О вреде пьянства и не только

Feb 29, 2016 01:47

На что только не пойдёшь ради хорошей рекламы! Реклама пива была запрещена в Канаде в тридцатые годы прошлого века - а очень хотелось! Реклама же, как известно - двигатель торговли! Выход был найден. Весьма изящный. Вот и расскажу как дело было.

Канада, как и её южный сосед, прошла через период "сухого закона" (на некоторых территориях Канады он не отменён и поныне, что для аборигенов, совершенно не способных принимать алкоголь физиологически, только во благо). На большинстве территорий "сухой закон" был либо отменён, либо его действие смягчено в двадцатые годы прошлого века. Так, где запрет был снят частично, разрешили производство и продажу слабоалкогольных напитков. В Канаде было с этим "сухим законом" всё хитрозагнуто: решения принимались на уровне территорий и часто выпуск не запрещали, а вот продажу ограничивали. Собственно об этом и в Википедии можно почитать.

Например в Онтарио несмотря на наличие законов против потребления алкоголя в провинции до 1927 года, правительство позволило многочисленные исключения. Винодельни никто не закрывал, и различные пивоварни и винокурни спокойно работали для экспортного рынка. "Экспорт" часто выглядел как контрабанда на небольшом катере из Виндзора через реку Детройт в соседние США, где аналогичный "сухой закон" был куда строже и продержался дольше, что немало помогло, между нами говоря, экономике провинции в годы Великой Депрессии. Бутлегерство процветало и в других провинциях. Правительство провинции Онтарио в 1923 году разрешило продажу светлого пива, исключив его из списка алкогольной продукции. В Онтарио Закон о контроле над алкогольными напитками 1927 года разрешил продажу алкогольных напитков "в частные руки" "для домашнего потребления", однако публичное употребление крепкого алкоголя (т.е. в барах, ресторанах, клубах и т.д.) оставалось под запретом. Соответственно стало приобретать популярность не "посидеть за кружечкой в баре после работы", а "закупиться и пить дома", что отнюдь на пользу не пошло: дома-то никто не остановит... Знаю, увы. Свою роль сыграла повсеместная автомобилизация и постепенное "расселение городов" с переходом их из концентрированного состояния в большие "субурбаны" с частной застройкой и малой плотностью населения. В тридцатые начали получать массовое распространение супермаркеты - "заехал, закупился на несколько дней".
За время "сухого закона" сильно возросло потребление пива как "легальной альтернативы". А его надо много в отличие от вискаря или рома-водки-текилы! Пивоваренные компании споренько подсуетились, серьёзно увеличив выпуск бутылочного пива и освоив выпуск баночного. Однако тем временем власти запретили рекламу пива!

1. Бескапотник Labatt's Streamliner первой серии на стенде Great Lakes Exposition в Кливленде, штат Огайо, 1936 год


Одним из лидеров пивоварения в Канаде за годы "сухого и полусухого закона" стала компания Labatt, находившаяся как раз в Онтарио, в городе Лондон. Ввиду запрета на рекламу пива на фирме придумали привлекать внимание эффектными автомобилями для перевозки пенного напитка. Запрет на рекламу позволял показывать логотип с названием, но только логотип, и нельзя было упоминать - какой продукции этот логотип принадлежит. Странноватое и половинчатое решение, но видать причины были.
Итак, пиво нужно было развозить по магазинам и было принято изящное решение об обходе запрета на рекламу пива: сделать средства его доставки передвижной витриной!

2. Капотник первой серии на стенде Great Lakes Exposition в Кливленде, штат Огайо, 1936 год


Оно конечно и до того грузовики, развозившие пиво по магазинам, красили в "фирменные цвета" пивоварен, но в Labatt решили помимо цвета "взять ещё и формой". Для чего в 1935 году руководство Labatt обратились к знаменитому американскому дизайнеру, русскому эмигранту графу Алексею Сахновскому. Карты сложились как нельзя лучше: Сахновский тогда сотрудничал с фирмой White, один из заводов которой в аккурат находился в Канаде, в Торонто, столице той же самой провинции Онтарио. А канадское отделение White давно и прочно дружило с местной кузовной фабрикой Smith Brothers Motor Bodies Ltd., которая и взялась за воплощение проекта в металле.

3. Вторая или третья серия


Дебют для пущей шумихи решили подгадать к Канадской национальной выставке, открывавшейся 28 августа 1936 года.
Сам тягач остался практически стандартным - этот White семисотой серии, также разработанный Сахновским, и так чудо как хорош (он кстати, послужил прототипом для советского перспективного семейства ЯГ-7) а вот кузов полуприцепа от Fruehauf of Canada Ltd. был построен с нуля. Низкорамный прицеп полезным объёмом 825 кубических футов был построен на деревянном каркасе и обтянут алюминиевыми панелями.

