По закону, с российскими правами можно ездить в Литве только первые пол года после получения вида на жительство. К временному внж полиция не цепляется, поэтому у меня эти пол года превратились в 6. После пмж, гипотетически, объясняться было бы сложнее (хотя есть и такие товарищи, напишу), настало время пересдавать экзамен. Однако вождение на экзамене отличается от реальности. Удивительно, но ваше многолетнее безаварийное вождение не означает, что вы сдадите экзамен. У меня стаж 10 лет, я сдал экзамен с третьего раза. Под катом - длинная история, подводные камни на экзамене и особенности вильнюсской регитры.
Почему полиция не цепляется к иностранным правам?
Предполагаю, причина в сложности проверки. По закону, водительские права граждан третьих стран должны быть заменены у того, кто зарегистрирован в Литве и проживает там не менее 185 дней в году. Вот у тебя внж, и фиг его знает, проживал ли ты 185 дней или нет. Даже с пмж - парейгун выпишет штраф, а ты приедешь с заграном, а там печати о пересечении границы, и 185 дней не набирается. Или вместо печатей какое-то другое доказательство, что жил, к примеру, пол года в Польше. Мутное это дело, регистрировать другие нарушения куда проще. Я вовсе не к тому, что выписывание штрафов - это самоцель. Полиции важны доверие, авторитет, а значит и работа без ошибок.
Сдавать или пересдавать.
Есть два варианта. Можно менять свои российские права - сдаешь экзамены, без автошколы, отдаешь российские права, получаешь литовские. Если нужно, можно потом поехать в Россию, сказать, что потерял, восстановить российские. Общей базы Россия-ЕС нет. Другой вариант - не говорить про
российские права, как-нибудь экстерном типа закончить автошколу, получить литовские права как новичок. Я пошел по первому пути, потому что по России практически не езжу. Новичкам выдают права на два года, после чего их нужно менять. И ездить с листком до 70км/час (не в курсе, цепляется ли к этому полиция). Еще момент - потеря стажа. 10 лет опыта уполовинивают стоимость страховки. Впрочем, стаж в страховке, наверное, можно подтверждать оставшимися российскими правами. Пока они не закончились. Кстати. Мои российские права кончались в этом году - еще одна причина их поменять без поездки на родину.
Запись на экзамен.
Записываться можно по
интернету или общему телефону 8 700 55151. Обычно запись идет за пару недель. Но отменить свою запись на практику можно не ранее чем за сутки. При неявке - месячный штраф (т.е. записаться в следующий раз можно не ранее чем через месяц). Поэтому те, кто не готов к экзамену, заинтересованы в том, чтобы отменить свою запись. Так, практически всегда имеется несколько свободных мест на ближайшие пару дней. Сначала записываемся на теорию, сдаем, получаем номер, с ним записываемся на практику.
Цена.
Теория стоит то ли 7, то ли 9 евро, практический экзамен - 31. Этот 31 складывается из двух чеков на 10 и 21. Если вдруг на практике вконец затупил и запорол площадку, можно отказаться от езды по городу. Тогда следующий экзамен будет дешевле, видимо на второй из этих чеков, 21 евро.
Пересдача.
Пересдавать экзамен можно сколько угодно раз с интервалом в неделю. Так что хоть каждую неделю носи им по 30 евро и катайся:).
Несдача.
Одна критическая ошибка, разных 9 некритических, либо 6 повторяющихся некритических,
ссылка.
Документы.
Внж, российские права, перевод прав на литовский, медсправка и справка о прохождении курсов первой помощи. Медсправку можно сделать у своего доктора, либо купить вместе с курсом первой помощи. Есть фирмы, которые делают справки, и они же, при желании, могут могут рассказать первую помощь примерно за пол часика. Две бумажки стоят ~40 евро. Я пришел в регитру на теорию без перевода прав, пообещал, что принесу перевод к практическому экзамену, и меня допустили.
Теоретический экзамен.
Сдается в классе на 30 человек на компах. Как и в России, имеются дебильные вопросы из другой реальности, так что без подготовки сдать.. ну я бы даже не пытался. Типа: с какой максимальной скоростью разрешено движение школьному автобусу на автомагистрали с 1-ого апреля до 31-ого октября. Или: сколько нажатий на грудь через сколько вдохов нужно делать при реанимации согласно правилам ЕС. Или: прежде, чем начать обгон, водитель должен убедиться, что: и вариант ответа: транспортное средство исправно. Надо отмечать этот ответ или нет? Есть вопросы, где нужно отметить все 4 варианта ответа. В любом ларьке прессы продаются правила дорожного движения на русском языке. Сдавать экзамен можно тоже на русском. Главный помощник в подготовке - сайт с онлайн-тестами, самым актуальным считается платный
alsket.lt,
2 евро/5 часов мне хватило, чтобы надрочиться на ~95% результат. Часть вопросов в регитре на экзамене были дословно те же, что на alsket-е. Есть другие ресурсы, например ketbilietai.lt, но на русском знаю только alsket.
Ролик в тему.
Click to view
Практика, площадка.
Экзамен проходит на маленьких дизельных ford focus с небольшими моторами, 6-ти ступенчатая коробка. Я езжу на бензине, так что для меня это не проблема. Однако дизельные товарищи рассказывали, что глохнут, мотор слабоват. Заглохнуть на перекрестке - критическая ошибка.
