К размышлению о Людях свободного действия

Apr 30, 2014 16:14



Один человек, который всю жизнь работает учителем математики в школе и даже более того, ее директором, говорит о себе: «Я - человек-вопрос. Есть люди - восклицательные знаки, есть люди - точки, а я - вопрос». Мне кажется можно продолжить мысль директора Челябинского физико-математического лицея №31 Александра Попова, но не в образах пунктуации. Мы примеряем на себя поступки, дела и слова других людей. Поэтому, я думаю, что каждый человек для другого человека зеркало. Но не в каждое зеркало можно и хочется заглядывать. Особенно трудно смотреться в зеркало свободного человека и примерять его поступки на себя.

Сегодня наш разговор с Владимиром Стейгоновичем Боже. Почему с ним? В начале 90-х годов, когда часть страны занималась первоначальным накоплением капитала, а другая часть боролась за выживание, он создал Центр историко-культурного наследия Челябинска и выпустил семитомную энциклопедию Челябинска. Зачем? Для формирования культурной традиции в Челябинске. Кто-нибудь из нас ставил перед собой такую задачу в жизни? А выполнил?

Итак, Владимир Боже: краевед, историк, фотограф, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС. А говорить мы будем на тему экологии. Экологии души.

Владимир, у Вас есть уникальный опыт остановки и тщательного вглядывания в суть вещей, а конкретно, насекомых. В одном интервью с Вами я читал, что Вы в тёплое время года ежедневно два часа тратите на макросъемку насекомых в ближайшем к дому парке. Была даже ваша фотовыставка "Челябинск: другая жизнь. Макровзгляд на мир природы", где насекомые показаны не как те, кого надо срочно смахнуть, отвернуться, прихлопнуть, чтобы осталось мокрое место. Может быть, поэтому, как мне кажется, для нас важно поговорить об экологии. Но об экологии, которую можно понимать шире, чем борьбу за выживание отдельных биологических видов. Если посмотреть в этимологию этого слова, то оно двусоставное и происходит от греческого слова Ойкос - дом и Логос, которое имеет широкое и глубокое значение, но проще всего понимается, как смысл. Экология, это смысл дома, учение о нормальной жизни в доме. Академик Д.С. Лихачёв вводил термин - «экология культуры». Он опирался на тезис, что для качества культуры необходима экология души и духа.

Давайте начнём с вопроса, что делает челябинца челябинцем. С точки зрения памяти. Чем он гордится, что бы он хотел забыть. В чем это выражается сейчас?

Я такой образ могу предложить. Это как аквариум. Рыбы, живущие в аквариуме, создают там какую-то свою микросреду, которую искусственно не воссоздашь и потому, когда меняют воду в аквариуме, всегда оставляют часть старой воды, чтобы рыбки прижились. Так и с городом. С городскими памятниками. С памятью города. Это какое-то ощущение пространства во времени.

Челябинск - специфический город. Он сформировался на миграционных волнах. Соседний Екатеринбург формировался как столица горного края, а Челябинск сформировался как город-перекрёсток, город-станция на железной дороге. В 1884 году по переписи в Челябинске было 7000 жителей. А потом, когда в 1892 году, сюда пришла железная дорога, за тридцать лет население города увеличилось в 10 раз до 75 тысяч. Отсюда начиналась Транссибирская Магистраль. Особенностью Челябинска было то, что он лежит на стыке Урала и Сибири. И все законы, которые действовали на территории Сибири, начинали действовать в Челябинске. Для нас сейчас это непонятно, но эти законы были строже. Об этом пишет в своих воспоминаниях жена Дзержинского.

История страны порождала миграционные волны, которые, прокатываясь по Челябинску, увеличивали его население в разы за короткое время: гражданская война, коллективизация, Отечественная война. В 1976 уже за миллион перевалили. Люди просто не успевали осознавать рост своего города и внутренне себя причисляли к другой местности. Я помню случай, когда человек всю жизнь проживший в Челябинске, покупал книги о Питере, потому что он там родился и считал себя питерцем. Это не единичный случай. Люди говорят - «У нас в Троицке…». Я им «Вы недавно оттуда»? «Да нет, я всю жизнь в Челябинске прожил».

