ЗА БУГРОМ

Apr 09, 2014 11:32


Вот так живешь себе, живешь, а что под боком находится и не знаешь. Для меня край географии на востоке всегда ограничивался шахтой «Глубокая». Нет, о том, что там где-то находится Макеевка, да и в целом Украина продолжается, я знал, но в своих пеших прогулках никогда не углублялся в ту сторону. На север - пожалуйте, все тамошние поля исхожены и все посадочки изучены. На запад, к Богодуховой - так это вообще избитый маршрут прогулки. На юге - там грустно в каменных джунглях. А с востоком как-то все не складывалось, и за терриконом «Глубокой» оставалась Терра Инкогнита.



Изучив маршрут по спутниковой карте, и наметив интересные ориентиры, в один пригожий весенний денек, я решил исправить географические пробелы. Из всего интересного, что могла предложить прогулка, основной целью был выбран пруд, под смешным названием Свинка.




Маршрут прогулки

«Почему, Свинка?» - спросите Вы. Скорее всего, потом, что в 60-х годах 19 века балка, где расположился ставок, называлась Свинячья. Балка Свинячья впадает в речку Грузскую, и севернее их слияния зародилось село Макеевка, давшее название одноименному городу. Поэтому, достичь Грузской стало второй, но не обязательной, целью похода, зависящий от усталости ног.




Балка Свинячья и поселок Макеевской на карте Шуберта образца 1860 года



Весна! Пернатые вьют гнезда на столбах ЛЭП в поле за микрорайоном Цветочный.

Шахта Глубокая имеет весьма хитрую историю. Раньше у каждой шахты обязательно был свой жилой поселок, над которым она имела прямое шефство. Знаете, где находится такой поселок у Глубокой? Правильно, в Донецке - это поселок Объединенный. В пятидесятые годы его строили для горняков сразу трех шахт - «Буденновка-Восточная», «Буденновка-Глубокая», и №2 «Сорокинская». Все эти шахты входили в Буденовское шахтоуправление и считались частью Донецка.

После всех многочисленных реорганизаций получилось еще интереснее. Шахта, расположенная в границах Макеевки, стала частью шахтоуправления «Донбасс», а шахтоуправление «Донбасс» имеет полное моральное право на поселок Заперевальный, над которым долгие годы имело шефство, и вела его застройку. О том, что Объединенный и Заперевальный находятся в разных районах города, скромно умолчим.



Террикон шахты Глубокая со стороны Донецка. В последние годы он интенсивно «гасится», отчего приобрел множество террас.

До шахты Глубокой мы добирались прямо через поля. Собственно, никакой общественный транспорт туда вообще не ходит, т.к. люди там хоть и живут, но не в тех количествах, что бы заинтересовать власть имущих.

Уже достаточно долго шахта не работает, но вокруг кипит бурная жизнь. Постоянно снуют многотонные фуры, работают экскаваторы и грузовики. Для меня, человека не искушенного в угольной отросли, вся эта суета остается загадкой.





И после смерти существует жизнь. Добычи на шахте нет, но работа кипит.



Экскаватор разгребает террикон

Дороги вокруг шахты сильно разбиты, а зачастую их попросту нет. Зато пыли предостаточно, не смотря на относительную влажность почвы. С ужасом представляю, что там твориться летом. Местами мы предпочитали срезать дорогу через поля, дабы избежать встречи с множеством грузовиков, благо в полях попадались интересные артефакты.

Неожиданно отыскался геодезический репер государственной триангуляционной сети. Его сородич стоит возле Чайкинского кольца. Теоретически, геодезическая разбивочная сеть охраняется государством, но состояние металлоконструкций заставляет в этом усомниться



Геодезический репер в полях у Глубокой.

Шахтный террикон расположен на водоразделе балки Богодуховой и реки Грузской, поэтому едва мы обогнули его южные отроги, перед нами предстала шикарная панорама с бессчетным множеством рукотворных гор. Столько сразу я никогда не видел, хотя родился, вырос и живу в Донецке, столице шахтерского края.



Вот он Донбасс! На этом снимке запечатлено, как минимум, 16 терриконов.



На заднем плане дымит Зуевская ТЭЦ.

А на востоке красовалась Макеевка, тоже сплошь утыканная терриконами. В Донецке планомерный снос шахтных отвалов начался еще в шестидесятых годах, и останавливаться не собирается. Ведутся ожесточенные споры, о необходимости сохранения терриконов, как одной из изюминок города, но прагматизм большого города намекает, что вскоре им всем придет конец.



