От страха и гипер-контроля к бесстрашию и партнерству (путевые заметки)

May 28, 2015 21:55


Недавно мне в руки попала очень глубокая книга Робин Норвуд "Женщины, которые любят слишком сильно".
Эта книга рассказывает о том, как девочки, выросшие в эмоционально неблагополучных семьях, выстраивают взаимоотношения с окружающими людьми в своей взрослой жизни. А так же о том, почему они это делают именно так и каким образом исправлять ситуацию.

Я - как раз такая девочка. Поэтому для меня книга Норвуд обернулась непрерывным фейспалмом и чередой горьких открытий. Главным из которых стало понимание причины возникновения моего всепоглощающего страха перед переменами, новизной и выходом за рамки правил (особенно в ситуациях социального взаимодействия). Вот этим пониманием я и хочу поделиться. Поскольку знаю, что в моем окружении немало "девочек из эмоционально неблагополучных семей", прошедших сходный с моим опыт взросления.


I. О корнях страха (и связанного с ним стремления все контролировать):
Корни эти - в детстве.

1. Если взрослый, который ухаживает за ребенком (чаще всего это мать), имеет серьезные эмоциональные проблемы, то ребенок живет в постоянном страхе. [Серьезные эмоциональные проблемы - это хроническое недовольство своей жизнью без принятия реальных шагов к ее изменению, и зачастую с вытеснением этой проблемы из сознания] Потому что взрослый, который по биологическим законам должен обеспечивать его физическое выживание - непредсказуем и ненадежен.
Кроме того, такой взрослый "овиновачивает" ребенка, говоря (не всегда словами): "Если бы ты лучше училась (не болела так часто, родилась мальчиком, не приставала к маме с глупостями - нужное подчеркнуть), у меня бы не было моей проблемы". Чаще всего "проступки" ребенка влекут за собой чрезмерно жесткое наказание или истерическое недовольство взрослого. Причина такой гипер-реакции не в действиях ребенка (они служат лишь поводом), а во фрустрации самого взрослого. Но для психики ребенка, который беспомощен и от этого взрослого зависит, все это становится крайне тяжелым испытанием и вызывает чувство страха. Биологически мотивированного страха за свое выживание.

2. Стремясь хоть как-то совладать с этой ситуацией и уменьшить страх, ребенок старается тщательно контролировать те вещи, до которых может "дотянуться": хорошо учиться, или быть незаметным, или радовать родителя своими достижениями. То есть как-то снизить градус напряжения в семейной ситуации. Горе в том, что эти попытки заранее обречены на провал. Потому что истинная причина недовольства взрослого - не в действиях ребенка. Поэтому что бы ребенок ни делал, все оказывается "не так". Те условия, которые ставились вчера и выполнение которых вроде бы должно было защитить от неодобрения взрослого, на следующий день сменяются другими, зачастую прямо противоположными. И ситуация снова выходит из-под контроля, что приводит к усилению страха. Ребенок предпринимает следующую попытку справиться со страхом, хоть какими-то своими действиями влияя на ситуацию. С каждым разом ребенок вкладывается в попытки угадать и соблюсти "правила игры" со взрослым еще тщательнее - и раз за разом терпит неудачу, а каждая неудача усиливает страх. Получается такая черная воронка без дна.

3. У ребенка, который рос в таких условиях, формируется очен специфическая картина мира и своего места в нем. Словами ее можно выразить примерно так: "Если я вся-вся вложусь в то, чтобы все учесть и предусмотреть - будет очень плохо, потому что все равно на 100% не угадать. Но если я брошу эти попытки - будет просто ужасно, потому что тогда меня убьют сразу. А так есть шанс, что пощадят хотя бы за то, что стараюсь". В этой картине мира "базовое доверие к жизни" не присутствует от слова "совсем". Любая неожиданность, любое изменение - это угроза жизни и повод для страха.

4. Поскольку эта жизненная концепция формируется, когда ребенок еще мал, то она воспринимается не как "жизненная концепция" (которую можно поставить под сомнение), а как единственная правда о мире. Для ребенка, выросшего в эмоционально неблагополучной семье мир - жестокий, непредсказуемый и при этом сильнее его. Единственное, что можно противопоставить этой грозной неразумной силе - жесткий контроль над всеми доступными мне аспектами существования. Иначе - хаос, кошмар, ужас и смерть.