Не могу не дополнить, потому что очень много похожего встречал. Иногда, у нас в Екатеринбурге, я провожу экскурсию. Это просто прогулка по центру города со знакомыми и не очень знакомыми людьми и общение на тему городской истории. Эта экскурсия со временем получила название «Город, которого нет». Таких прогулок было уже не менее полусотни за последние 4 года. Я полностью согласен с тем, что люди живут в городе, которого не знают и сами себя к нему не причисляют. То есть, человек не живёт в том месте, которое считает своей родиной, а живёт в том месте, которое считает для себя временным. Всю жизнь.

Только начиная с перестройки, город повернулся к самоосознанию. Челябинцы мало ассоциировали себя с городом. На мой взгляд, основа самосознания в культурной традиции. У нас такого понимания в Челябинске не было. И потому я ставил такую задачу - сделать учебник для школы и энциклопедию для взрослых. В 1993 году я организовал Центр историко-культурного наследия Челябинска и начал это делать. Выяснилось, что есть много лакун в истории Челябинска. Приходилось искать тех людей, которые хорошо знали ту или иную тему. Выпустили книгу «Челябинск неизвестный», а затем семитомную Челябинскую энциклопедию. Это была одна из лучших в России энциклопедий по оценке специалистов. Сейчас любой человек, ищущий информацию по истории Челябинска, не пройдёт мимо нашей энциклопедии, которая есть в каждой библиотеке города.

Я думаю, что проблема челябинцев была в том, что нам не хватало самосознания. Но потом начались изменения. Это выражалось в том, что в празднованиях дня города стали больше говорить об истории города. Делались исторические реконструкции по каким-то моментам формирования города. Сейчас есть, конечно, спад, но я думаю, это вызвано просто законами развития общества. Был зажатый советский период, когда не разрешалось издавать краеведческую литературу. Потом за десять лет было издано столько, сколько не было за несколько десятилетий после революции. Сейчас затишье и не издаётся каких-то из ряда вон вещей, которые бы меняли ситуацию. Я думаю, что самый простой и прямой путь для сохранения памяти - качественная энциклопедия.

Надо иметь какие-то серьезные основания для того, чтобы в 90-е годы всерьёз озаботиться темой сохранения памяти. Что вами двигало? Зачем вам это было надо?

Джон Леннон говорил, что удивление - это двигатель прогресса. У меня также. Я в свое время заинтересовался вопросом, сколько храмов было в Челябинске до революции. Мне попалась обзорная фотография, и храмов там было довольно много, но везде были разные данные о том, сколько именно: 7-10-15. Я стал искать. Поехал в архив в Оренбург. Нашёл документы, где было чётко написано, сколько именно, и стал это оформлять в рукописном журнале.

Стоп, стоп, стоп! Это какой год? Что значит рукописный журнал? Где распространялся? Какое название?

Я начал это делать в 1981 году, и в 1983 вышел первый номер. Их вышло всего три. Название журнала «Эхо». Это был журнал для своих.

Посадить же могли.

Да, могли. Но как-то не думалось об этом. Я еще в университете, когда учился, помню, взял в прокате машинку печатную и перепечатывал на ней то, что выписывал для себя в публичной библиотеке. Так появились сборники по русскому имажизму, акмеизму, футуризму. А жена у меня работала в типографии и мы это сшивали. Фотографии там были. Подписывал журнал - Владимир Боже, выходные данные, все как положено. Однажды этот журнал увидел один из преподавателей. Он аж побледнел и затрясся.

