Не думай о следующей работе

Nov 01, 2012 18:32

С одной стороны, эта статья - продолжение статьи «Уметь, чтобы быть». С другой - она открывает обещанную тему «взрослого» отношения к обучению.

Как вы считаете, что самое волнующее, интересное, притягательное и захватывающее в жизни? Я считаю, что это - новизна. В широком смысле этого слова. Новые отношения, новые люди, новые города и страны… новые вещи, в конце концов. Рутинная, однообразная жизнь скучна и не интересна, и зачастую превращает людей в ворчунов и жалобщиков.

Примерно половину активного времени нашей жизни (то есть того времени, которое не тратится на сон) мы проводим на работе. А многие - и больше половины. Мы каждый день приходим в один и тот же офис, видим одни и те же лица, делаем одно и то же… А где же новизна? Получается, она - только в свободное от работы время? А половина нашей жизни обречена быть рутиной?


Больше 40 лет назад этим же вопросом задался человек, чье имя давно стало легендой в мире бизнес-обучения - Тимоти Голви, американский бизнес-тренер, создатель коучинга (да-да, прикиньте, до него этого метода вообще не было!) и концепции «внутренней игры». Его книга «Работа как внутренняя игра» переведена на русский язык и многократно переиздавалась, и я искренне рекомендую читать ее всем, кто серьезно относится к своей жизни. У меня эта книга входит в небольшое число «настольных».

Голви предложил пересмотреть отношение к работе. Переопределению понятия «работа» в книге посвящена целая глава, я здесь приведу только тот тезис, который имеет непосредственное отношение к этой статье.

По мнению Голви, работа - это место, где мы учимся. Неожиданно, не правда ли? Не место заработка, не место построения карьеры - место учебы.

Для чего нам выгодно учиться и знать как можно больше, мы обсудили в прошлой статье. Сейчас давайте подумаем о другом - чему мы можем научиться на работе?

Кстати, ответ на этот вопрос в гораздо меньшей степени зависит от характера работы, чем принято считать. Если вам кажется, что есть «творческая» работа, а есть «рутинная» - вспомните, сколько в музыкальном мире групп-однодневок, заканчивающих свою жизнь после первого альбома. Чаще всего они уходят с музыкального небосклона именно потому, что перестают учиться. Все наработки вкладываются в первый альбом, успех кружит голову и расслабляет, как следствие - на второй альбом оказывается просто нечего записывать. Или он оказывается хуже первого (даже термин такой есть - «группа одной песни»), и поклонники охладевают к прежним «звездам». А, вроде бы, более творческую профессию представить себе сложно. Напротив, Карли Фиорина, - экс-директор HP и «самая влиятельная бизнес-леди США» по оценке журнала Forbes, - в своей автобиографии рассказывает, как многому она научилась, работая секретарем в агентстве недвижимости. Хотя назвать эту работу «творческой», мягко говоря, сложно.

На работе нас окружает некая «рабочая среда». Попробуем разделить ее на составляющие и посмотреть, чему мы можем научиться от каждой. Как обычно - советую отнестись к этому как к упражнению и «подумать» письменно. Итак, на работе у нас есть:

1. Коллеги
Прежде всего те, с кем у нас сложились дружеские или приятельские отношения. Те, с кем мы ходим на обед или до ближайшего метро, к кому забегаем утащить кусок шоколадки - или просто поболтать и расслабиться. Эти люди являются, во-первых, профессионалами в своей области (насколько хорошими - судить вам). И, во-вторых, просто людьми, у которых есть какие-то интересы, увлечения, хобби - что-то свое, заветное, о чем они немало знают. За чаем мы обычно говорим с ними о погоде, начальстве и шансах на квартальную премию. Попробуйте разнообразить круг тем. Вы знаете, чем увлекается ваш коллега? Это что-то близкое вам? Или, наоборот, совсем другой мир, о котором вам ничего не известно? А его профессиональные знания? Чем они могут быть вам интересны? Например, одна моя знакомая, придя на работу в крупный холдинг, разобралась в структуре этого холдинга, регулярно обедая с бухгалтерами. Они как раз в тот момент работали над реструктуризацией некоторых его частей, и она своими вопросами поддерживала благодатную тему…
Такие беседы не только позволяют расширить круг собственных знаний, но и помогают построить хорошие отношения с коллегами. Известно же, что самая интересная для любого человека тема разговора - о себе, любимом.

2. Начальство
Задушевные разговоры за чашкой кофе с руководителем о его хобби - это скорее исключение, чем правило. Чаще общение с руководителем - формальное: на совещаниях, во время отчетности по проектам, при постановке задач. И как раз здесь, наблюдая за управленческим стилем руководителя, можно научиться очень и очень многому. Каких людей он подбирает себе в команду? По каким критериям? Как ставит задачи и контролирует их исполнение? Какие обязанности делегирует, а какие оставляет себе, как расставляет приоритеты? Не обязательно во всех этих областях руководитель действует максимально эффективно. Но даже если его способы работы кажутся вам не самыми лучшими - это тоже опыт. Более того, это та самая бесценная возможность «научиться на чужих ошибках», о которой мы так часто мечтаем.