Макеевка. Тут мы можем наблюдать, как минимум 10 терриконов.

В плане террикон шахты Глубокой имеет форму почти правильного прямоугольного треугольника с катетами, обращенными к востоку и северу. Поэтому, добираясь до балки Свинячьей, мы могли в полной мере насладиться буйством красок самой длинной стороны отвала. Послушайте мой совет, и если у Вас будет возможность, выбирайтесь на прогулку к шахте после дождя, когда омытая порода открывает свои истинные цвета.




Чуточку зелени…



Немного охры…



А справа открывались необъятные степные просторы с убегающими вдаль высоковольтными вышками



Порода в кристаллах пирита - виновница загорания терриконов.

Балка Свинячья начинается сразу от западного отрога террикона, и не вызывает особого интереса. Давным-давно её приспособили для осветления шахтных вод, создав каскад отстойников, самым большим из которых является пруд Свинка. Повсюду видны остатки индустриальной инфраструктуры в виде бетонных переливов, каких-то бункеров и поломанных эстакад.



Первый пруд-осветлитель по течению Свинячьей



Вдали виднеется пруд Свинка и поселок Макеевка.



Разрушенная эстакада.

Большой неожиданностью стало открытие, что берега Свинки обитаемы. Спутник рисовал в этом месте дачный поселок, но дачных поселков с подведенным газом у нас в стране крайне мало. По обе стороны пруда текла неспешная сельская жизнь, пробужденная хорошей погодой. Кто-то копал огород, утробисто рычала цепная пила, где-то мычали коровы. Для полной идиллии не хватало куриного кудахтанья, да одна мысль не давала покоя: «Как же сюда местные жители добираются?» На эту мысль упорно наталкивала старушка, одиноко бредущая по крутым изломам балки.

Близость цивилизованного жилья давала о себе знать и постоянно лезущем в кадр мусором. Ракурс приходилось выбирать, учитывать его наличие. Получалось далеко не всегда.




Чудная лазурь Свинки.




В начале апреля вода в пруду еще чиста и прозрачна, но зная, где находятся его истоки, стоит сильно задуматься о купании в нем.




Горизонт не завален - это рельеф такой!

Итак, первая цель путешествия была достигнута, и мы смело решили глянуть мутные воды реки Грузской. В том, что воды мутные, я не сомневался, ибо не один раз в них глядел, но только в районе Моспино. Сомневался я в том, что последний участок пути окажется столь же приятным, как и первый. Знаете поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»? Как раз тот самый случай.

Сразу за дамбой Свинки, тропа круто ныряла вниз по балке, а потом столь же круто взбиралась на высокую насыпь. Что с рельефом творилось за насыпью, можно было только догадываться.




Балка Свинячья от дорожной насыпи.

А за насыпью нас ждало «крутое пике» - земля уходила вниз стремительным обрывом, обнажив свои скальные кости. Где-то там внизу плескалась вожделенная река, но смелости совершить последний спуск уже не оставалось. Спуск - ничто, а вот подъем назад, и 4 км пешего хода до благ цивилизации - заставляли крепко задуматься.

Оставалось довольствоваться малым и тешиться мыслью, что мы сюда еще вернемся…



Дорожная насыпь. Вид на юг. Можно оценить крутость падения рельефа.




Дорожная насыпь. Вид на север. Вдали виднеется Макеевский металлургический завод.




Каменные кости Донбасса




Одинокий хутор под горой, без сомнения, помнящий еще казака Макея.




Вот она настоящая Макеевка - село давшее впоследствии название городу Дмитриевск. Сразу за дорогой внизу притаилась река Грузская

На обратном пути мы сделали небольшой крюк к югу, желая подольше насладиться открывающимися видами на терриконы. Не сомневаюсь, что есть еще на свете специалисты, способные рассказать, каким шахтам они относились, но их мало…



Жертва рекультивации. Получился чудесный круглый холм с лесистой верхушкой.



Терриконы шахты Грузкой. Сколько тех шахт было и простых и наклонный сейчас и не сосчитать. А вообще очень похоже на другой макеевский рогатый террикон.



Терриконы шахты Восточная



Угольный разрез у шахты Восточная.




Террикон шахты Грузская Наклонная и местные песчаники.



Немного креативной рекламы с местного кладбища

Обратно мы возвращались через поле, и всю дорогу любовались терриконом шахты Глубокая. Больше 25 лет я смотрел на него с другой стороны, с запада, и первый раз - с востока.



Балка, Прогулка, Донецк, Макеевка

Previous post Next post
Up