Аэродинамика превыше всего. Самые быстрые капли.

Jun 24, 2016 13:46

Надо ж иногда отвлекаться от своей писанины! Так сказать, руку менять, гг! А то совсем забросил уйутненький.

Благодаря исследованиям Пауля Ярая, Эдмунда Румплера, Вунибальда Камма и других пионеров аэродинамики в первой половине тридцатых годов прошлого века автомобильный, а после и не только автомобильный мир захватила повальная мода на обтекаемые формы. "Зализанные" формы начали приобретать даже радиоприёмники с холодильниками. Своего апогея аэродинамический бум достиг, конечно же, там, где хорошая обтекаемость была реально необходима: в авиации, на железных дорогах и в автомобилестроении. Однако если самолёту можно придать наиболее выгодную с точки зрения законов аэродинамики форму, то для автомобиля это проблематично - уж больно непрактичной получается. Ярай рассчитал, что наиболее выгодной формой для автомобиля является форма падающей капли воды, "разрезанная" по продольной оси. Но для рекордных автомобилей вопросы практичности совершенно не принципиальны, а потому конструкторы резвились тут на все деньги, придавая своим творениям самую выгодную форму - профиль самолётного крыла, согласно заветам Ярая. Об одном из ранних проектов самого Ярая у меня было не так давно, незадолго до того как совсем затянули иные дела. Не очень, правда, тогда задумываясь о том, что то, что хорошо самолёту - для "рождённых ползать" - отнюдь не благо: им не взлететь надобно, а наоборот, к земле получше прижаться! Среди рекордных и гоночных автомобилей такая форма стала основной на целых двадцать лет, с конца тридцатых до конца пятидесятых, когда рекорды скорости на суше начали уже ставить не автомобили, а ракеты на колёсах.

Немецкие "штромлиниенрекордвагены" известны достаточно хорошо. Сегодня покажу их соперников-британцев. Начну, правда, с одного из самых поздних, но одного из самых ярких представителей "рекордных капель".

1. Фил Хилл рядом с MG EX181 в версии 1959 года.


23 августа 1957 года на озере Бонневиль Стирлинг Мосс на этом автомобиле установил рекорд скорости для автомобилей в классе F (для двигателей от 1100 до 1500 куб. см). Мотор EX181 объемом 1489 куб. см развивал 290 л.с при 7000 об/мин и питался топливом на основе метанола. Мосс разогнался до 395.31 км/ч.
Два года спустя объем увеличили 1506 куб.см а мощность перевалила за 300 л.с. 3 октября 1959 года Фил Хилл на том же озере Бонневиль смог разогнаться до 410.23 км/ч.

2.



3. Thunderbolt Eyston-Cobb '1937


19 ноября 1937 года года капитан Джордж Эйстон установил мировой рекорд скорости для автомобилей в 312.00 миль в час (502.12 км/ч). Затем машине, разработанной Джоном Коббом, улучшили аэродинамику и 27 августа 1938 года Эйстон на соляной глади озера Бонневилль в американском штате Юта поднял планку до 345.50 миль в час (556,03 км/ч).

4. Следующий автомобиль - первый, превзошедший планку в 350 миль в час на суше - Railton Special Рэйда Рейлтона. Без Кобба и тут не обошлось - он строил машину.


15 сентября 1938 года Рэйлтон установил мировой рекорд скорости на суше 353.30 миль в час (568,58 км/ч), спустя сутки подняв его до 357,50 миль/ч (575,34 км/ч), а 23 августа 1939 года, перед самым началом войны, уже Джон Кобб на этой же машине показал скорость 369,70 миль в час (594,97 км/ч). Немногие самолёты тогда летали быстрее.

5.


После Второй мировой войны автомобиль был перестроен при спонсорской поддержке нефтяной компании Mobil Oil, получив название Railton Mobil Special. 16 сентября 1947 года Джон Кобб побил свой прежний довоенный рекорд, серьёзно улучшив его и показав по сумме двух заездов в противоположных направлениях (таковы правила для рекордных заездов) среднюю скорость 394,19 миль в час (634,39 км/ч).

6. На этом снимке, сделанном в 1947 году на треке Brooklands, Railton Mobil Special "позирует" с автомобилем, который на следующих фотографиях - MG EX135 - ещё одним "попаданцем из прошлого".



7. MG EX135 '1938-52. На снимке ниже - автомобиль на дорожных испытаниях в Германии, где тогда массово строившиеся автобаны были лучшими дорогами в Европе, 1938 год.


Машина пережила войну. После войны она была серьёзно модернизирована, и в 1951 году на Бонневилле, ставшем уже меккой для маньяков скорости, Голди Гарднер на наддувном MG EX135 установил 6 международных и 10 американских рекордов в классе машин с двигателем от 1100 куб. см до 1500 куб. см. В 1952 году он вернулся на Бонневилль с этим же автомобилем и установил 21 рекорд скорости в том же классе двигателей как в предыдущем году.

8.



В 1952 году англичане из MG задумали выпустить совершенно новый спортивный автомобиль, модель "А", кардинально отличавшийся от архаичных прежних машин родом из середины тридцатых. Для проверки "в экстремальных условиях" (ну и для пущей шумихи, конечно: надо же было заманить богатеньких американцев в шоу-румы Morris Garage - на обнищавших европейцах много не заработаешь - и так штаны падают после войны!) были построены два прототипа EX 175. Но результаты оказались неудовлетворительными, и машины отправили на доработку, серьёзно изменив аэродинамику. Модернизированное шасси получило индекс EX 179. В 1954 году Джордж Эйстон за рулём EX179 на Бонневилле показал скорость 153 миль/ч. Также в двенадцатичасовом заезде была показана средняя скорость 120,74 миль/ч и установлены семь международных и 28 американских рекордов в классе F.
Позже машина получила новый двигатель Austin B-Series того же объёма и установила ещё ряд рекордов. Реклама оказалась действенной!

9. MG EX179 '1954



10.



11.



Ну и конечно не обойтись без знаменитой "Синей Птицы" Дональда Кэмпбелла, последнего автомобиля-абсолютного рекордсмена "дореактивной эры", а с поршневым двигателем и приводом на колёса. 17 июля 1964 года Дональд Кэмпбелл, сын знаменитого сэра Малькольма Кэмпбелла, установил на этом автомобиле рекорд скорости в 648.78 км/ч (403.135 миль/ч). Правда, с рекордом пришлось немало попотеть. Рекорд Джона Кобба оказался очень живуч!

12. Bluebird-Proteus CN7 Land Speed Record Car '1960



13.



[Ссылки]
http://collectorscarworld.com/news/mg-ex179/
http://mgaguru.com/mgtech/variants/vt104_ex179.htm
http://www.autowp.ru/
Wikipedia

В соавторстве с гуглом и пунтосвитчером.

1960, 1930, great britain, racecar, 1940, auto, 1950

Previous post Next post
Up