3. Клиенты
Это самый ценный, самый важный обучающий момент в работе. Клиенты учат нас работать с возражениями, дают мгновенную и очень точную обратную связь по нашим способам продажи и обслуживания, работают зеркалом для нашего настроения и душевного состояния, позволяют проверить правильность наших установок относительно жизни и работы…Одним словом, клиенты - неисчерпаемый источник личностного роста. А вовсе не метод выработки стрессоустойчивости, как думают некоторые.

4. Задачи, которые мы решаем на работе
Их можно разделить на две группы.
В первую мы отнесем все те задачи, которые входят в круг наших непосредственных обязанностей. Какие задачи вы выполняете на работе? Чему вы учитесь, выполняя их? Можно ли делать это лучше? А быстрее?
Во вторую группу входят задачи, которые в нашей должностной инструкции не прописаны, но мы их видим как нерешенные. Это своеобразные «дырки» в работе компании, которые нам важно заделать. Взяться за такую задачу - один из неплохих способов карьерного роста.

Приведу пару примеров.

В компанию, где сейчас работаю, на должность консультанта пришел один молодой человек. Полгода он просто делал хорошие продажи, что было его непосредственной обязанностью. А потом пришел к своему руководителю с документом под названием «Ежедневником консультанта» - собственноручно написанной книгой по технике продаж наших продуктов, в которой он обобщил свой успешный опыт. Эта книга легла в основу стандартов продаж компании, которые сейчас унифицированы для 46 регионов ее присутствия. А молодой человек сейчас занимает должность руководителя направления (третья должностная ступень от вниз от генерального директора).

Для меня (субъективно) понятие «успех» определяется не только по экономическим, но и по географическим критериям. Мне важно, где быть успешной. Карьера, построенная в Нижнем Новгороде, Сочи или Казани для меня не будет иметь никакой ценности - эти города моя душа считает «непригодными для постоянного проживания». Зато ради возможности работать в Карелии, у Белого моря или в Сибири я готова сворачивать горы, останавливать коней и тушить горячие избы в неограниченном количестве.
Разделения обучения по регионам у нас в компании нет. Понятно, что стараются отправлять в города поближе к месту проживания или хотя бы с удобной логистикой - но это не является определяющим. Поэтому я задалась вопросом, как закрепить за собой интересующие меня города.
Обучение я провожу везде максимально качественно, вкладывая в него все свои силы. Но в городах, которые интересуют меня, я делала так же то, что в мои обязанности не входило. Например, оставляла свои контактные данные с предложением звонить по любым вопросам и в любое время. Собирала и анализировала информацию о проблемах в регионе и передавала ее ответственным кураторам в Москве. Соглашалась проводить дополнительное обучение в нерабочее время. Предлагала руководителям тренинги «продвинутого уровня» и подчеркивала, что я готова приехать и их провести. Одним словом - обеспечивала качественный сервис. Поэтому сейчас ни у кого в нашей компании не вызывает сомнения, что этими городами должна заниматься именно я, раз у меня с ними налажен хороший контакт.

Поднимите голову от своих непосредственных задач и посмотрите - в каких еще областях вы можете сотрудничать с компанией, в которой работаете? Любой структуре нужны люди, готовые брать на себя ответственность и предлагать решения. Если это совпадает с вашими целями - сотрудничество с компанией может стать более выгодным, чем было до этого.

И, напоследок, пара слов о названии статьи: «Не думай о следующей работе».

Так называется глава из биографии Карли Фиорины, которую я упоминала выше. Кстати, та самая глава, в которой она рассказывает о работе секретарем в агентстве недвижимости. Вот что пишет Карли в окончании главы:
«Эта работа научила меня главной истине, на которую я полагалась на протяжении всей последующей карьеры: не думай о следующей работе, сосредоточься на том, чтобы выполнять свои обязанности как можно лучше. Любой человек может научить тебя очень многому, лишь бы ты сама хотела учиться. Сосредоточься на возможностях, предоставляемых работой, а не на ее недостатках. Ищи людей, способных предоставить тебе шанс».

Мне кажется, что эта цитата прекрасно подходит в качестве резюме этой статьи.

Успехов и интересной работы!

Традиционно напоминаю, что:
1. Больше всего пользы тексты по личностному росту приносят, если читать их в спокойной обстановке и "примерять" текст на себя (в том числе делать те упражнения, которые в них даются).
2. Я готова ответить на ваши вопросы. Не обещаю, что сделаю это сразу, но отвечу обязательно. Возможно, ваш вопрос определит тему следующего поста о личностном росте.
3. Любые советы по улучшению текста принимаются с благодарностью.
4. Мне интересно писать о личностном росте только когда я вижу ответную реакцию читателей. Поэтому если вам понравился этот текст - поставьте в комментариях к нему хотя бы смайлик! Не всегда я успеваю написать ответ на ваши комментарии, но они для меня действительно очень важны.
Те, кто следит за моим блогом через Твиттер, Вконтакте или Facebook: вам не нужно регистрироваться в LiveJornal для добавления комментариев.
5. Предыдущие тексты проекта "Личностный рост" можно прочесть здесь

личностный рост, статья

Previous post Next post
Up