Как обещал - рассказ о человеке, 21 год ведавшем дизайном в компании Ford и одном из главных творцов знаменитых T-Bird, Mustang, Capri, Escort и многих других.
Джозеф Е. Орос-младший (Joseph E. Oros, Jr.) родился 15 июня 1916 года в Кливленде, штат Огайо, в семье эмигрантов из румынской Трансильвании, переехавших в САСШ в 1910 году. Родители не владели английским языком - это упоминают все источники специально. С детства он замечательно рисовал. Окончил среднюю школу в Детройте. Закончив в 1939 году одним из лучших в потоке Кливлендский институт искусств (отделение промышленного дизайна), он становится студентом в Школе автомобильного дизайна General Motors, детище Великого и Ужасного Харли Эрла и попутно работал в дизайн-студии Cadillac вместе с Элвудом Энджелом (Elwood Engel), позже ставшим главным дизайнером в Chrysler Corporation и Джорджем Уокером (George W. Walker), затем вице-президентом по дизайну в Ford Motor Company. Можно смело утверждать, что именно благодаря стараниям Эрла автомобильный дизайн стал из ремесла талантливых кустарей-одиночек развитой индустрией, но о нём я расскажу как-нибудь в другой раз.
В том же году они поженились с Бетти Тэтчер (Elizabeth Anna Thatcher). Бетти тоже была из Огайо и тоже была автомобильным дизайнером! Они вместе учились в Кливлендском институте искусств, оба закончили его с отличием, после чего её пригласили работать в Hudson Motor Company, где она стала первой женщиной-автомобильным дизайнером. Она внесла весомый вклад в экстерьер и интерьер модельного ряда Hudson 1941 модельного года. Когда же муж начал работать в кадиллаковской дизайн-студии, она предпочла уйти из Hudson, дабы избежать "конфликта интересов". Харли Эрл, славившийся тяжёлым характером и деспотизмом, мог сильно попортить карьеру Джо, узнав, что его жена работает на конкурентов (и вполне успешно!).
Отслужив в армии во время Войны, Джо Орос пришел работать к приятелю Джорджу Уокеру в его фирму промышленного дизайна. Туда же он притащил ещё одного приятеля - Элвуда Энджела. До 1947 года они работают для Hudson (видать, там без доброй памяти о Бетти Тэтчер-Орос не обошлось!), после чего команду приглашают в Ford.
В качестве иллюстративного материала покажу "закулисье" создания Ford Custom '1949, ставшего вехой как для марки, так и для самого Джо Ороса.
1.
После смерти Генри Форда дела его пошатнувшейся империи нужно было поправлять: старый упрямец был страшно консервативен и у него существовал принцип "есть два метода - мой и неправильный". Его внук и наследник Генри Форд II призвал под свои знамёна группу молодых управленцев "для устранения дедовых перекосов", получившую прозвище "Whiz-kids". Попали в эту команду и Уокер с Оросом и Энджелом. Энджела откомандировали заниматься Lincoln и Mercury, а Джо Орос занялся первой по настоящему послевоенной моделью Ford. Может, Lincoln с Mercury были и престижнее, но кормило-то всю Ford Motor Company именно головное отделение, сотнями тысяч клепавшее дешёвые пролетарские "Форды"! Так что эта работа поважнее была. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дебютировавший как модель 1949 модельного года Ford Custom имел оглушительный успех на рынке, отличаясь изяществом и лаконичностью форм. В 1955 году Джордж Уокер стал главой департамента дизайна Форда, ну и само-собой, потянул вверх и Ороса с Энджелом. В период 1956-1968 гг Орос является главным стилистом Ford, а после занимает пост вице-президента по дизайну всей корпорации.
8.
9.
10.
11.
12.
В 1958 году Орос сделал основную работу по созданию облика новой четырёхместной модели Ford Thunderbird, которая должна была сменить прежнюю "компактную" двухместную модель. Стайлинг получился весьма развесисто-кучерявый, в худше-лучших канонах пика "детройтского барокко", но босс, Джорж Уокер, прозванный за своё пристрастие к пышному декору "Челлини хрома" (что ему очень льстило, кстати), проект одобрил. А вот конкурирующий проект Элвуда Энджела, выполненный в очень лаконичной манере Continental II, пока отложили. Однако и он не пропал, став позже знаковым Lincoln Continental 1961 года. Хотя были задержки с запуском нового Thunderbird, появившегося в шоу-румах дилеров на три месяца позже расчётного, это был огромный коммерческий успех. Thunderbird 1958-го превзошел по продажам старую модель двухместного "Ти-Бёрда", и был назван автомобилем года по версии журнала Motor Trend.
13.
14.
Затем последовал самый грандиозный успех: команда стилистов в составе Дэвида Эша, (L. David Ash), Гейла Хейдермана (Gale Halderman) и Джона Фостера (John Foster) во главе с Джо Оросом создаёт ставший культовым Ford Mustang. О создании этого автомобиля я делал большой цикл постов.
15.
В 1968 году Орос был переведен в Ford of Europe Inc., где он работал в течение шести лет как директор по дизайну и заместитель председателя той же компании. "На его совести" такие знаковые машины как Ford Capri, Granada (в Англии - Consul), Taurus (Cortina) и Escort.
16.
17.
В 1974 он возвращается в Штаты, получив назначение на должность исполнительного директора по дизайну корпорации. однако спустя год выходит в отставку в Калифорнии и посвящает себя делам румынской диаспоры в США. К примеру он занимается постройкой румынской церкви Святой Троицы и культурного центра Румынии в Лос-Анджелесе.
18.
И Джозеф Орос и Бетти Тэтчер-Орос прожили долгую жизнь - она 84 года, а Джо и вовсе умер совсем недавно, в 2012 году, в весьма солидные девяносто шесть. Вместе они наплодили пятерых детей.