26 марта в Государственную Думу был внесен законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних", предусматривающий серьезное изменение действующего законодательства в указанной сфере. Помимо прочего, авторы законопроекта в очередной раз пытаются дать правовое определение порнографии:
"Под порнографическими материалами и предметами в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются не имеющие особой исторической, художественной или культурной ценности, а также научного, медицинского назначения и не используемые в образовательном процессе материалы и предметы, содержащие описание или фото-, видео- или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами): 1) половых органов человека; 2) либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения; 3) либо иное сопоставимое с половым сношением действие сексуального характера, в том числе совершаемое в отношении животного или умершего человека."
Интересен и необычен подход авторов законопроекта к изготовлению и обороту т. н. "детской порнографии": ранее мне всегда казалось, что запрет на изготовление (без цели дальнейшего распространения) "материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" (я имею в виду те ситуации, когда некий субъект никого не трогает, а мирно сублимирует "в стол" посредством, например, создания соответствующих рисунков), - всего лишь результат небрежности и недальновидности законодателя, вероятно, каким-то образом исправлявшийся на практике, однако пояснительная записка к законопроекту недвусмысленно дает понять, что одной из целей его внесения в парламент является расширение "в соответствии с международными стандартами перечня уголовно-наказуемых деяний в сфере сексуальной эксплуатации детей путем установления уголовной ответственности: за незаконное изготовление "детской порнографии" без использования несовершеннолетнего".
В тексте самого законопроекта также отдельно оговаривается, что "под материалами или предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних в настоящей статье понимаются материалы и предметы, в которых содержится изображение или описание: 1) несовершеннолетнего, в том числе реально совершающего или имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера; 2) либо половых органов несовершеннолетнего (при этом никак не упоминаются прочие признаки, делающие то или иное изображение "порнографическим"); 3) либо имитирующего несовершеннолетнего совершеннолетнего лица, реально совершающего или имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера (а что включает в себя "имитация" - школьную форму, пионерский галстук или же косички, которые заплетают себе двадцатилетние тетки, чтобы казаться моложе?); 4) либо иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием".
Не берусь оценивать "общественную опасность" свободного оборота предметов и материалов "с порнографическими изображениями несовершеннолетних" "без использования несовершеннолетнего", однако мне непонятно, как на практике будет решаться вопрос об установлении возраста рисованого персонажа, а также "имитирующего несовершеннолетнего совершеннолетнего лица" (т. е. возраст "имитируемого"), поскольку совершеннолетие - это всего лишь юридический факт, предусматривающий, что по достижении определенного возраста человек считается полностью дееспособным, и не подразумевающий каких-то анатомических или физиологических особенностей достигшего совершеннолетия человека.