Dijon owls

Jun 13, 2012 14:59

- Все, приехали, - я недоверчиво цокаю языком и съезжаю на обочину на холостом ходу. На заднем сиденье начинает сонно шевелиться А.. 
- Что с машиной, Ксюшик? Чего-то мы не едем. 
- Да как тебе сказать... бензин кончился! - ухмыляюсь я. Вы как хотите, а мне смешно. Два часа ночи, платная трасса Дижон- Париж, до ближайшей заправки 40 км. Батарея в телефоне на исходе и вот-вот вырубится. Вот это приключение!


Нет, то есть, мне, конечно страшно. Все-таки есть шансы простоять тут до утра, да и я ни разу еще не попадала в такую дурацкую ситуацию. На выезде я прикинула: был полный бак, раз дорога сюда заняла полбака, значит, и обратно полбака тоже... Погнали. Два ночи, периодически туман, думаешь только о том, как бы не перебегала в туманной тьме дорогу какая нибудь косуля. Все внимание на дорогу, не до счетчика топлива. 
Еще я на себя злюсь. Если бы я была тут одна, я бы выругалась и успокоилась. Не из таких ситуаций приходилось выбираться. Но со мной сонная девочка, которой давно пора бы быть в постели, и уставший мужчина, который еще даже не сообразил, насколько все плохо. 
Я выдаю А. одеяло, включаю фары поярче ииду голосовать. Вы видели мой комбез? Его немного, в сложенном виде он поместится в карман. Вот в этом комбезе и голосую. Водители фур приветственно мигают фарами. Машина раз в пять-десять минут, два часа ночи, че. Никто не останавливается - скоростная трасса, 130 км-ч. По правилам положено стоять за ограждением. Но за ограждением я до утра простою, если не дольше. 
О, кто-то останаливается. 
- Дезоле, но мы не можем помочь. Заправка далеко, так что не дотолкаем... А с собой взять разве что хомячка, - дядечка машет рукой на заднее сиденье, где битком набито детей. - И жилет желтый наденьте! Это обязательно. 
Скоро меня начинает трясти от холода, А. говорит: 
- Иди к нам под одеяло...Или ты себя наказываешь? 
- За что? Не вижу повода, - огрызаюсь я. Аккумулятор начинает сдавать, свет фар тускнеет.Я перерываю ГПС в поисках телефонов ближайших заправок. Наш самый франкоговорящий мужчина звонит. На противоположном конце провода невразумительно мычат. 
И вот наконец темноту рассекает яркий луч прожектора. Кажется, нас нашли. 
После проверки документов и короткого диалога на моем псевдофранцузком успокаивают - бензин привезут через полчаса. - Покиньте дорогу, в автомобиле сидеть запрещено. Водители часто засыпают за рулем. 
- А без бензина водители часто остаются? 
Человек в костюме отводит глаза, улыбается и выразительно кивает.

Благословенная страна Франция! Оказывается, остановка на трассе без бензина это страховой случай. И мне приходится оплатить только стоимость топлива, а 270 евро за приезд спасательной службы заплатит страховая. Мне даже делать ничего не пришлось - все заполнили и отправили без меня. 
Через сорок минут я прощалась с А. возле ее дома. 
- Наверное, ты со мной больше в машину не сядешь? 
- Нууу... сяду... Только оставляю за собой право параноидальных вопросов водителю.
- Ну, его и так у тебя никто не забирал!

По-настоящему холод и усталость дают себя знать только возле дома. Раздеваясь, я замечаю, что светоотражающий жилет надет на мне наизнанку.

