В Донецке сохранилось немало признаков давно минувшей Советской власти. Постепенно они ветшают и приходят в негодность, но все еще упорно цепляются за существование. Сегодня я предлагаю совершить
очередной экскурс в мир советской мозаики города Донецка
История монументального мозаичного искусства в нашем государстве имеет ярко выраженный волновой характер. После расцвета в 11 веке, наступают долгие годы забвения. Через шесть веков, великий ученый М. Ломоносов предпринимает робкую попытку его возрождения, и опять забытие на сотню лет, до конца 19 века. В это время в моду входят такие архитектурные стили, как модерн и неорусский, тяготеющие к излишней декоративности. Мозаика из интерьера перебирается на фасады, и достигает наивысшего своего развития, соперничая по выразительности с живописью. Затем снова спад…
Первое десятилетие Советская власть мало интересуется мозаикой. Во-первых, объемы нового строительства были крайне малы, а денег на декоративную отделку и того меньше, а во-вторых, в СССР царил конструктивизм, отвергающий декор, как пережиток прошлого. Со средины тридцатых годов мозаика начинает вновь отвоевывать свое положение, но расцвета достигает только к концу сороковых годов, по причине войны и восстановления промышленности. Пятидесятые - золотые годы для советской мозаики. Мозаичными панно украшаются сотни дворцов культуры и спорта, станции метрополитена, вокзалы и аэропорты. Яркие насыщенные цвета, как нельзя лучше передавали официальное видение советской действительности и светлого будущего, но тут началась борьба с архитектурными излишествами…
Как не удивительно, но на мозаичном искусстве эта борьба отразилась специфически. Оно не исчезло, а даже наоборот, получило широкое развитие, но при этом превратилось в коммунистический китч. Техника изображения упростилась, а содержание приобрело ярко выраженный плакатный характер.
Именно в этот период, в шестидесятые, мозаика начинает проникать на улицы Донецка. Пика своего развития она достигнет в семидесятые, когда снова усложнятся техника исполнения и сюжетное наполнение, а к средине восьмидесятых о мозаике опять забывают, хотя плиточников-мозаичников продолжали обучать до недавнего времени.
Плакатный характер мозаик шестидесятых годов, позволяет четко разделить их тематически. Сегодня я предлагаю совершить виртуальный тур по мозаикам Донецка, объединенных тематикой «Слава труду».
Начнем с мозаики на торце дома в поселке Заперевальный
Перед нами ярки образец плакатной мозаики, выполненной в 1967 году (по дате на доме). Рабочий держит цифру пятьдесят, символизирующую юбилей Октябрьской революции. Мозаика выполнена из кафельной плитки и заменяет собой облицовку стеновых панелей.
Побратим предыдущей мозаики отыскался на «Черемушках» по ул. Герцена
фото с сайта
«В городе» Фигуры рабочего и колхозницы стилизованны под плакаты 20-х годов. Материал - колотый кафель, изготовление - заводское.
Вообще советскую мозаику можно разделить на два вида:
- авторскую, когда художник создает эскиз, переносит его на поверхность и делает мозаику прямым набором;
- заводскую - когда в промышленных условиях по эскизам художника создаются мозаичные карты. Эти карты обычно представляли собой бумажную основу размером 300х300 мм с наклеенными мелкоразмерными плитками (30х30 мм). Облицовывая этими картами поверхность, формировалось мозаичное панно.
Яркий пример мозаики заводского изготовления можно наблюдать в больнице профзаболеваний на Мотеле.
Крупный размер зерен мозаики продиктовал условность изображения. Не смотря на наличие нескольких планов, мозаика выглядит примитивно, как детский рисунок. Основная ориентация плиток - вертикально-горизонтальная.
Однако в случае с авторской мозаикой из тех же плиток размером 3х3 см. можно добиться весьма приемлемого качества. На территории ДМЗ есть мозаика труженика, запускающего спутник.
фото из интернета
Здесь мы видим, что автор использовал ориентацию мозаичных зерен для придания изображению объема. Несмотря на большую условность, мозаичное панно смотрится органичнее предыдущего.
Еще один образец мозаики прямого набора из мелких плиток можно наблюдать в развалинах «Дома кино», на конечной остановке трамвайного маршрута №3
К сожалению, мозаика утратила актуальность еще в советское время и была закрыта, хотя, возможно она попросту обвалилась
Очень часто, на малых архитектурных формах участие художника ограничивалось только эскизом. Набор выполняли плиточники-мозаичники, и конечный результат всецело зависел от их умения и вкуса.
фото из интернета
Остановочный павильон на Петровке. Мозаичник использовал разные приемы обкола кафельной плитки, чтобы придать изображению большую художественную выразительность и тектонику. Интересно, что для работы использована плитка размером 60х120 мм.
Со средины семидесятых на стенах Донецка появляется авторская мозаика из смальты. Здесь уже вся работа от начала и до конца выполнялась художником-мозаичником, а само мозаичное панно уподобляется живописному полотну.
Яркие примеры таких работ можно наблюдать в торговом зале Крытого рынка
И на ул. Профессоров Богуславских .
фото А. Жуков
Использование смальты, позволяет вернуть в мозаику объемность за счет теней и полутонов. Усложняется композиция, а сюжет избавляется от примитивизма плаката.
Гостей города Донецка в железнодорожном вокзале встречает масштабная мозаика, выполненная из природных материалов, похожая на графическое изображение карандашом
Однако, широкого распространения такая техника мозаики в Донецке не получила. Возможно, архитекторы посчитали её слишком мрачной.
Второй из найденных образцов использования в мозаике природных материалов, находится на пересечении ул. Артема и Гринкевича (авторы Иван Литовченко, Владимир Прядко)
На последнем этапе развития, мозаичные панно усложняются еще и за счет добавления объемной пластики. Теперь это уже не живописные полотна, а барельефы декорированные мозаикой.
О художественной ценности подобных гибридов судить очень сложно. Есть среди них и весьма интересные работы, и откровенный китч.
Барельеф с изображением ордена Трудового красного знамени на фасаде административного здания шахты «Мушкетовской». Выполнен из небольших блоков в мастерской и смонтирован на объекте.
фото С. Бондаренко
Мозаика на стене магазина «Горняк» на Лидиевке. Неумелое сочетание техники мозаики и барельефа привело к нарушению пропорций изображения.
На этом наш обзор Донецких мозаик, посвященных прославлению труда, будем считать временно остановленным. Почему временно? Потому, что не так просто разыскать в шахтерских поселках образцы этого подзабытого искусства, а они бессомненно есть
А.Ю. Кашкаха