Перед экзаменом есть несколько минут, чтобы попробовать машину. Советую пользоваться. Запарковаться задом, выйти, посмотреть, сколько места (мне после езды на бусах это особенно актуально).
На площадке нужно четко понимать, что можно, что нельзя. Уточнять у инструктора. Например, разворот в три приема - допускается сделать 5 приемов, а не три, это будет некритическая ошибка. Парковка задним ходом - можно поправляться и заезжать на линии (в конце ессно быть между линиями), т.е. видишь, что не вписываешься, спокойно едешь вперед, поправляешься, заезжаешь. Не путать с заездом в гараж - там нельзя заезжать на линии (критическая ошибка). Упражнение заезда в гараж заканчивается после выезда, т.е. заехать, не заезжая на линии и выехать, тоже не заезжая.
Ключевые моменты - зеркала максимально вниз и черепашья скорость. Не уверен - остановился, повертелся, повращал зеркала, рассмотрел все, проехал еще 5см.
Упражнения на площадке и номер маршрута в городе выдает компьютер.
Вопросы перед практикой.
Перед началом практического экзамена инструктор задает три вопроса. У меня это было: (откроем капот) где бачок охлаждающей жидкости (в фокусе - слева, шарообразный), где бачок тормозной жидкости (в глубине по центру, DOT4 написано), уровень масла (щуп), как проверять работу задних габаритных огней (я ответил, что попрошу кого-нибудь посмотреть), как проверить работу фар, работу стояночного тормоза и рабочего. На фейсбуке скинули ссылку на мощный труд по вопросам инструкторов,
http://vm-vingio.lt/vi_siuntimai/RUS_20.pdf.
Практика, особенности вильнюсской регитры.
Регитра находится в черте города, но фактически в лесу. Рядом - трасса A1, дороги Минск-Гарюнай, Тракай, Лентварис. При сдаче экзамена в центре Питера я ехал свои 50 и даже не задумывался о скорости. А тут - постоянная смена скоростного режима, что добавляет сложности
в частности опытным водителям, которые привыкли ехать в потоке. Критическая ошибка - превышение скорости на 10%. Минская дорога в основном 80 или 60, A4 - 70 и 50 перед въездом на A1 (аварийный участок), A1 - 100. Перед Гарюнаем - светофор с кучей полос и малозаметный белый знак отмены скоростного режима (то есть 50), те же 50 после светофора, затем на Лаздиняй 70.
Легко пропустить 50 по пути от Гарюная в сторону Регитры после светофора - все разгоняются перед выездом на A1 и A19. Если меняешь права и имеешь больше 2-х лет стажа, едешь по знакам, иначе не больше 70-ти.
Мои ошибки.
Первая несдача - нетерпеливость (забыл, что сдаю экзамен). Ситуация типичная - нужно влиться в поток машин, в потоке есть разрыв, я в себе уверен, вижу, что вписываюсь, даю газ - инструктор бьет тормоз. Возможно он прав - это на своей машине я бы выехал, а на этом фокусе может и не успел бы.
Вторая несдача - нарушение скоростного режима возле гарюнайского рынка. Там куча полос перед светофором и большой поток, машины могут загородить знак отмены скоростного режима примерно в 100 метрах до светофора. Соответственно, после светофора до развязки нужно ехать 50км/ч, а не как остальной поток. В третий раз сдал, на грани, 6 некритических ошибок, 5 из них - несвоевременное переключение скорости - на 6-ти ступенчатой коробке от 70-ти км нужно врубать 5-ю передачу. Еще бы один разгон до 70-ти на 4-й, и была бы системная некритическая ошибка, т.е. несдача. И я бы так и сделал - в своей машине последнюю 5-ю передачу привык включать только на трассе.
Впрочем, на экзамене не должно везти, особенно в этой теме. После первой несдачи понял, что ни фига не вижу в зеркала (в заднее стекло экзаменационного фокуса ни фига не видно), ездил на парковку сенукая вечером, брал детские ведерки как столбики и два часа учился ездить по зеркалам. Теперь реально лучше паркуюсь. После второй несдачи ездил к регитре в выходной, проехал в окрестности все дороги и развязки. Вот, какие сложные места заметил.
Маршруты и сложные места.
Первая попытка
1. Проверка терпимости. Выезд на однополосную тракайскую дорогу, много транспорта, ждать минуты три, пока проедет поток, это нормально.
2. Пририсовал белым пунктиром разметку, которой нет. Есть знак одностороннее движение, но он дальше, а сразу при повороте, ессно, нельзя заезжать на встречку.
3. Место, которое очень любят в регитре. Просто остановиться где надо и уступить всем дорогу.
Вторая попытка
4. Знак аварийный участок, ограничение 50. Действует до самого въезда на трассу A1.
5. Google street view там ездил во время ремонта, так что фоток нет. У Гарюная примерно по 4-5 полос в каждую сторону и знаки "конец ограничения скорости" за 100 метров до светофора.
Третья попытка, маршрут №102
6. Опять Гарюнай, 50км/ч.
7,8. Нужно проехать мимо входа в Лаздиняйскую больницу. На въезде нет знака о начале жилой зоны. После центрального входа пустырек, довольно уныло пилить по нему свои 20км/ч. А кто думает, что там можно 50 - поворачивает и натыкается на знак "конец жилой зоны".