Проект "Боевой крот"

Feb 14, 2018 06:49

Давненько мне такого ЖЫРа не попадалось! Хоть картошку на нём жарь, хоть петли дверные им смазывай, хоть сапоги им надраивай! Я по редакторской привычке помочился в текст, разумеется, но совсем чуть.



Накануне Второй мировой войны Советский союз и Германия активно разрабатывали новое оружие - боевые субтеррины (подземные лодки), предназначенные для нанесения ударов по стратегически важным объектам противника буквально из-под земли.

Идеи подземной войны не были забыты и после победы над Германией, но до сих пор разработки в этой сфере находятся под завесой глубочайшей тайны. По некоторым данным, во времена динозавров в СССР был создан успешный прототип боевой машины нового типа.

Ещё в 1904 году русский изобретатель Пётр Рассказов опубликовал в английском журнале материал о самоходной капсуле, которая может двигаться под землей. Причём, впоследствии его чертежи всплыли в Германии. А первый рабочий экспериментальный подземный самоходный аппарат в 1930-х годах прошлого века создал советский инженер и конструктор А. Требелев, которому помогали А. Кириллов и А. Баскин.

Принцип работы этой подземной лодки во многом был скопирован с действий роющего норы крота. Прежде чем приступить к проектированию субтеррины, конструкторы при помощи рентгена тщательно изучили биомеханику движений кротов, помещённых в ящики с землей. Эксперименты продолжались несколько лет, но ценой жизни нескольких подопытных животных и лаборантов вылились в создание рабочего прототипа.



Особое внимание уделялось работе головы и лап крота, и уже на основе полученных результатов был сконструирован его механический "двойник". Капсулообразная субтеррина Требелева двигалась под землей за счёт бура, шнека и четырёх кормовых гидравлических домкратов, которые толкали её подобно задним лапам крота.

Машиной можно было управлять как изнутри, так и снаружи - с поверхности земли при помощи кабеля. По тому же кабелю подземная лодка получала и электропитание. Средняя скорость движения субтеррины составляла 10 метров в час.

Но из-за ряда недоработок и частых отказов аппарата проект был закрыт. По одной из версий ненадёжность субтеррины была выявлена уже во время первых испытаний. По другой - Использование субтеррины было ограничено длиной питающего кабеля. Перед самой войной её все же пытались доработать по инициативе будущего наркома вооружений СССР Д. Устинова.

Согласно второй версии, в начале 1940-го года конструктор П. Страхов по личному заданию Устинова усовершенствовал субтеррину Требелева. Причем этот проект изначально создавался исключительно для военных целей, и новая подземная лодка должна была действовать без связи с поверхностью.



За полтора года был создан опытный экземпляр. Предполагалось, что он сможет проработать в автономном режиме под землей несколько дней. На этот срок субтеррина снабжалась топливом, а экипаж, состоявший из одного человека - кислородом, водой и пищей. Однако закончить работу над проектом помешала война. Судьба опытного экземпляра подземной лодки Страхова неизвестна.

Интерес к подземным лодкам проявлял не только Советский Союз. Перед войной субтеррины разрабатывали и германские конструкторы, отталкиваясь от проекта Рассказова. В 1930-е годы инженер фон Верн (по другим источникам - фон Вернер) оформил патент на подводно-подземную "амфибию" которая так и называлась - "Subterrine".

Аппарат имел возможность двигаться как в водной стихии, так и под поверхностью земли, причем, согласно расчетам фон Верна, в последнем случае субтеррина могла развивать скорость до семи километров в час. При этом Subterrine была рассчитана на транспортировку экипажа и десанта в составе пяти человек и 300 килограммов взрывчатки.

В 1940 году Германия всерьез рассматривала проект фон Верна для использования в военных действиях против Великобритании. В планах разработанной Гитлером операции "Морской лев", предусматривавшей высадку на Британские острова немецкого десанта, нашлось место и подводно-подземным лодкам фон Верна - "Unterirdisches Boot" должны были скрытно форсировать Ла-Манш, зайти в Темзу и установить сверхмощные мины под Букингемским дворцом, Биг-Беном и пабом "Nasty Pig" в Ист-Энде.



Его амфибии должны были незаметно подплыть к британским берегам и продолжить движение по английской территории под землей, чтобы затем нанести внезапный удар по обороне британцев в самом неожиданном для противника районе.

Проект Subterrine погубила самонадеянность Г. Геринга, руководившего люфтваффе и рассчитывавшего победить англичан в воздушной войне без помощи из-под земли. В итоге подземная лодка фон Верна так и осталась нереализованной идеей, как и фантазии его знаменитого однофамильца Жюля Верна, задолго до появления подземных лодок написавшего фантастический роман "Путешествие к центру Земли". Однако наработки не пропали даром и используются поныне в проходческих щитах при прокладке туннелей.

Другой еще более грандиозный проект германского конструктора по фамилии Риттер был назван с изрядной долей пафоса "Змей Мидгарда" (Midgard Schlange) в честь мифической рептилии - мирового змея, опоясывающего всю обитаемую землю.

Эта машина должна была передвигаться над и под землей, а также по воде и под водой на глубине до ста метров. При этом предполагалось, что "Змей" будет двигаться под землёй со скоростью от 2 км/ч в твёрдом грунте и до 10 км/ч в мягком грунте, 3 км/ч - под водой и 30 км/ч - по поверхности земли.