4. "На боевом посту"


Конструкция получилась несмотря на использование алюминия тяжёлой: деревянный каркас сложной формы потянул общий вес порожнего автопоезда составил немалые десять тонн при полезной нагрузке в восемь с половиной тонн. Правда благодаря мощному двигателю в 125 л.с. сцепка оказалась весьма резвой для того времени, развивая до 50 миль в час. Всего построили четыре автопоезда, все отличавшиеся промеж собой. Помимо "капотников" один экземпляр "приодели по полной": в качестве тягача был взят бескапотный White model 812, который Алексей Владимирович "одел" в футуристический аэродинамический кузов под стать полуприцепу.

5. В 1996 году канадское почтовое ведомство выпустило марку, посвящённую Labatt Streamliner четвёртой серии 1947 года. С датировками серий 2-4 много путаницы: разные источники пишут совершенно разное, а потому справедливее делить эти стримлайнеры не по "поколениям", а лишь по дате выпуска


После громкого дебюта на CNE (Canadian National Exhibition) автопоезда были показаны на выставке Великих Озер в Кливленде, штат Огайо в 1936 году. Машины, окрашенные в фирменный ярко-красный цвет с белым и позолотой произвели эффект разорвавшейся бомбы.

6-7. Эскизы графа Алексея Сахновского к будущей четвёртой серии, 1940 год





Затем, в 1939-1940 годах, были построены ещё два экземпляра "третьей серии" и запланирована четвёртая, с совсем уж футуристическим обликом.

8. Капотник и бескапотник первой серии



9.



10.



11. Labatt Streamliner второй серии, 1937 год



12. Два экземпляра третьей серии на шасси White model 805T и 819T, 1939 год



12. Labatt Streamliner четвёртой серии, 1947 год


Начавшаяся война отодвинула эти планы и последняя четвёртая серия из десяти штук была построена лишь в течение 1947 года. Грузовики и полуприцепы последней серии несколько упростились внешне и стали более практичны, потеряв в оригинальности не столь уж сильно. Машины влетели в копеечку - они обошлись в $ 16 500 каждая. И это без покраски, которая производилась в собственном гараже Labatt. Для сравнения: самый большой и дорогой из "Кадиллаков", длиннобазный лимузин Cadillac Fleetwood series 75 Imperial Sedan обошелся бы покупателю в 1947 году в 4711 долларов, а бюджетный Ford DeLuxe Tudor Sedan - в $1212.

13.


Обычно все поминают только автопоезда Labatt, но помимо них существовали и "просто фургоны", тоже "нарисованные" графом Сахновским и построенные в торонтской мастерской братьев Смитов.

14.



15. А вот такие автопоезда развозили пиво Labatt помимо знаменитых "стримлайнеров" Сахновского. В качестве тягача - White 620 '1935



16. С двухосными полуприцепами White models 810T, 1944 год


А тягачи вызвали ряд подражаний. Парочку покажу ниже.

17. Выяснить родословную этого автопоезда не удалось, но судя по тому, что и тут канадцы - не обошлось без русского графа и братьев Смитов из Торонто



18. Явное подражание Labatt's Streamliner четвёртой серии, но на шасси GMC COE. A La Salle Wines and Champagnes of Farmington, Michigan truck



Трейлеры эксплуатировались до 1955 года, после чего Labatt распродали "флот". "Выжили" только два экземпляра - комплектный 1937 года и 1947. Один точно отреставрирован, а второй вроде как в процессе реставрации.

Напоследок несколько деталей машины второй серии:
19.



20.



21.



22.



23.



[Ссылки]
http://www.coachbuilt.com/bui/s/smith/smith.htm
http://www.wheels.ca/news/the-labatt-streamliner-proved-to-a-piece-of-rolling-canadiana/
http://www.coachbuilt.com/des/d/desakhnoffsky/desakhnoffsky.htm
http://www.hankstruckpictures.com/whitetrks.htm
https://www.flickr.com/photos/autohistorian/5130987304/in/photostream/
https://en.wikipedia.org/wiki/Prohibition_in_Canada
https://en.wikipedia.org/wiki/Rum-running#Canadian_Rum_Running
http://www.zr.ru/content/news/379968-hronika_russkij_dizajner_o_kotorom_my_ne_znali/

1930, trucks, alexis de sakhnoffsky, dieselpunk, design, 1940, auto, русский след в истории, canada

Previous post Next post
Up