в свою очередь, полагают, что новый закон недостаточно жёстко ограничивает возможности арендаторов трудовой силы и её «владельцев»-посредников: «Закон нужно было ужесточить, - не сомневается Франк Бзирске (Frank Bsirske), председатель профсоюза ver.di - второго по численности профессионального объединения немецких трудящихся, насчитывающего свыше двух миллионов членов. - Равная оплата через девять месяцев с возможностью продления аренды до восемнадцати - этого явно недостаточно». Для большинства сданных напрокат трудящихся сроки, указанные в законе, слишком велики: примерно половина временно трудоустраиваемых работает меньше трёх месяцев, и потому одинаковая зарплата должна выплачиваться за один и тот же труд с первого дня, уверен профсоюзный лидер. То, что такое возможно, показывает австрийский пример: у юго-восточного соседа утверждённое законом требование об одинаковом вознаграждении применяется с первого дня временного трудоустройства.
Руководитель профсоюза ver.di также критически оценивает новый закон с точки зрения возможностей обходить его требования: 18 месяцев - это ограничение на использование одного временного сотрудника, но ничто не мешает через полтора года заменить его на другого. В этом контексте ограничение следовало вводить на само рабочее место, а не на занятый персонал. С таким требованием, в свою очередь, не согласен Штеффен Кампетер (Steffen Kampeter), глава профессионального объединения фирм, посредничающих при трудоустройстве BDA: «Закон уделяет внимание работнику, а не работе, и это верный подход». Временное трудоустройство - двигатель рынка труда, уверен лоббист компаний посредников: «Мы предоставляем неплохие возможности найти себя на рынке труда многолетним безработным, а также тем, кто вообще никогда не трудился».
ИСТОЧНИК Некоторые пояснения. когда я порой читаю на некоторых заведомо провокационных сайтах, вроде знаменитого троллячего pora_valit прожектёрские рассуждения о том, как поравалитиков на Западе оторвут с руками как только они удосужатся, наконец, оторвать жопу, то умиляюсь наивному нахальству диванных эмигрантов.
В условиях жесткой безработицы, в Германии давно додумались создавать посреднические фирмы "Zeitarbeit",нанимающие работников для последующей перепродажи своим заказчикам.
Кроме того, обратите внимание на срок временной работы в 18 мес.! На сколько я помню в российских фирмах пробный период ограничен обычно не более чем 3 мес.