БИБЛИОТЕКА КРАЕВЕДА. Именем Екатерины

Feb 26, 2020 19:47

В свое время так случилось, что историю первых десятилетий  Донецка, я прошел, что называется, факультативно. Я еще тот мелкопоместный патриот, и поэтому куда охотнее изучал летопись родной Калиновки, чем разбирался во всех этих правобережных помещиках в купе с Юзом, а равно и в тамошних рудниках и горных обществах. Возможно именно поэтому меня обминула одна очень интересная книга, которая сегодня у нас в БИБЛИОТЕКЕ КРАЕВЕДА.



«По Екатерининской железной дороге. Выпуск II.»\ Управление Екатерининской ж.д.- Екатеринослав, 1912

Самое смешное, что эту книгу я видел довольно давно, но имея нерадостное впечатление от её Первого выпуска (1903 год издания), дальше введения  так и не продвинулся, почему-то сочтя, что держу в руках банальное переиздание. Вот это и стало стратегической ошибкой, потому, как Выпуск II оказался не переизданием, а продолжением. И если в Первом выпуске подробно описывалась западня часть Екатерининской железной дороги от Кривого рога до Синельниково, то во Втором - речь идет исключительно о Донецком угольном бассейне.

Составители собрали и достаточно подробно изложили сведения обо всех промышленных организациях, ведущих свою деятельность вдоль железнодорожных линий. Информация содержит множество статистических данных: о владельцах, датах основания, о разрабатываемых рудниками угольных пластах (названия которых часто меняются от рудника к руднику), о глубине рудников, об их техническом оснащении,  о качестве углей, объемах добычи, а так же, что весьма ценно краеведам, о количестве жилых домов на отдельно взятых рудниках и числе проживающих там работников.

Вот, к примеру, многие знаю, что донецкий поселок Ивановка получил свое название от шахтовладельца Христофора Ивановича Иванова, арендовавшего старейший на территории города Александровский рудник. А кто в курсе, что в 1912 году рудником заведовала его вдова Л.И. Иванова, при руднике было 26 домов на 86 квартир, больница на 5 коек при двух фельдшерах и  250 человек работников?



Аборигенам Рутченково посвящается...



Аборигенам Петровки посвящается...



Ну и аборигенам Трудовских также

Или, если говорить о Калиновке, я лично был не в курсе, что из 4-х Рыковских рудников именно печально известный Макарьевский (шахта 4-4 бис) принадлежал полковнику П.П. Рыковскому еще до его женитьбы на вдове Чеботарёвой. Кстати, в книге Макарьевский рудник  почему-то упорно называется «Марьевский», что противоречит всем остальным историческим источникам.





А это специально для патриотов Калиновки. Шахат 4-4бис, вид с юго-восточной сторны и эстокада для отсыпки пусто породы.

В общем, авторы Управления Екатерининской железной дороги неслабо так постарались и фактически оставили нам, потомкам, подробный исторический очерк. При желании его можно раздуть в объемную краеведческую книгу, привязав все перечисленные рудники к современному городу. При этом речь там идет не только о территории Донецка, так что будет интересно краеведам всего Донбасса.

Книга взята с сайта «Шахты и рудники Донбасса».

4-4бис, 1912, Юзовка, Библиотека краеведа

Previous post Next post
Up