А в Дижон мы съездили за-ме-ча-тель-но! 
Городок оказался маленьким и по-средневековому вымершим. Только на крохотной площади в сердце города кипела жизнь и бульон с лягушиными лапками. Мы приехали к обеду, так что нам не терпелось изведать всех земноводных радостей столицы Бургундии - лягушек, улиток и чудного местного вина. Но пока мы доползли до площади, пока выбрали ресторан... Лапки кончились. Пришлось ограничиться тарт фламбе и пивом. Пиво, кстати, благодаря близости к границе оказалось знатное - хороший ягодный крик. 
Потом было лето. Стены соборов, поросшие плющом, изображение Адама и Евы в две натуральных величины и в положенном костюме на стене театра (бывшего храма), выставка артефактов бургундского прошлого в музее (бывшем храме), удивительно, как это отель, где остановились ребята  (агаааа, да не просто какие-то ребята, а потрясающий поэт и переводчик Антон Брыль з невымоуна крыптаграфичнай жонкай Кацярынай) тоже не оказался бывшим храмом. Зато назывался он отлично - Красная шапочка. Что по-французски, оказывается, красный шаперон. То есть, капюшон, по хорошему, а то даже и снуд. 
Не зря эти места - окраина Кот-д-Ор, золотого берега. Когда заходящее солнце освещает здание небольшой церквушки Сен-Филибер, начинает вериться в волшебство. Ходят слухи, что дьявол возвел ее за одну ночь, так цельно она выглядит - хотя с челого бы, право, дьяволу работать на отца небесного? Правда неприглядна - здание начали строить в девятом веке как пристройку к храму св. Бенинуса, а закончили в 12-м, когда храм уже функционировал самостоятельно. Именно на площади перед этой церковью происходили самые важные события в жизни бургундской столицы - объявляли начало сбора винограда и выбирали в городской совет. 
Во время революции в храме устроили соляной склад. В двадцатом веке соль наконец вывезли и провели в Сен-Фиилибер отопление, чтобы паства не мерзла на службах. Но выяснилось, что от длительного контакта с солью стены храма проросли грибком, который уже не остановить. Он пожирает кладку. Так что здание пришлось закрыть. Сейчас эту площадь с романской церквушкой можно запросто пройти мимо на всех порах, если не знать о ее непростой судьбе. Впрочем, люди редко задают вопросы. 
Но вот зато музей изобразительных искусств пропустить не удастся. Второй по величине музей Франции после Лувра! Жаль, я временно сыта музеями по горло. Впрочем, те, кто предпочитает острые ощущения изяществу происходящего тоже найдут здесь пищу для ума... и тела: в музее горчицы можно не только полюбоваться на первые банки с горчицей (а это кроме шуток стоящие артефакты!), но и прикупить себе разноцветных горчичных снадобий - с медом ли, с фисташками, с травами, с крем де кассис... Жжет на любой вкус. Я вот лично горчицу не ем, но прикупила пару баночек, чтобы ознакомить родителей с наследием герцогов бургундских.
Еще можно сходить в психиатрическую больницу. Посмотреть на остатки монастыря Шанмоль и на колодец пророков. Будоражащее фантазию название на самом деле относится лишь к скульптурной группе с монументальными статуями ветхозаветных пророков - Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исайи. У каждой скульптуры свой характер, а по углам постамента под распятие (а это именно он, а вовсе не колодец в прямом смысле) скорбят ангелы. Говорят, правда, ангелов в группу добавил ученик Клауса Слютера Клаус де Верве, уставший от готического реализма. Самому Клаусу после Фландрии и Брабанта придворная позиция у Филлиппа Смелого внушала исключительно монументальные помыслы и мелочь вроде ангелов его не шибко интересовала. 
Храм Сен-Бенинь тоже пережил свои пожары. Практически погиб в 12 веке, когда огонь съел полгорода. Только романская крипта и осталась нетронутой. Но обеспеченная болгарская семья пожертвовала денег на отстройку храма, благодаря чему и появился этот дивный готический шпиль, который видно издалека. Наверное, за него-то собор и стал Кафедральным. 
Самое любимое мое место в Дижоне - площадь перед герцогским дворцом. Я люблю такие площади, огромные, пустые, как будто природа отвоевала у города фрагмент пространства, чтобы бесцеремонно и еженощно короновать на нем пустоту. Вечером солнце заливает светлые плиты, отражается в брызгах фонтанов. Ренессансная башня Тур де Бар, которая осталась в наследство от Филиппа Смелого, хранит свое название в честь заключенного- герцога де Бара из Лотарингии. Главный фасад дворца - исключительный пример классицизма, построен при Людовике 14-м.  Людовик 15-й пристроил к дворцу еще два неоготических крыла, так что в дополнение к первоначальному перистилию образовались еще два симпатиченых внутренних дворика. Мы не застали, но говорят, из одного из них видна герцоская кухня с вертелом, на котором можно зажарить целого быка! Эх, и славно пировали во времена Филиппа Доброго... 
Ну и мы тоже отправились пировать. Наконец-то улитки от нас не уползли! Кир, пишот вина, закуска и потрясающий тающий на губах десерт... Мы выбирали-выбирали между домашними пти плезир и решили взять тирамису с лесными ягодами и шоколадный мойе... Последний был еще теплый, хрустящая корочка, а под ней настоящий черный шоколад так и плывет! Дивно. Вечер был медленным и томным, веселым и гармоничным. К полуночи мы решили, что пора уходить, но официант все не шел. И мы начали строить. 
Когда над вторым этажом дворца из бокалов, ложек и вилок в виде башни возвысилась бутылка, официант наконец приплыл. 
- О, какая талантливая инсталляция! - восхитился он. 
- Мы просто хотели привлечь ваше внимание... 
- Ах, вы справились! Я просто не видел вас за другими столиками. Пожелаете счет?

Сумасшедшая поездка за несколько сотен км - туда и обратно в один день. Почему я делаю что-то? 
Я просто не задаю себе таких вопросов. 
 I'll buy you  a diamond ring my friend, if it  makes you feel all right. I'll get you anything, my friend, if it makes you feel all right. I don't care too much for money - money can't buy me, luv.

веселые картинки, viaje conmigo

Previous post Next post
Up