Ружьё, которое не выстрелило

Feb 18, 2022 08:28

Давненько меня тут не было.

Оружейники и авто-мотостроители имеют обширнейшие и давние теснейшие связи: я навскидку, безо всякого гугла, могу сходу перечислить пару десятков оружейников, выпускавших и выпускающих автомобили и мотоциклы. Вот об одном проекте и расскажу.

BBC '1948



Отгремели в основном бои Второй мировой, и мир начал возвращаться к мирной жизни. Необходимо было возрождать порушенные экономики в большинстве воевавших стран. Окончание боевых действий ударило даже по неимоверно обогатившейся за военные годы экономике США: возник кризис перепроизводства. Впрочем, не об Америке сейчас речь. После окончания войны все выживали как могли. Особенно тяжко приходилось оружейникам и авиаторам. Спрос же на транспорт гражданского назначения был огромен, но крайне низка покупательная способность в разорённой войной Европе и Японии (в США ситуация была прямо противоположной). Потому все кому не лень кинулись лепить из говна и палок всяческих кадавров, пусть чахлых и уродских, но лишь бы само ездило и было дёшево, и мототехнику, как правило малого класса. У некоторых получилось, как у Piaggio с "Веспой" или у Messerschmitt с их кабиненроллерами, и у Соичиро Хонды, но подавляющее большинство таких производителей оказались однодневками и в лучших случаях продержались пару-тройку лет.

Одним из попытавшихся ступить на минное поле конверсии был оружейный король Италии Джузеппе Беретта, наследник династии ломбардских оружейников, известных ещё с начала XVI века.

После войны встал вопрос ребром - как выживать дальше? Ответ плавал на поверхности: заняться выпуском мирной продукции! Но какой? Энрико Пьяджо поручил своему авиаконструктору Коррадино д'Асканио разработать что-нибудь этакое на двух колёсах: лёгкое, простое в управлении, дешёвое и комфортное для мототехники, в итоге получив ставшую культовой Vespa. Ферруччо Ламборгини наладил производство тракторов, cемейство Аньелли, владельцы концерна Fiat, вовсю клепали крохотный Fiat-500 "Topolino" авторства Данте Джакозы ещё довоенной разработки, разлетавшийся в небогатой Италии (а также во Франции, Испании и много где ещё) как горячие равиоли. Было принято решение попробовать себя на ниве автопрома. В Европе как раз начиналась бурная массовая автомобилизация, отставшая от США на добрых полвека, и можно было удачно прицепиться на этот поезд.

Поскольку опыта в этой сфере у компании не было - к проекту были привлечены талантливый конструктор Джузеппе Бенелли, старший из семейного клана мотопромышленников Бенелли, незадолго до того рассорившийся с роднёй и покинувший семейную компанию, и гонщик и конструктор Луиджи Реццонико, граф Кастельбарко, на которых легла разработка прототипа.

Кастельбарко координировал проект, а проектированием занимался Бенелли. Шасси и двигатель были изготовлены на предприятии Беретты.

У разработчиков получилось вполне стильно и даже изящно - итальянцы всегда умели с маленькими машинками. Прототип, получивший название BBC по фамилиям компаньонов (Beretta, Benelli, Castelbarco), был представлен в 1948 году. Стильная небольшая четырёхместная машина с двухдверным кузовом седан имела раму из труб квадратного сечения, и была оснащена разработанным Бенелли V-образным четырёхтактным двигателем воздушного охлаждения рабочим объёмом 750 куб.см и мощностью 20 л.с., что по тогдашним меркам было вполне неплохо, передним приводом и независимой передней подвеской. Лёгкий автомобиль разгонялся до 101 км/ч.
Кузов был построен в миланском кузовном ателье Rosso.

Удачная машина в серию не пошла: итальянцы удачно избежали наказания от победителей, а потому и оружейное производство осталось на плаву и продолжало приносить прибыли - воевать-то в мире не перестали!
Всего было изготовлено три прототипа, один из которых ныне экспонируется в музее Beretta.












italia, 1940, auto, prototype

Previous post Next post
Up