Юбилеи знаковых для русской культуры деятелей проводятся по уже отработанной схеме. Словно это не напоминание о величии этого человека или его колоссально вкладе в российскую и мировую культуры, а рекламная акция очередной потребительской новинки, которую мы должны купить. Так и получается. В канун юбилея о нем много говорят, недолго отмечают, а через день забывают, и сам праздник, и того в чью честь он был организован. И книги, которые мы достали удостовериться, что действительно этот человек был великим, раз его произведения пылятся у меня в шкафу, мы убираем обратно, до следующей знаменательной даты.
Празднование 150 летнего юбилея А. П. Чехова, не выходит из ряда подобных, ставшими уже дежурными, событий. Конечно, нет ничего ужасного, в том что через СМИ, используя проверенные в рекламных и PR технологиях приемы, до нас пытаются донести кто такой Чехов и почему мы его так сильно любим. Но всё это похоже на игру, в которой из штампов и заезженных фактов, словно из кубиков выстраивается образ «великого русского писателя». Образ, который «точится» однотипными портретами в учебниках и однобокими программами на телевидении. Образ, которым очень гордишься, но в который не очень веришь.
Вспомнив несколько интересных и необычных фактов из жизни самого Чехова и судьбы его «наследия» мы увидим с Вами…нет, не «другого» Чехова, а того самого Антона Павловича, о котором нам не всегда всё рассказывали.
И так...
•Творчество Чехова, как и Гоголя, может является предметом гордости двух народов - русского и украинского. Чехов родился и до 19 лет жил в Таганроге, город, значительную часть населения которого тогда и сейчас, составляют украинцы. И в частной беседе с Максимом Горьким, он признавался: «Я настоящий малоросс, я в детстве не говорил иначе, как по-малороссийски». И действительно, в письмах и речах Чехова, ненароком всплывали украинские выражения, пословицы и поговорки.
• За многолетнюю литературную деятельность Чехов воспользовался порядка 50-ти творческими псевдонимами. Чаще всего он называл себя «Антоша Чехонте», «Человек без селезенки», «Брат моего брата».
• Внешность Чехова для читателей, никогда не была тайной - он жил в эпоху фотографий и каждый школьник узнает его. Но почему-то сложился миф о типично-интеллигентной внешности писателя: невысокий рост, слабый, а может быть хилый человек. Чехов же был под 190 ростом, с широкими плечами и отлично развит физически. Очевидцы вспоминают, как он с легкостью нырял в океан, прямо с носа парохода.
• Антон Павлович был настоящим дамским угодником. О его любовных похождениях ходили легенды, это была не проблема, тем более что Чехов никогда не скрывал, и не стыдился своих «побед».
• Во время пребывания на Сахалин, в качестве переписчика островитян, у Чехова был небезынтересный «роман» с японской девушкой. О чем, не без гордости, он говорил в своих воспоминаниях.
• На обратном пути с российского Дальнего Востока Чехов посетил континентальную Индию и остров Цейлон. Из этой поездки Чехов привез двух ручных лемуров, один из которых, и это выяснилось уже по прибытию в Россию, оказался дикой пальмовой кошкой.
• Умер чехов в городе Баденвейлер, известном курорте на юге Германии. Самостоятельно оценив ситуацию, он сказал приехавшему уже за полночь доктору: «Я умираю». После чего попросил бокал шампанского, не спеша выпил его, прилег на левый бок и вскоре скончался. И именно в городе Баденвейлер был установлен первый памятник Чехову. Произошло это в 1908 году. Правда спустя 10 лет, в 1918 году, во время Первой мировой войны, памятник был переплавлен на нужды немецкой военной промышленности. В 1992 году был восстановлен, не без российского участия.
• Чехов и Кино
Произведения Чехова, сами просятся быть экранизированы, многие режиссеры бравшиеся воплощать по средства кинематограф замыслы Антона Павловича, отмечали, что классик всё сделал за них и им оставалось только не испортить.
В числе наиболее удачных экранизаций зрители и кинокритики называют: «Анна на шее» (1954 год) Режиссер: Исидор Анненский. В ролях: Алла Ларионова, Александр Вертинский, Михаил Жаров; «Плохой хороший человек» (1973 год) Режиссер: Иосиф Хейфиц. В ролях: Олег Даль, Владимир Высоцкий; «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977 год ) Режиссер: Никита Михалков. В ролях: Александр Калягин, Елена Соловей; «Мой ласковый и нежный зверь» (1978 год) Режиссер: Эмиль Лотяну. В ролях: Олег Янковский, Галина Беляева; «Палата №6» (2009 год) Режиссер: Карен Шахназаров. В ролях: Владимир Ильин, Александр Панкратов-Черный, Евгений Стычкин.
А вот фильм режиссёра Андрея Михалкова-Кончаловского «Дядя Ваня» (1970 год) встречаются как цветные, так и чёрно-белые сцены. Кинознатоки и критикипдавно пытаются (и у многих это получается) найти художественное обоснование для такого приёма. На самом деле всё оказывается на много проще. Таким «приемом» пришлось воспользоваться с нехваткой цветного «Кодака», а советская цветная плёнка не давала нужного качества изображения, поэтому и снимали на чёрно-белую.
• В честь Чехова назван город в Подмосковье, кратер на планете Меркурий, а улицы носящие его имя есть практически в каждом городе России (в том числе и Саратов) и во многих городах ближнего зарубежья.
• Не без юмора к персоне «великого русского писателя» и врача подошли создатели сайта Абсурдопедии
http://absurdopedia.wikia.com.
Сайт, подающий информацию, в стиле главного помощника современного студента-Википедии, говорит о том, что «А. П. Чехов - литературный псевдоним известного русского врача-гинеколога Апчихова». Среди главных его медицинских достижений, называется разработка и активное использование метода, после которого женщинам больше не приходилась обращаться к врачам его специализации. Но, - констатируют создатели сайта - отсутствие признания и подтолкнуло Апчихова к литературе.
По мнению Абсурдопедии в литературу Апчихов вошел как первый писатель, обратившийся к проблемам экологии. Наиболее значительные произведения Апчихова посвящены именно экологической тематике: Чайка - повествует об истреблении чаек в результате неконтролируемой охоты; Дядя Ваня - повествует об уничтожении уникального природного заповедника «Сад дяди Вани»; Человек в футляре - повествует о трагической жизни и смерти одного экземпляра уникального подвида homo sapiens - homo futlaris.
Искусствоведы наверняка осудят такой подход. Хотя, думаю сам Антонио де Пабло «Че»Хов, если бы не рассмеялся, то точно бы улыбнулся.
Ведь главное в наследии Чехова-это не полные собрания сочинений или опубликованные письма, нет. Это не постановки в театре или экранизации на экране. Главное-это вдумчивая и ироничная улыбка, с которой завещал нам смотреть на себя и на мир, этот большой и сильный человек, с уникальным чувством юмора и желанием взять от жизни как можно больше.
И если кто-то будет утверждать, что только он знает, как нужно понимать Чехова - не обращайте внимание…
«Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны…»
А.П. Чехов