II. Что происходит, когда ребенок вырастает
1. Бывший ребенок (а ныне девушка или юноша) выходит из семьи в социум, с которым нужно как-то взаимодействовать, искать свое место в жизни, зарабатывать, находить друзей. С той жизненной концепцией, которая сформирована ее (или его) детским опытом, вписываться в какие бы то ни было "развивающие" ситуации очень сложно. Потому что любая ситуация, которая дает возможности для развития, несет в себе сильный элемент непредсказуемости. И, следовательно, вызывает панику.
Эта внутренняя паника (почти всегда неосознанная) способствует тому, чтобы выстраивать дружеские связи с теми, о ком можно сказать, что они глупее/слабее/несчастнее - и поэтому не представляют угрозы. Часто женщина стремится доминировать в компании/контексте - именно от стремления занять "господствующую высоту", с которой местность хорошо простреливается, и таким образом прогарантировать свою безопасность. Ну о том, что замуж лучше всего идти за алкоголика с тремя классами образования (беспомощен и предсказуем) - это я промолчу, да?

2. В результате получается внутренне испуганный человек, который часто кажется окружающим агрессивным, властным и гипер-контролирующим. Не имея реального опыта близости в детстве и отталкивая своим поведением окружающих во взрослом возрасте, он оказывается одиноким. А поскольку страх побуждает из двух ситуаций выбирать более предсказуемую, то еще и до крайности ограничивает свой мир.

III. А выход есть?
Мое описание ситуации может показаться крайне мрачным, но оно не безысходно. Потому что у любого человека, пока он жив, живо и его базовое ядро - позитивное, стремящее к росту и реализации. Оно страдает, не получая того, к чему стремиться. И желание избавиться от этого страдания нередко побуждает человека выйти с его душной и убогой освоенной территории. И вот тогда возникает вопрос, с которого началась моя история и мой путь:
ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ТУТ - БОЛЬНО, А ВОКРУГ - СТРАШНО???

III. Так что делать?
По моему опыту, шаги выхода из этой ситуции следующие:
1. Определить, чего хочется достичь. Это не обязательно могут быть слова, и никогда это не будет бизнес-план с целями и задачами. Как правило, все начинается с осознания импульса "хочу хоть куда-нибудь из этой невыносимой ситуации" и определения ближайшего видимого пункта, куда можно сбежать. Для меня в свое время таким пунктом стала Зимняя Психологическая Школа. На третьем курсе я в первый раз осмелилась уехать одна, да еще и не в деревню к бабушке, а в развивающую среду.

2. Начать реализовывать свои желания вопреки своему страху. Надеяться, что страх удастся отключить пониманием и самоубеждением - бесполезно. Страх завязан на инстинкт самосохранения, и запасы его почти неиссякаемы. Никакое самоубеждение с ним не справится. Поэтому "начать действовать вопреки страху" - это единственное, чем можно себе помочь. И делать это. Преодолевая дрожь в ногах, круги перед глазами, давление, сердцебиение и тремор рук. Плакать потом в углу от облегчения, что ты сделал что хотел - и ТЕБЯ ЗА ЭТО НЕ УБИЛИ. А потом снова подниматься и снова идти на неизведанную территорию. И при этом не ругать себя, если не удалось победить страх и возможность была упущена, а браться за новую.
На этом этапе очень важно заручиться поддержкой человека, у которого "освоенная территория" шире твоей и который заинтересован в твоем росте. Это может быть как профессионал-психотерапевт, так и друг, способный стать наставником.

3. Постепенно, шаг за шагом, у человека будет накапливаться опыт позитивного социального взаимодействия, личных достижений и побед. Человек обнаруживает, что сделал уже массу всего страшного - и до сих пор жив, а освоенная им территория значительно расширилась.

4. Вот на этом этапе, имея багаж позитивного опыта, можно (и нужно) поворачиваться лицом к своему страху, исследовать его корни и причины. Сознание, переработав полученный позитивный опыт, начинает допускать, что страх -  это не реакция на реальные внешние обстоятельства. И здесь как раз начинает получаться отделить сформированную в детстве "картину мира" от мира "как он есть". При приступах страха и паники к человеку приходит понимание, что реальных причин для этого страха ВООБЩЕ НЕТ. Получается как-то классифицировать ситуации, которые вызывают панику, и оценить реальные возможные последствия каждой из них. То есть происходит переход от "действия вопреки страху" к "жизни без страха"

5. И тут начинают случаться всякие чудеса...
Во-первых, высвобождается огромное количество энергии.
Во-вторых, становится гораздо легче находить нестандартные и креативные решения. Более того, что решение было именно нестандартным и креативным, человек чаще всего узнает из комментариев окружающих. Для него это решение кажется самоочевидным.
В третьих, меняются и колоссально обогащаются отношения с другими людьми. Вместо желания их контролировать появляется желание их слушать и понимать. И здесь раскрывается огромное поле возможностей для партнерства, дружбы, совместной деятельности и со-творчества. Которые ведут к…
...а вот к чему именно они ведут - я пока не знаю, поскольку стою в самом начале этого отрезка пути. Интуитивно чувствую, что к чему-то хорошему. Вот пройду немного подальше - и расскажу


личностный рост, статья

Previous post Next post
Up