Впервые после полуторалетнего перерыва пришла сегодня на мессу.
Перестала я ходить из-за горя утраты. Кстати, сейчас будет многобукофф про горе и утрату, так что кому эта тема неприятна - лучше дальше не читать.
После смерти Надежды Геннадиевны Андреевой, все мое окружение самой собой поделилось на 3 группы:
1. Люди, которые оказали мне помощь и поддержку. Кто-то раньше, кто-то позже. Некоторые - просто искренними (а не дежурными) соболезнованиями и предложениями помощи, другие - поддержкой более весомой. Всех этих людей я помню поименно и всем им я бесконечно благодарна. Тогда на весах стояло мое собственное выживание, и в удержании меня на стороне жизни "лишней" и "малой" помощи не было. Да и сейчас те, с кем я могу говорить о своем горе, для меня очень ценны и важны. Потому что качественно проработать горе в одиночку практически невозможно.
2. Люди, которые не оказали мне помощи и поддержки, но от которых я этой поддержки и не ждала. Отношения с ними в тот период не изменились.
3. Люди, от которых я ожидала помощи и поддержки, но которые мне ее не оказали. Я не говорю, что у меня был список "эти люди точно помогут мне в трудной ситуации". Я говорю про людей, которые позиционировали себя в качестве моих наставников, и не смогли/не захотели поддержать меня в горе. Ну и... как говорили Стругацкие: история не знает ни одного случая, когда учитель предал бы своего ученика, хотя знает много обратных примеров. Потому что учитель, предавший ученика, просто не остается в истории как учитель. По крайней мере, в моей личной истории эти люди с тех пор больше не фигурируют.
Католическая церковь попала в третью категорию. Основной удар нанес мой бывший духовный отец, который в ответ на мой рассказ рассеянно покивал и заученно высказал мне все те благоглупости, которые выучил во время своего обучения на священника. Окончательно испортил все дело отец-настоятель, который во время мессы потерял поданную ему бумажку с именем для поминальной молитвы. А поскольку к тому времени я успела убедиться, что КЦ совсем не так свята, как это написано в Катехизисе... да к тому же поглядеть на пару поучительных историй на тему "женщина-лидер и КЦ"... в общем, отношения с церковью на этом фоне я прервала совсем.
Хотя сейчас, когда с глаз постепенно спадает пелена боли и злости, я вспомнила и тех двух священников, которые отнеслись ко мне с сочувствием и пониманием: о. Алексея Шахова, тогдашнего викария церкви на Ковенском, и совсем молодого священника, который принимал у меня исповедь во Владимире. Просто это были куда менее значимые фигуры в моей церковной жизни, чем настоятель и тем более чем духовный отец - человек, когда-то уговоривший меня на катехизацию... И я до сих пор жалею, что в Петрозаводске постеснялась подойти к о. Евгению. Судя по тому, что я о нем слышала, про утраты он знает не по наслышке. Сейчас я почти уверена, что о. Евгений не отказался бы со мной поговорить - и тогда эта история была бы другой.
Так или иначе, в церкви я не была очень долго. И еще долго не ходила бы, если бы не Боб Дейтс и его книга "Наутро после потери" - самая дельная из всех, которые я прочитала по горю утраты. Боб Дейтс пишет, что верующему человеку в горе обязательно нужно пользоваться поддержкой церковной общины. И что это вообще не время разбираться, какая церковь хорошая, а какая плохая.
Поскольку в действенности других советов этого психолога я уже убедилась, я эту мысль покрутила в голове и стала ждать момента, когда мысли о КЦ перестанут вызывать тоску и легкую тошноту. Сегодня этот момент настал, и я пришла на воскресную мессу...
... и увидела, что это такой праздник жизни, пропускать который - совершенный идиотизм. Светлый собор "новой католической архитектуры", залитый солнцем. Дечебал Григоруцэ на органе - я даже не подозревала, что органное сопровождение мессы может быть таким красивым! Славословие, пожелания мира... Даже без причастия это было здорово.
А еще в ТЦ напротив собора делают очень неплохой кофе)))
И еще на обратном пути я прогулялась пешком по плотине через Ангару....
В общем, первый опыт был настолько положительным, что его стоит повторить. Я не чувствую себя готовой к исповеди или активному участию в приходской жизни. А вот воскресная месса - это, кажется, самое то, что мне сейчас нужно.