Давайте вернёмся к экологии. Мы все живём в каком-то доме. В какой-то экологической системе. Она состоит из разных образов, слоёв, оснований, но можно говорить о чем-то общем для всех. Например, дом это место, куда человек возвращается, это круг друзей и знакомых, в котором человек чувствует себя "как дома", это общество, в котором живёт человек, и оно не может не влиять на него, есть еще народ, как дом, национальность, как дом, мир и вселенная, как дом. Таким образом, мы можем говорить, что экология, как учение о нормальной жизни в своем доме, включает в себя много граней. Все важны. Но есть те, без которых дом не дом. Стоять не будет, потому что стены нет, или крыши. На ваш взгляд, где сейчас более всего нарушена экология? Какие стены надо возводить в первую очередь? Может, знаете как?

Я стихийный мыслитель в этом вопросе. Я же в Чернобыле был, поэтому эта тема для меня близка. Трудно видеть отравленную землю, растения, жизнь. Стоит дерево увешенное плодами, но ядовитое по своей сути.

Я думаю, что мы идём к индустриальному обществу. Это то, что на Западе уже произошло, а у нас еще нет, но уже происходит. Это можно еще остановить. Для этого надо чтобы действовали суровые законы или качественно работать на понимание. Люди рождаются разными. Одному не надо говорить, что не сжигай кнопки в лифтах, не режь сиденья, а другой это делает, что ему не говори. Почему?

Может быть, этот человек родился и живёт в такой обстановке, где это считается нормальным. Он просто не знает как по-другому?

Я думаю, нет. Эти люди обижены и недооценены и от этого так агрессивны. Они сами себя поэтому не понимают.

И еще. Сейчас слишком много чего определяют деньги, сиюминутная выгода. Мы решаем сиюминутные задачи, преследуя выгоду, и это перехлёстывает то, что главное. И от этого случается самое страшное. Например, взрыв атомной электростанции рядом с городом.

А если еще расширить наше понятие экологии. От экологии тела к экологии души. Что такое экология души? Какие такие душевные качества сейчас в дефиците? Что в современном человеке такого потеряно или неразвито, что не даёт ему вдохновения созидать и украшать свой дом, управлять им, в конце концов?

Человек утерял главное. Человек существо коллективное. Нет открытости миру. Для меня самые радостные годы - 60- е. Вспомните, и фильмы были такие. Комедии Гайдая, например. Жили небогато. Даже хлеб белый был по спискам. Не для каждого, но люди были совершенно другие. Приезжает человек в другой город и может попроситься на ночлег. Нормально. Сейчас идет индивидуализм - он давит все на своем пути. Это главный враг души сегодняшнего человека. Очень многие люди думают только о себе. Мы потеряли чувство другого человека. Что-то важное изменилось в природе человека.

А что мы можем сказать об Экологии Духа? Какой здесь дом можно и нужно строить?

Очень непростой вопрос. Если говорить о самом важном, то это человек. Нельзя перешагивать через людей. Это главное. Человек всегда знает, когда он это делает.

Надо чувствовать, что ты не один живёшь в этом мире.

Я провожу это интервьюирование в рамках подготовки к конференции ЛЮДИ СВОБОДНОГО ДЕЙСТВИЯ. НЕОЖИДАННЫЕ ПУТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. Как кажется, мы живем в уникальное время, когда у людей есть внутренняя потребность в свободном действии. Это выражено в том, что много людей самостоятельно собирается в добровольные общности, внутри которых рождаются новые способы единения людей, новые способы сохранения свободы и любви, которые только и могут стать базисом для созидания народа. Кого бы вы сейчас назвали "человеком свободного действия"?

Любой человек проявляется индивидуально. Возможности и потребности - не универсальная вещь. Кому что. Все зависит от того ощущения человека, как он живет. Человек свободного действия не имеет претензии к нам, что мы не делаем того, что он делает. Он делает то, что он не может не делать. Как Окуджава говорит: «Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».

Любые люди, которые делают свое важное дело без всякой корысти, это люди свободного действия. От соприкосновения с такими людьми другие оздоравливаются. Но это опять необъятный вопрос.

Previous post Next post
Up