Шестидесятые - пожалуй настоящее начало двадцатого века. Да, странно как-то звучит, но попробую обосновать: Заканчивается эпоха "хвостов" прошлого века. Отгремели две мировые войны, истоки которых обеих лежали в XIX веке, рухнули империи, практически закончилась колониальная эпоха. Мир поделен заново: "старые игроки" уступили место новым. Мир стал гораздо меньше и "ближе" благодаря реактивной авиации, начинается эра глобализации. К концу пятидесятых практически завершён грандиозный технологический скачок и развитие почти до конца тысячелетия становится "экстенсивным" до прорыва "цифровой эпохи" "киберпанка". Именно к шестидесятым почти не остаётся тех, кто застал век девятнадцатый и являлся носителем "того" менталитета и культуры. Это отражается во всех областях, особенно ярко проявившись в искусстве, моде, архитектуре и дизайне. Этаким бунтом против "старья". Это и поп-арт, и рок-н-ролл, и сексуальная революция, и бурное развитие субкультур.
В моде новые веяния проявились, пожалуй, ярче всего: типаж худенькой угловатой девочки-тинейджера, начинающей осознавать свою сексуальность и бунтарски норовящую это показать. В первый раз привычные устои затрещали на рубеже двадцатых-тридцатых, когда юбки резко пошли вверх, но это было, скорее, явлением декаданса - довести кошмарную "остаточную с XIX века" моду до абсурда и гротеска - и это быстро сошло на нет, сменившись типажами "женщины-вамп" и милитари. А в шестидесятые выглядит так, словно новое поколение кричит "Мы вырвались!"
Вся мировая цивилизация словно стряхивает с себя остатки прошлого века. Порой не получается: попомним Юкио Мисиму.
Сегодня хочу показать маленький кусочек той яркой, бурной эпохи "обновления": модель, ставшую одним из символов шестидесятых наряду с Твигги, Джин Шримптон, Голди Хоун, "Битлз", "Роллинг Стоунз", Че Геварой и многими другими: супермодель Верушку.
Длиннющая, ростом под два метра, худая, с огромными глазами, родившаяся в Калининградской области Восточной Пруссии урождённая графиня Вера Готлибе Анна фон Лендорф (Vera Gottliebe Anna Gräfin von Lehndorff) перед самой Войной. В нежном возрасте успела побывать в концлагере: отец Верушки - граф Генрих фон Лендорф-Штайнорт - участвовал в заговоре против Гитлера, в результате чего в сентябре 1944 года предстал перед судом и 18 сентября того же года был казнён в берлинской тюрьме Плётцензее, где её мать родила четвёртого ребёнка в семье - сестру Верушки Катарину, а семью, включая дедушку и бабушку Веры, объявили государственными преступниками, арестовали, а владения конфисковали. Вера с сёстрами оказалась в концлагере Бад Сакса. Режим там, правда, был "тепличный" по сравнению с "настоящими" концлагерями. Незадолго до конца войны их выпустили, но "заводы-газеты-пароходы" остались в прошлом - ничего из имущества вернуто не было. Семья поскиталась, живя по родственникам-друзьям, Вера за это время успела вытянуться в высоченную штакетину - в четырнадцать она уже была 186 см ростом, поучилась в художественной школе в Гамбурге (что-то типа ПТУ). Потом её занесло в Италию, во Флоренцию. Там к ней пристал какой-то мужик с предложением "А не хотите, девушка, посниматься?". А та возьми, да и согласись. (Да, такое случается. Сам так моделей находил.). И понеслось. Впрочем, о Верушке написано много и не буду пересказывать: по ссылкам погугляйте. А я фотки буду показывать. Верушку ещё не раз покажу - материала с ней громадное количество. Даже тэг именной сделаю.
Покажу несколько кадров из сета, снятого близким другом Верушки Франко Рубартелли (Franco Rubartelli) для журнала Vogue, апрель 1968 года. Увы, в мало-мальски терпимом качестве удалось найти всего-ничего. 1.