Я не особый эксперт в Жизели, поэтому глубокого анализа не смогу дать - пишу о том, что мне бросилось в глаза. Удачное решение декораций первого акта - где то там, вдалеке на заднике прорисован замок, поэтом у когда слуга графа поднимает руку, как бы показывая, что "ты граф не должен забывать, откуда пришел", то становиться понятно ( и наглядно).
Домик Жизели трудно назвать «домиком», т.к. это основательное двухэтажное сооружение, вполне респектабельное, в духе швейцарских шале.
фото из контакта, в группе "Михайловский театр"
В той сказочной стране крестьяне неплохо жили, надо сказатьJ). Костюмы не могу назвать стильными. Конечно декораторы пытались воссоздать исторические костюмы
Карлотта Гризи и Елена Андреянова в партии Жизели
Но получилось черезчур «богато», я имею ввиду костюмы знати. Все сияет, блестит, ткани яркие - если красный, так едучий, если зеленый, то аж позеленеть можно. Батильда и ее свита появляется с борзыми собаками. Потом животные какое-то время стоят на сцене, их уводят. Все это вместе со сказочными «ДольчеГабана и Версаче» от В. Окунева лично меня навело на мысль что эти люди вовсе не знать, а те же крестьяне, которые где то уворовали и разбогатели, какие то нувориши. Двигались они не благородно, Батильда так вообще, кажется, звезда Мулен Ружа (вся в красном), так сверкала ярким макияжем, так кокетничала с придворыми, что прямо задумаешься что за «счастие» было уготовано нашему бедолаге Альберту.
фото тоже из контакта
Удивило, что Герцог сам открывает дверь, чтобы войти в домик. Кажется тогда было принято слугам открывать дверь, не «герцогское» это дело. Ну это так, по мелочи, придираюсь.
.
Крестьяне одеты в плятья желто-коричневых оттенков, они больше гармонировали с декорациями осенней листвы, чем расписные дворяне. Где то я читала, что постановщики требовали от кордебалета бОльшего оживления в первом акте, во время вариации Жизели, крестьянского па-де-де.
По бокам сцены было такое - обычно, знаете, на рок концертах, когда поют какую-то знаковую песню - скажем, Чайф и их "Ой-йо", народ поднимает руки и начнает ими из стороны в сторону плавно махать, да, и еще сама круть, когда зажигалки все включают, и "звездочки" делают. Вот на Жизели было такое же, только без "звездочек", фанаты танца :))
У балетной труппы явная проблема с пантомимой. Во время кордебалетных танцев мамашу Берту оставили на сцене, и весь праздник она должна была стоять в сторонке и всем видом показывать как ей тоже хочеться танцевать, но вышло как то совершенно неумело, то руками она дотрагивалась до головы (этот жест в театре обычно означает «О Горе мне!») потом трогала лицо («я ли это?»), потом что то постоянно терибила юбку, в общем, артистка совершенно не знала как передавать ту самую заинтересованность. Апофеозом маразма я считаю момент подкидывания листьев на заднем фоне, в конце крестьянского праздника, все таки балет классический, и тут народ начинает наклоняться, пардон, попой кверху, берут эти листья кидают, и изображают просто крайнее веселье.. полное ощущение, что я попала в дурдом - психов вывели на прогулку.
Декорации второго акта еще больше меня вовеселили. Всегда считала, что сценография тут должна нагнетать страх, ужас, чтобы у зрителя мурашки по коже побежали, ночь, темень, мрачно светит луна, освещая пустнынный лес, нужно чтообы было чутко и страшно.. в Михайловском ничего подобного и в помине нет - умиротворяющий пейзаж в стиле Гейнсборо, светло (считай - день) и совсем, ни капельки не страшно. В такт музыке «лианы» или ветви деревьев начинают то подниматься, то опускаться, «танцующие декорации» наверно новое слово в театральной машинерии Михайловского, но чесно говоря предпочитаю, когда танцуют балетные, а декорации на месте стоят. Весь этот «нестрашный» нейзажик не вязался с танцами вилисс (было очень похоже на Сильфиду или на худой конец Шопениану), чтобы было страшно, периодически добавляли дыма. То ли вентиляция еще плохо работает, но в общем, дымок сводил видимость на ноль, практически вся вариация Мирты прошла в густом тумане, поэтому ничего не могу сказать - ее было просто не видно. Потом постепенно, дымок спускался в зал, в орекстровой кто то смачно и громко чихнул, то там, то тут народ покашливал.. только прокашлялись - "Мама моя, очережная порция газа.." - до конца так и по-пыхивали, пелену можно разглядеть и на поклонах
Теперь собственно о героях. Шла на спектакль с некоторым предубеждением к Денису Матвиенко. Зная его бравуру, склонность к эффектным трюкам не верилось, что из него может получиться Альберт. Но, друзья мои, скажу я вам, Денис меня просто ПОРАЗИЛ!. Это был лучший Альберт которого я видела.