Но больше всего поражают колоссальные размеры этой гигантской машины. Midgard Schlange задумывался, как подземный поезд, состоящий из множества вагонов-отсеков на гусеничном ходу. Каждый - по шесть метров в длину. Общая длина соединенных воедино "змеиных" фаланг-вагонов составляла от 400 метров, в самой длинной комплектации - более 500 метров.

Путь "Змею" в грунте пробивали четыре полутораметровых бура. Кроме того, в машине имелись три дополнительных буровых комплекта, а ее вес составлял 60 000 тонн. Чтобы управлять такой махиной требовалось 12 пар рулей и 30 человек экипажа.



Впечатляло и вооружение гигантской субтеррины: две тысячи 250-килограмовых и 10-килограмовых мин, 12 спаренных пулеметов и шестиметровые подземные торпеды. Изначально планировалось использовать "Змея Мидгарда" для уничтожения фортификаций и стратегических объектов на территории Франции и Бельгии, а также для подрывов британских портов. Но Бельгия и понять не успела, как её уже поимели, а Франция поломалась только для виду, так что мегакрот не пригодился.

В итоге подземный колосс Рейха так и не принял участия ни в одной из боевых операций. Точных данных о том, был ли изготовлен хотя бы опытный экземпляр "Змея" или эта идея, как и Subterrine, осталась лишь в бумажном воплощении, нет.

Известно, что наступающие советские войска обнаружили под Кенигсбергом таинственные штольни, а рядом - уничтоженную машину непонятного предназначения. Кроме того, в руки разведчикам попала техническая документация, описывающая немецкие подземные лодки.

После войны проект субтеррины попытался реализовать руководитель СМЕРШа В. Абакумов, привлекший к работе с трофейными чертежами и материалами профессоров Г. Бабата и Г. Покровского. Но по-настоящему продвинуться в этой сфере удалось лишь в 1960-х годах с приходом к власти Н. Хрущева: в связи с отставанием от США по ядерной программе, были планы скрытной доставки ядерных зарядов на территорию США под землёй с Чукотки через Канаду.



Новому лидеру СССР понравилась идея "достать империалистов из-под земли". Более того, он даже заявил об этих планах публично. И, судя по всему, для подобных заявлений к тому времени уже имелись веские основания. В частности, известно, что на Украине близ поселка Громовка был построен секретный завод по производству подземных лодок. Причём до Чукотки они должны были добираться своим ходом.

В 1964 году была выпущена первая советская субтеррина с ядерным реактором, получившая название "Боевой крот". Об этой разработке, правда, известно немного. Подземная лодка имела вытянутый титановый цилиндрический корпус с заостренным концом и мощным буром.

По разным данным, размеры атомной субтеррины составляли от 3 до почти 4 метров в диаметре и от 25 до 35 метров в длину. Скорость движения под землей - от 7 км/ч до 15 км/ч. В экипаж "Боевого крота" входили пять человек. Кроме того, машина могла перевозить до 15 десантников и имела экранированный отсек для ядерного заряда или грузовой для обычного вооружения.

Такие боевые машины должны были уничтожать фортификационные сооружения, подземные бункеры, командные пункты и ракетные пусковые установки в шахтах. Кроме того, "Боевых кротов" по замыслу военного командования СССР, в случае обострения отношений с США можно было использовать для подземного ядерного удара по Америке.



Ещё одним вариантом было с помощью подводных лодок планировалось доставить "Боевых кротов" в прибрежные воды сейсмически нестабильной Калифорнии, затем пробуриться на территорию США и установить подземные ядерные заряды по линии разлома Сан-Андреас, отколов изрядный кусок от США.

В случае приведения атомных мин в действие, в регионе возникли бы мощнейшие землетрясения и цунами, которые можно было бы списать на обычный природный катаклизм. По некоторым данным, испытания советской атомной субтеррины проводились в разных грунтах - в Подмосковье, Ростовской области и на Урале.

Испытание новейшего "чудо-оружия" происходило под видом прокладки туннелей московского метро. Первое испытание завершилось успешно.

Второе испытание проводилось на Урале.
Однако во время второго испытания, в толще скальной породы экспериментальная машина с ядерным реактором по неизвестным причинам взорвалась, весь экипаж лодки погиб, а лодка осталась замурованной в толще породы. Место с тех пор считается "проклятым", но говорят, что там растут какие-то чудо-грибы и собирать их безопасно можно только после недельного запоя.

После случившейся аварии проект был закрыт, а все данные по испытания новейшего вооружения были либо уничтожены, либо засекречены. Официального подтверждения испытаний не было и нет до сих пор.

После закрытия проекта, по некоторым данным, оборудование и опытные экземпляры установок пытались перепрофилировать под гражданские нужды и адаптировать боевые машины под горнопроходческие нужды, к примеру, для строительства метрополитена. Но военные технологии требовали значительных доработок, прежде чем их можно было бы использовать в гражданской среде.

В итоге, было принято решение не тратить средства на переоборудование машин и их переработку, а попросту всё ликвидировать. Так была поставлена точка в истории подземной боевой машины. К сожалению, сделать сказку былью советским конструкторам не удалось.

Использованы материалы статьи Андрея Любушкина с сайта tainyurala.ru

страшный зверь пицсе-цы, похмедельничное, history

Previous post Next post
Up