Зачем варшавякам кривое колесо

Jun 01, 2011 13:44

 
Варшава - еще один город, где можно жить.

Некторые города построены ля того, чтобы ими любоваться. Некоторые - чтобы быть завоеванными. И только редкие возвели люди для людей.


В таком городе есть множество мест, которые принимают человека таким, какой он есть. Уставшего путника накормят уютные кафешки, бредущего по городу фланера восхитят витрины и башни, храмы и арки, ребенка займут фонтаны и парки.

В Варшаве всего этого с избытком.

Есть даже здесь улица «Кживе коло», которая заставляет мое сердце останавливаться, особенно в дождь. Коротенькая улица, что соединяет бывшую замковую стену и внутреннее кольцо замка. Кажется, что она обрывается, если заглянуть с широкой улицы, по которой следуют от Барбакана люди. Никто не смог мне объяснить ее название. Кривое колесо... Ирония судьбы: время это кривое колесо, оно не идет ровно и оставляет странные следы.  Я помню, как блестела мостовая этой улицы  от сентябрьского дождя, кажется, каждая капля рассыпалась искрами от удара о камень, и точно так же  (водой и огнем) - меня снова прошибает острым сплетением эмоций того момента. Резкого поворота в проулок. Крайней потерянности и боли и крайним ощущением слияния с человеком и временем.

Да и возможно ли провести грань?

В Палаце культуры все время выставки. Сейчас - «Пресс-фото» -2011. Фотография года - это репортаж с «крестового похода» - на первом плане волосатая рука сжатая в кулак, за ней - полиция теснит демонтрантов, дальше - человек с табличкой о демократии и Польше. Бывают такие удачные моменты, которые ничем не испортишь, когда каждая новая одробность только добавляет кадру эксклюзивности.

Остальные фотографии и серии тоже хороши, рыбы и осьминоги, танцы колясочников, Путин, обнимающий кого-то из польских функционеров.

Но я замираю возле художественного репортажа об исландской мифологии.

Это поразительно. Мне не нужно читать подписи. Я смортю на эти фотографии и вижу спрятанных людей и троллей. Старшая Эдда, из которой исчез гром битвы, крики Валькирий, ярость Одина. Осталась тишина и пылающий пламенем лед.

Невыносимый синий, зелень и лиловые цветы, ветер, который почти ощутим. И эти люди, эти лица и невидимость лиц, эти отсутствующие глаза, мятущиеся волосы. Хрупкость и пронзительность композиционной и цветовой гармонии кажется, запирают выдох в теле.

Я и до сих пор хватаю себя за пальцы, чтобы не шелохнуться, стоит вспомнить эти фотографии.

Дни текут такие же пронзительные. Тоска сменяется отвлеченным падением в неизвестность, которое означает - спокойствие. Я гуляю по улицам без плейера, слышу музыку в голове, настраиваюсь на волны пролетающих мимо авто.

Вечером мультимедиальный фонтан показывает шоу. Под синтетический звук синтетический свет создает в потоке воды несуществующую страну, которая сразу же исчезнет, стоит каплям пропасть из воздуха. Бесплотные футуристичные фигуры, завитки и надписи сменяются внезапным молчанием. Мы идем пить пиво и слушать джаз. Я так голодна, что пью быстро и легко, не замечая вкуса. Скоро у меня появляется чистый польский акцент. Ночью я гляжу на город с высоты незнакомого этажа, мы пересматриваем пиратов карибского моря, я прошу Таню разбудить меня в мой любимый момент, когда Калипсо объясняет Дэйви Джоунсу, почему он пожертвовал ради нее всем, а она не пришла. Потому что я женщина, говорит Клипсо, и ты не любил бы меня, будь я другой. Но я отдам тебе твое сердце, говорит Калипсо, а вот ты мне своего не отдашь.

Утром я беру у Тимура велосипед - гайка на педали то и дело откручивается, ключа у него нет, так что приходится закручивать пальцами. Хана маникюру; ну и черт с ним, что такое маникюр в сравнении со свободой передвижения.
Еду куда глаза глядят. Варшава просто создана для велосипедистов, велодорожки организованы так удобно, что кататься - кайф. Мне все время зеленый, я не стою на светофорах. В Саксонском парке - шикарный фонтан: такой яркий, что слепит глаза; акации и выставка фотографий Варшавы 18 века. Спина, кажется, сгорела, ноги едва держат, я падаю у воды в траву с маргаритками, счастливая и уставшая. Хорошо, что я живу в центре. Отовсюду найдешь дорогу.

Кстати, живу - в месте под названием «Новолипье». От лип никуда не деться. Правда, тут они пока не цветут. Вообще-то, кажется, это дом престарелых.) По крайней мере, точно - престарелых компьютеров) Памяти в них -64 метра, грузятся со скрипом, клавиатура - это вообщееее... Но тем не менее на продавленной раскладушке, которую доставили для меня в одноместный номер, где уже спали на раскладных креслах Таня и Наташка, я высыпалась первые два дня так, как будто до этого клала шпалы и мешала бетон. По пятницам в «Новолипье» пенсионеры допоздна танцуют под вальс и «ШЫсгару», интернет-комната работает с 10 до 16, а в коридорах стоят тумбочки с высушенными букетами. И все равно есть во всем этом какая-то ностальическая прелесть, как в кино начала советов.

Иногда получается захватить майский вечер без практических напрягов, и мы сидим во дворике под липами, среди розовых кустов, и пьем чай. Темнеет. Воздух теплый и свежий, я плыву сквозь него невесомо, как когда-то по течению Немана, и как тогда, чувствую себя еще одним колосом под колесом времени, счастливым бездумным колосом.
И снова: все живое - трава.

flashback, viaje conmigo

Previous post Next post
Up