Его Альберт такой обаятельный, молодой, лучезарный, такой влюбленный в Жизель, так ее опекает, и так естественно себя чувствует среди крестьян, среди природы, Видно, что жизнь в замке его тяготит и эти условности дворянского этикета не для него. Он не думает о последствиях, может еще слишком молод, чтобы задуматься, куда может привести его увлечение крестьянской девушкой. Даже при появлении Батильды он не может оценить всех последствий,вот он уже подошел к ней,и через секунду он должен решить, как вести себя с невестой, а он нерешительно и задумчиво смотрит: «что же делать, а, ладно, сделаю вид, что это лишь игра, потом я поговорю с Жизелью и объясню ей, почему я не признался Батильде. Жизель знает, что я люблю только ее и поверит мне». Даже когда Жизель падает замертво мне кажется Альберт в первую секунду даже не понял, что произошло. «Что же будет?», я прочитала на его лице, сомнение сменилось тревогой..
Жизель Анастасии Матвиенко я бы назвала обычной девушкой в сложных обстоятельствах ( по аналогии со статьей какой то из наших критикесс по поводу дебюта Кати Осмолкиной в роли Джульетты). Вполне обычная девушка, и даже не понятно, по что ей это все свалилось на голову. Технически все было не безупречно, но я обычно прощаю технические огрехи при хорошей эмоциональной отдаче ( по моему когда такое происходит, сидишь, как завороженный и техники уже не замечаешь).
В дуэтах Анастасия была гораздо уверенее, и танцевала кантиленее( видимо, попав в надежные руки мужа не волновалась - Денис не даст упасть)..
Во втором акте Денис просто поразил, это был совершенно другой человек. Он глубоко раскаивался, не мог простить себе, что из-за своей нерешительности (эх, не надо было притворяться с Батильдой, надо было сразу ей все сказать) погиб невинный человек, он как будто сразу повзрослел.
Никаких технических трюков, никаких ненужных наворотов, вариация была станцована в ОБРАЗЕ, все остальные разы все таки танцовщики «выключалсь», танцевали вариацию, и только потом «возобновляли» страдания. У Дениса такого не было. Даже пробежки, препарасьоны, какие то проходящие моменты были сыграны, онять можно сказать, снимаю перед ним шляпу, просто мо-ло-дец!!!
Что касается «местных» исполнителей, понравилась Настя Ломаченкова ( па де де в первом акте и двойка вилисс во втором), очень хорошо по подаче, и во втором она меня привлекла мягкостью, воздушностю, все сделала очень музыкально. Антон Плоом, ее партнер по па-де-де, тоже очень старался, обыграли такую влюбленную парочку, единственное, что не не понравилось (но это не к нему, а к постановщикам) после своей вариации (большие прыжки, очень насыщеная) он должен остаться на сцене и следить за своей партнершей, это конечно тяжело - гуманее было бы оставить его за кулисами, продышаться, чтобы потом присоединиться к подруге и закончить па де де. Было видно, как Антон старается не показать, что вариация утомила его.
Ребята хорошо станцевали, были конечно технические огрехи но зал оживили, им хорошо хлопали. Кстати, в отличие от Мариинки последних разов, когда я там была, публика хлопала, и при появлении артистов, и по окончании вариаций, а уж Денису, так вообще и во время ( конечно это немного раздражало, но видимо люди настолько были им очарованы, что просто не могли долждаться, пока вариация закончится)...
Поразил меня и Лесничий (Роман Петухов).
человек-гоблин
Если все, что происходило было продумано и сыграно, то браво артисту. Такого контраста я еще никогда не видела, после такого молодого, нежно-влюбленного, наивного Альберта на сцену выполз некий гибрид Квазимодо и Шарикова, какая то жуткая человекообразная обезьяна, которая пятясь задом, на полусогнутых протащилась к домику и постучавшись, спряталась, ожидая появления Жизели. Это было гениально. После такого выхода очевидно на все 10000% что у лесничего просто НЕТ шансов, ну нет их, нет!!!! Такие гоблины должны жить в лесу и не показываться при свете бела дня, а вы еще говорите о какой то любви!!!!.. в общем, Жизель конечно правильно сделала, что отказала этому совершенно необаятельному, тяжелому, грубому существу не первой молодости. И, естественно, в сцене, где Ганс показывает шпагу и плащ, трубин в горн и собирает придворных не приходиться сомневаться в том, КТО же погубил невинную девушку, конечно ГАНС!!! Он погубил не только Жизель, он погубил и Альберта ( уверена, что Альберт все бы объяснил Батильде, а еще отказался от дворянского титула, женился бы на Жизели и жили бы они счастливо до глубокой старости окруженные внуками)..
Во втором акте такая образина, как Ганс еще пыталась сопротивляться, но Мирта (Ольга Степанова) не дала шанса. Для нее это каждодневная работа, к которой она привыкла и делает ее с суровой педантичностью. «О, сегодня эти двое попались, ну что ж, пора начинать!», может стоило отправить Мирту в отпуск, отдохнуть, отвлечься от своего черного дела, глядишь, и огонек появился бы при «убиении» заблудившихся путников.. а то как то буднично у нее получилось. Хотя не знаю, может быть как раз и надо танцевать такую холодную беспристрастность?..
За спектаклем из директорской? ложи наблюдала Алла Осипенко, Фарух Рузиматов и г-н, которого я не смогла определить (вроде не Кехман)
Ну вот...кажется я уже вам все рассказала. Если совсем кратко то Денис - просто украшение и находка Михайловского. Советую вам прийти и посмотреть самим..