Jun 18, 2014 11:11
2 недели назад я написала, что «выбираю» для первой помощи Тамару, потому что она своя, близкая. Человеку свойственна эта несправедливость: больше сочувствовать беде любимого или хотя бы знакомого человека, чем беде человека незнакомого.
Чуда не произошло, от несправедливости этой я не избавилась. Я просто полюбила Виктора. Раз в несколько дней звоню я ему или он - мне. Я ему - чтобы спросить про динамику состояния, уточнить симптомы, подумать, чем бы еще помочь. Он мне - чтобы сказать спасибо, о чем-то посоветоваться или просто поговорить.
Прям горжусь тем, что уговорила Виктора попробовать трамал. Уговаривала долго, так и эдак - что умирание не обязывает страдать, что полунаркотические и даже наркотические обезболивающие - это НЕ наркотики в расхожем смысле этого слова, а всего лишь лекарство, которое справляется с болью. «Вы ведь сами говорите, что из-за постоянной боли совсем перестали спать. Давайте обезболим. Ну, просто попробуйте». Виктор отшучивался. А при следующем звонке сказал:
- Знаете, а я выписал трамал. Ночью стало уж совсем невыносимо больно, скрипел зубами на весь дом, - он и тут шутит! - едва дождался утра, вызвонил всех своих врачей, попросил рецепт - вот, уже выпил первую таблетку днем и вторую на ночь
- И как?
- Спал, - снова смеется. - Представляете, заснул. И сейчас уже обед - а не болит.
- Не ждите больше, пока заболит. Пейте по расписанию - если хватает сейчас 12 часов, значит, дважды в сутки, только точно по часам, ладно? Хорошее обезболивание - это когда боль даже не появляется.
Потом пришла посылка с «лирикой» (из-за выходных задержалась в пути на несколько дней) - и новый звонок со «спасибо»!
Сейчас у Виктора целых три обезболивающих препарата, и он не экономит, благодаря вашей помощи есть все таблетки. Как сложно передать вам этот голос в телефонной трубке, который рассказывает мне о том, что СНОВА МОЖЕТ СПАТЬ...
Еще у этого голоса сильная одышка. Вот сегодня, наконец, могу гордиться еще одной маленькой победой:) - уговорила Виктора на пульсоксиметр. «Сегодня приходили друзья с моей бывшей работы. Так приятно, помнят, зайти навестить захотели. Девушки все руки мне грели. А то пальцы такие, знаете, синие…» - «Виктор! Это ведь не только про то, что сердце плохо качает. С кровью и кислород хуже поступает. Давайте начнем контролировать?» - «Ладно уж, давайте, - небольшая пауза, - я буду ждать посылку».
И еще договорились про ингалятор. По телефону я тоже это слышу, у Виктора очень сильный кашель, со сгустками крови, и то каждое утро подолгу не получается откашляться. Ингаляции помогут смягчить и облегчить это. Сегодня уже запросила счет на ингалятор и пульсокс, которые бы можно было сейчас передать Виктору, и заказала расходники. Надеюсь вписаться в оставшиеся у нас полторы тысячи. Впрочем, про деньги - отдельный пост, а здесь про Виктора.
Я люблю разговаривать с Виктором, с ним очень легко. Он рассказывает просто что-нибудь из своей истории - я молча слушаю… Вместе шутим над тем, что действительно необратимо… Он рассказывает, как себя чувствует, я рассказываю, чем можно облегчить - и в ответ слышу его удивленного… он просто не думал о том, что может быть по-другому…
От каждого разговора у меня мурашки по коже. Насколько сильнО представление о том, что умирание непременно сопровождается страданием! Что чувствовать себя плохо нормально. Не спать - нормально. Боль - нормально.
Опрокинутый мир!
Ведь до самого момента смерти - это еще жизнь. С болью, кашлем, удушьем можно справиться, смягчить, унять, можно сделать так, чтобы не болело, можно сделать так, чтобы человек спал, чтобы мог выйти во двор посидеть на свежем воздухе, чтобы мог принять гостей и с удовольствием общаться… ведь МОЖНО это все. Почему же мы сами себе в этом отказываем, сами себе и ближним?
Виктору мы на этой неделе купим пульсокс и ингалятор, и я надеюсь, что сможем помогать и дальше. По последним снимкам - состояние уже очень тяжелое и удивительно, где он находит силы еще жить и с таким задором общаться. Но если уж он может, то мы - и подавно!
и я верю, что следом за Виктором будут еще и еще мужчины и женщины и молодые ребята, которым мы сможем облегчить последние месяцы и недели, чтобы они были не днями умирания, но днями жизни.
действует карточка Приватбанка 4149497804967257,
liqpay подключен и работает через номер телефона 067-628-22-11
Люди