Февраль был тяжёлым во всех смыслах - в политическом, мировоззренческом, служебном и даже книжном. В этом месяце я замахнулась на Габриэля Гарсиа Маркеса (как-то плохо замахнулсь, не пошёл он у меня), вспомнила филологию и прочитала книгу, которая с детства стояла у меня на полке и бросалась мне в глаза, осилила самую нелюбимую книгу у Агаты Кристи.
1. "Большая четвёрка" Агата Кристи. Наверное, моя самая нелюбимая книга из серии о Пуаро. Сумбур, хаотичность, беготня, не свойственные Эркюлю Пуаро, раздражают ужасно. Странная похожесть на противоборство Шерлока Холмса с Мориарти ещё больше. Это произведение напоминало мне ещё один роман о Шерлоке Холмсе - Знак Четырёх. И во время чтения постоянно надо было себе напоминать, что читаю я вовсе не сэра Артура Конан Дойла, а Её Величество "королеву детектива" Агату Кристи.
2. "По закону буквы" Лев Успенский. Эту книгу я знаю с детства. Вернее, как знаю? Ещё тогда она стояла на книжной полке и привлекала своим названием "По закону буквы". По какому закону? Какой буквы? Детское воображение рисовало какой-то определённый значок славянского письма (хотя бы "а", что на обложке) и его влияние на весь русский язык. Но, сколько я ни приступала к чтению этой книги, Лев Васильевич Успенский не покорялся ни на миг. Это сейчас я понимаю почему - детский мозг с трудом воспринимал слова "палатализация", "аффриката", "мнемонический"... А тогда меня это ужасно злило. Не рискнула я попытаться проникнуть в тайны буквенных законов ни в старшей школе, ни в университетские годы (хотя и училась на филолога), скорее всего, из-за детских впечатлений.
Сейчас же прочитала с удовольствием. И не важно, что почти всё я понимала, не обращаясь к сноскам и примечаниям. Важно, что автор достаточно подробно и занятно останавливается на каждой букве нашего, кириллического, алфавита, объясняет происхождение значка, рассматривает его функцию в языке как письменном, так и разговорном (тут уже в повествование включаются такие термины, как звук и фонема), изучает эти же значки (и даже звуки) в латинице.
Однако при всей научности и теоритичности повествования эта книга художественная, где Лев Успенский остро чувствует руский язык, разбирается в нём. Автор не стремится что-то доказать читателю. Даже наоборот, - приводя в качестве доказательств отрывки классиков, веселит читателей своими примерамии позволяет сделать свои выводы или же пытается сподвигнуть на собственные изыскания. Книга не детская, но поможет взрослым ответить на детские вопросы о языке и буквах.
Прочитано в рамках игры "Долга прогулка".
3. "Обыкновенное чудо" Евгений Шварц. Прекрасная взрослая сказка о любви и о чуде, о зависти и самодурстве, о героях, которые начинают жить вопреки воле писателя или Волшебника. Да и вообще я очень люблю философские, хоть и немного грустный сказки Шварца. Они жизненные.
4. "Здравствуй, грусть!" Франсуаза Саган. Вот она юность в её крайнем эгоцентризме и эгоизме! Юность, когда всё должно происходить исключительно для тебя и вокруг тебя; когда кажется, что ты всё можешь и на всё имеешь право; когда для тебя существует только "белое" и только "чёрное" и переходных цветов нет. Именно в этом возрасте мы застаём главную героиню с её отцом-подростком в 42 года и с ярким, наполненным событиями летом. Именно когда в голове юной Сесили только танцы, любовные метания и развлечения (как собственно и в голове её вполне взрослого отца), девушка встречает мудрую, рациональную и принципиальную женщину, подругу её давно умершей матери.
Как там у Пушкина? "Они сошлись: вода и камень..." Примерно так было и тут: Сесиль, только два года назад вышедшая из монастыря, где воспитывалась в суровой строгости, и с подростковой категоричностью требующая свободы, и Анна, прожившая жизнь, знающая, что от жизни нужно ждать и чего добиваться. И тогда... Далее могут последовать исключительно спойлеры, поэтому лучше почитайте.
И ещё. Кого-то судить я не хочу, потому как неправы все. И Сесиль с её жаждой управлять людьми и вершить судьбы, и Анна с её мудростью завоевать мужчину, но в то же время не суметь понять его дочь и пытаться (по сути чужой для Сесили человек!) её переделать под себя, и Реймон с его нежеланием взрослеть. Да и я не вправе кого-то судить, потому что это жизнь, это люди. И, по-моему, такое может случиться с каждым.
Спасибо Кате
tammirka и Люсе
tarrri за совет.
5. "Дом Бернарды Альбы" Федерико Гарсиа Лорка. Что я могу сказать об этом произведении? А практически ничего. Когда-то давно я посмотрела эту пьесу в нашем театре, впечатлилась не особо, вот решила перечитать (вдруг я что-то не так поняла). Но никаких чувств трагедия этих шести женщин у меня не вызвала. Да, мать-тиран это страшно. Да, любовь через преграды это прекрасно. Да, мне жаль бедную девочку и я считаю, что мать у них - ехидна. Но не более.
6. "Сто лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркес. Как видно из рецензий на книгу, я одна из немногих, кто далеко не в восторге от этого произведения. И поэтому большая просьба, не рассказывать, как я не права и что я "дура с детскоим мышлением". Я никого не хочу обидеть, особенно почитателей Маркеса, но это моё личное мнение и я на него имею полное право.
А теперь о книге. Вернее, даже какой-то внутренний анализ, почему "Сто лет одиночества" мне не понравились. Язык? Он хороший, насыщенный, возможно, не слишком яркий и красочный, но большего и не надо. Натурализм? Тоже не должен был оттолкнуть, ибо классика натурализма роман "Лурд" Эмиля Золя мне даже понравился. Да и, вообще, не пугают меня такие книги, я достаточно их прочитала. Война? Тоже ничего отталкивающего не вижу, всё детство зачитывалась военными книгами. Инцест? Как вариант, но всё же нет - у Иэна Макьюэна есть замечательное произведение "Цементный сад", страшное, мерзкое, но всё же замечательное. Семейная сага? Скорее всего, один из звоночков. Не очень я их люблю. Одиночество? Грубое, бесконечное, абсолютное, безысходное. Тоже, навреное, одна из причин непринятия романа. Но вот что больше всего раздражало, так это жуткая непрактичность, так сказать, наивность восприятия жизни и мира вокруг себя в пределах одного семейства в течение семи поколений. Ведь из всех членов семьи Буэндиа самой нормальной была Урсула, на которой держался весь дом. Даже пришедшие извне не могли повлиять на этот "космос" в головах всех Буэндиа. И по сути роман, по-моему, об одном одиночестве - Урсулы. Все остальные живут в своём мире и одиночество для ни х не так страшно, как для деятельной и мыслящей матери семейства.
Несмотря на не очень хорошее впечатление от романа, большое спасибо за совет по "Флэшмобу 2014". К Маркесу я ещё долго бы подбиралась. Да впрочем и сбрасывать его со счетов не хочется, попробую ещё что-нибудь почитать, но чуть погодя. :))