В свое время так случилось, что историю первых десятилетий Донецка, я прошел, что называется, факультативно. Я еще тот мелкопоместный патриот, и поэтому куда охотнее изучал летопись родной Калиновки, чем разбирался во всех этих правобережных помещиках в купе с Юзом, а равно и в тамошних рудниках и горных обществах. Возможно именно поэтому меня обминула одна очень интересная книга, которая сегодня у нас в
БИБЛИОТЕКЕ КРАЕВЕДА. «По Екатерининской железной дороге. Выпуск II.»\ Управление Екатерининской ж.д.- Екатеринослав, 1912 Самое смешное, что эту книгу я видел довольно давно, но имея нерадостное впечатление от её Первого выпуска (1903 год издания), дальше введения так и не продвинулся, почему-то сочтя, что держу в руках банальное переиздание. Вот это и стало стратегической ошибкой, потому, как Выпуск II оказался не переизданием, а продолжением. И если в Первом выпуске подробно описывалась западня часть Екатерининской железной дороги от Кривого рога до Синельниково, то во Втором - речь идет исключительно о Донецком угольном бассейне.
Составители собрали и достаточно подробно изложили сведения обо всех промышленных организациях, ведущих свою деятельность вдоль железнодорожных линий. Информация содержит множество статистических данных: о владельцах, датах основания, о разрабатываемых рудниками угольных пластах (названия которых часто меняются от рудника к руднику), о глубине рудников, об их техническом оснащении, о качестве углей, объемах добычи, а так же, что весьма ценно краеведам, о количестве жилых домов на отдельно взятых рудниках и числе проживающих там работников.
Вот, к примеру, многие знаю, что донецкий поселок Ивановка получил свое название от шахтовладельца Христофора Ивановича Иванова, арендовавшего старейший на территории города Александровский рудник. А кто в курсе, что в 1912 году рудником заведовала его вдова Л.И. Иванова, при руднике было 26 домов на 86 квартир, больница на 5 коек при двух фельдшерах и 250 человек работников?
Аборигенам Рутченково посвящается...
Аборигенам Петровки посвящается...
Ну и аборигенам Трудовских также
Или, если говорить о Калиновке, я лично был не в курсе, что из 4-х Рыковских рудников именно
печально известный Макарьевский (шахта 4-4 бис) принадлежал полковнику П.П. Рыковскому еще до его женитьбы на вдове Чеботарёвой. Кстати, в книге Макарьевский рудник почему-то упорно называется «Марьевский», что противоречит всем остальным историческим источникам.
А это специально для патриотов Калиновки. Шахат 4-4бис, вид с юго-восточной сторны и эстокада для отсыпки пусто породы.
В общем, авторы Управления Екатерининской железной дороги неслабо так постарались и фактически оставили нам, потомкам, подробный исторический очерк. При желании его можно раздуть в объемную краеведческую книгу, привязав все перечисленные рудники к современному городу. При этом речь там идет не только о территории Донецка, так что будет интересно краеведам всего Донбасса.
Книга взята с сайта
«Шахты и рудники Донбасса».