Ездила на два дня в Выборг. Сказать нечего. Тем, кто знает, что такое - карельская весна, ничего объяснять не надо. А тем кто не знает, я все равно ничего не объясню.
В лесу снег ноздреватый и просевший. Вокруг молодых сосенок появляются робкие проталинки. На больших соснах появились шишки. Махонькие, зеленые. Сосны просыпаются после зимы, стряхивают с веток снег. Иногда вместе со снегом отламываются и ветки. Вообще зимняя тишина в лесу кончилась: что-то постоянно трещит, скрипит, поют птицы, звенит капель. А еще - запах весенний. Пахнет мокрым камнем. Каждый карельский валун пахнет совсем чуть-чуть: к нему надо почти прижаться носом, чтобы учуять. Но когда их много - этот запах носится в воздухе. Поздняя весна в Карелии пахнет оттаявшей землей, ранняя - оттаявшими камнями.
Вечером, гуляя по Выборгу, поднялась к памятнику Петру I. Петр стоит напротив замка и смотрит на город, а за спиной его - Выборгский залив и бесконечные карельские леса. А он - между. Urbi et orbi, к городу и к миру.
А на заливе - маяки. Красные и зеленые. Я не знаю, почему, но я готова смотреть на них часами. На то, как они мерно вспыхивают и гаснут над гладью залива. "А я все видел, я небу смотрел в глаза/ Все очень просто - просто гроза...". Вот и здесь так: просто маяки, просто залив, просто лес и скалы. И - не оторваться, не наглядеться.
А в городе горят фонари над бульваром, и незнакомые люди поздравляют с наступающим праздником. Не для того, чтобы познакомиться - просто так. Немолодая пара спросила у меня дорогу к ресторану. Я честно ответила, что впервые слышу название. Через четверть часа, когда мы снова столкнулись, они подробно рассказали мне разузнанную дорогу. На будущее, как объяснили.
У памятника лосю, как и каждую зиму - горка. На крошечной площади, которая называется - Красная, и мнит себя центром города, стоят две лошади. Их можно погладить: им приятно, а хозяевам все равно.
И доминантой над всем городом - Замок. Гордый, белый, строгий и спокойный.
"Но я вернусь домой, в старый замок в горах, когда будет окончен мой путь..."