Die Flüchtlinge

Jul 29, 2009 21:42

Дочитал книгу Гюнтера Бёддекера о немецких беженцах конца Второй мировой войны, изданную на русском языке под заглавием "Трагедия Германии. Горе побежденным! Беженцы III Рейха. 1944-1945." 


Честно говоря, заметив эту книгу в магазине, я не сразу решился ее купить: во-первых, меня смутила безвкусно оформленная обложка, во-вторых, издательство, занимающееся выпуском в свет чего попало и не слишком озабоченное (как и всякое крупное издательство "широкого профиля") качеством издаваемых им сочинений по истории, и в-третьих, то, что книга написана не профессиональным историком, а журналистом. Однако, приняв во внимание то обстоятельство, что серьезные монографии в книжных магазинах моего города - слишком большая редкость, чтобы всерьез надеяться встретить какой-нибудь "академический" аналог книги Беддекера (если, конечно, он вообще существует на русском языке), а также пятидесятипроцентную скидку, которая в тот день была объявлена в магазине, я все же ее купил.
Первоначально я думал, что работа посвящена событиям зимы и весны 1945 года, когда многим немцам пришлось бежать из своих домов при приближении Красной Армии (а это, прежде всего, такие драматические эпизоды как эвакуация "гражданского населения" из окруженного Кольберга или бегство восточнопрусских крестьян по льду Фрише Хафф), однако лишениям простых немцев, которых настигла Вторая мировая война, посвящено лишь несколько глав, - большая часть книги содержит свидетельства той масштабной трагедии, которая произошла в центральной и восточной Европе в 1945-1947 годах и о которой я, как ни странно, до недавнего времени почти ничего не знал. Помню, как шесть лет назад при посещении с туристической группой великолепного Чешского Крумлова я лениво слушал гида, упомянувшую вскользь, что в свое время чехи выдворили все немецкое население города, а позже, гуляя по Праге, не мог отделаться от странного ощущения, что существует словно два города: потемневшая от времени призрачная столица Богемии и современный восточноевропейский город. - И дело здесь не в том, что "времена меняются" (в Вене современные постройки, на мой взгляд, мирно уживаются рядом с готическим собором и барочными церквями) - что-то безвозвратно ушло сначала с евреями, выселенными нацистами, потом с немцами, изгнанными Бенешем.
Автор книги основывается на результатах работы научной комиссии, которая по поручению правительства ФРГ собирала свидетельства о том, в каких условиях осуществлялось переселение немцев, изгнанных с исторически населенных ими территорий, которые по решению держав-победительниц были навсегда отторгнуты от Германии. Можно "понять" и даже попытаться "оправдать" те преступления, что были совершены военнослужащими Красной армии в отношении попавших в их руки мирных жителей, но не могут быть объяснены ни "жаждой мести", ни ненавистью к недавним оккупантам те зверства, которым подверглись немцы со стороны чехов и поляков - "массовый психоз", который, казалось, овладел немцами при Гитлере, не оказался чем-то исключительным и повторился вновь в Восточной Пруссии, Померании, Силезии, Судетах, Богемии и Моравии, где представители славянских народов повторили многие преступления нацистов (иногда вполне осознанно им подражая: так летом 1945-го всем чехословацким немцам приказали носить белую или желтую повязку, на которой должна была быть написана большая буква N), и жертвами становились не столько пленные солдаты Вермахта, сколько беззащитные женщины, старики, дети и подростки. В книге столько свидетельств бесчеловечной жестокости, часто принимающей садисткие черты (немцев не просто выгоняли из их домов, не просто расстреливали по любому поводу - прежде всего их пытались предельно унизить и подвергнуть голоду, истязаниям и отчаянию, заставлявших многих фолькдойче покончить с собой), что очень скоро к ней "привыкаешь". Не знаешь только, что делать с той злостью, которую поневоле начинаешь чувствовать читая об всем этом: нет смысла ненавидеть современных чехов, словаков, поляков или сербов (так же как нет смысла ненавидеть нынешних немцев за преступления нацистов) и не знаешь, по чьей воле множество маленьких детей погибло от холода и истощения по дороге на Запад, - есть только страшная трагедия, перевернувшая Европу, а винить в ней, получается, некого.
Не понравилось, что автор, представляя свидетельства изгнанников и беженцев, пытается самостоятельно беллетризовать их рассказы, к тому же, несмотря на то, что книга снабжена библиографией, какие-либо сноски в самом тексте отсутствуют, а я еще со школы как-то привык, что любая упомянутая цитата или цифра должны быть немедленно подтверждены ссылкой на соответствующий источник

Книги, deutschland

Previous post Next post
Up