Всем был хорош британский спортивный SS 100, первый получивший наименование Jaguar, после Войны ставшее именем для всей марки: и мощен, и быстр, и относительно недорог для своего класса. Но уж очень аскетичен! Впрочем для спортивных автомобилей с Оловянных островов это скорее правило, чем исключение, сохраняющееся и поныне. Не всех заказчиков, особенно на континенте, устраивало такое положение дел и они предпочитали заказать кузов "на стороне" - благо ателье, готовых взяться за сбычу любых мечт клиента за его деньги, тогда в Европе ещё хватало. Например, швейцарцы Graber много и плодотворно сотрудничали с англичанами. Да и в самой Британии кузовщиков всегда было - что блох на двортерьере! Этот очень стильный кузов, предвосхитивший формы знаменитых послевоенных Jaguar XK, был создан ателье Van den Plas.
Необычно звучащее для Британии название легко объяснимо: ателье начиналось как каретная мастерская в бельгийском Брюсселе ещё в 1870-м году. Основал её кузнец Гийом ван ден Плас вместе с тремя сыновьями Антуаном, Анри и Вилли. В 1884 году Ван ден Пласы расширили дело, перебравшись попутно в Антверпен. Дела шли настолько хорошо, что был открыт филиал во французской столице и вновь в Брюсселе в 1890-м. На рубеже веков начинается изготовление автомобильных кузовов. К 1908 году на фабрике Ван ден Плас был занято 400 человек, производящих около 300 кузовов в год, а в 1912 это количество увеличилось до 750. Однако спрос всё равно превышал предложение и в 1913 в Англии основывается предприятие Vanden Plas Ltd., выпускавшее кузова по бельгийской лицензии. Тогда же фирма начала активно развивать бизнес в Великобритании, и автомобильный, и авиационный. В итоге англичане её и купили: в 1914 году компанию покупает авиастроительная фирма Aircraft Manufacturing Co. из Хендона. После окончания войны производство самолетов останавливается, поскольку спрос на них падает, однако, оправившись от финансовых трудностей, фирма выставляется на торги в 1922 году. В 1923 году Vanden Plas Ltd покупает бывший менеджер фирмы - Эдвин Фокс, вместе со своими братьями Альфредом и Фрэнком. Альфред становится председателем фирмы, и Эдвин - техническим директором. Фирма обосновывается в Кингсбёри, на мощностях фирмы Kingsbury Engineering Company, которая обанкротилась в 1921 году. Вскоре фирме удается заключить выгодные контракты и она начинает поставлять кузова фирме Bentley.
1. SS 100 2 ½ Litre Roadster by Van den Plas (49064) '1939
2.
Вскоре британская фирма поставляет кузова таким грандам, как Alvis, Armstrong Siddeley, Bentley, Daimler, Lagonda и Rolls-Royce. Бельгийская же компания возобновила работу в 1920 году, фирма стала называться Carrosseri Van den Plas, и она тоже процветает, особенно когда в 1924 году до нее приходит работать граф Алексей Сахновский, а во Франции открывается еще одно предприятие, основанное младшим из братьев, который называется Willy Van Den Plas et Salomon & Cie. Мировой экономический кризис конца двадцатых больно ударил по компании. В 1934 году, когда бельгийская фирма Minerva, бывшая одним из крупнейших потребителей кузовов Van den Plas, обанкротилась, дела бельгийской конторы пошли неважно, и она закрывает предприятие, вслед за ней закрывается и дочернее предприятие во Франции. Через 4 года британская фирма прекращает производство автомобильных кузовов и переключается на авиационную продукцию, в частности, производит шасси и крылья для самолетов De Havilland DH 98 Mosquito.
3.
4.
В тысяча девятьсот сорок пятом году, после окончания войны и соответственно с падением спроса на самолеты, Vanden Plas Ltd. хотела вернуться к кузовному бизнесу, однако контракт с фирмой Rolls Royce срывается, и фирма попала в сложную ситуацию. В следующем году глава фирмы Austin Леонард Лорд предлагает Фоксам 90000 фунтов за фирму. Дело в том, что Лорд хотел выпустить автомобиль высшего класса, а для этого ему были нужны производственные мощности для изготовления кузовов, и на его взгляд Vanden Plas Ltd. идеально подходила для этого. Эдвин и Роланд Фоксы соглашаются и Vanden Plas становится филиалом Austin. Надо сказать, что Роланд, сын Эдвина, пришел на фирму отца в 1932 году, но скоро был переманен фирмой Аlvis, однако уже в 1940 году он вернулся в компанию отца. По соглашению генеральным директором фирмы становится Лорд, но Фоксы сохраняют за собой руководящие посты на теперь уже бывшем своём предприятии.
5.
В 1947 году начинается производство роскошного Austin A135 Princess в вариантах "седан" и "лимузин", кузова для которых изготавливали в Кингсбёри. Бельгийское же предприятие, изготовив после войны всего несколько заказных кузовов, тихо приказало долго жить в 1949 году.
6.
В 1952 году фирма Austin входит в концерн BMC, а в Кингсбёри начинается производство удлиненной версии Princess III, которая становится популярной у государственных деятелей: этакий вариант "народно-номенклатурного" "членовоза" для тех, кому по статусу был не положен Rolls Royce, Bentley или Daimler. В 1954 году в связи со смертью Эдвина Фокса управляющим директором компании Vanden Plas Ltd. становится его сын - Роланд Фокс. В 1956 году А135 получает новый дизайн кузова, а через год машина начинает называться Princess Mk IV, имя Austin исключают, чтобы дистанцировать эту дорогую модель от доступной и дешевой марки Austin. В этом же году Лорд решает выпускать топовый вариант серийной модели Austin А105 Westminster на заводе Vanden Plas, и в 1958 году 500 первых машин было отправлено на завод в Кингсбёри. Машины отличались от базовых богатой отделкой, двухцветной раскраской и шильдиками Vanden Plas.
7.
Несмотря на все старания, "понтов" "Принцессам" сильно не хватало, а потому в 1960-м в каталогах появляется автомобильная марка Vanden Plas. Британская автомобильная промышленность в шестидесятые начала трещать по швам, в чём немалая вина в том числе и дурацкой политики унификации концерна BMC, ставшего тогда в Британии почти монополистом: покупать одну и ту же модель, но с разными шильдиками и решётками радиатора народ уже не хотел.
8.
Семидесятые - период увядания. Сокращается производственная линейка, новых моделей нет, а те, что выдаются за новьё - просто чуть перелицованные и получше отделанные те же "Остины" да Daimler DS420. В 1974 уходит на пенсию Роланд Фокс, а в 1979 закрывается завод в Кингсбёри. Выпуск машин под маркой Vanden Plas продолжался ещё год на заводе MG в Абингтоне, после чего от компании остался только шильдик на самых дорогих версиях автомобилей концерна British Leyland/Austin Rover. А ныне права на имя и вовсе принадлежат китайцам, скупившим на корню останки Rover и MG.
9.
10.
11.
12.
13. Один из последних кузовов, построенных бельгийским отделением - Jaguar Mk IV Cabriolet Van den Plas, представленный на брюссельском автосалоне 1947 года