Глава 3: Конец, да не совсем В 1953 году на ежегодном совещании акционеров было принято решение сменить название корпорации с Kaiser-Frazer на Kaiser Motors. Пошатнувшиеся дела и подмоченную репутацию корпорации решили поправить выпуском небольшого открытого спортивного автомобиля о двух посадочных местах - благо этот тип стремительно набирал популярность. За дело взялся опять-таки Даррин, выбивший из руководства Kaiser Motors право на двойную марку Kaiser-Darrin. Тщеславен был сей господин! В 1954 появился экстравагантный Kaiser-Darrin со стеклопластиковым кузовом и необычными сдвижными дверями, убиравшимися в передние крылья. Со стеклопластиком Говард Даррин начал экспериментировать ещё с начала сороковых и в 1946 построил опытный родстер Darrin-Kaiser Rock Star на шасси Kaiser-Frazer по заказу банкиров братьев Леман, владевших заодно и сетью универмагов, но в серию этот автомобиль не пошёл. Банкиры хотели простенькую и максимально дешёвую трёхколёсную мотоколяску, а Даррин, увлёкшись, наваял полноценный спортивный автомобиль, да ещё и напичканный всякими электрическими и гидравлическими гаджетами как двортерьер блохами так, что по этой части с ним не мог поспорить ни один автомобиль в мире аж до появления дорогущего лимузина Mercedes-Benz 600 (W100) 1964 года!
Darrin-Kaiser Rock Star Prototype '1946
Уникальный снимок: обратите внимание - кто стоит у открытой двери машины? Молоденькая начинающая модель Норма Джин Догерти. Буквально через полгода она заключит контракт с киностудией 20th Century Fox и вскоре весь мир узнает её под именем Мэрилин Монро. Точно дату снимка установить не удалось. Вполне возможно, он сделан зимой 1945-46 в Висконсине, где тогда жила Норма со своим первым мужем Джимом Догерти
Прототип нового Kaiser-Darrin был представлен на Лос-Анджелесском автосалоне 1952 года. На него установили шестицилиндровый двигатель от Henry J - то, что в тот момент оказалось "под рукой".
Kaiser-Frazer D-X100 "Aeron-Fiberglas" '1952
Однако в первоначальном виде автомобиль в серийное производство не пошёл: оказалось, что низкая "морда" не соответствует федеральным требованиям по безопасности, и фронтальное оформление пришлось в экстренном порядке переделывать - низко расположенные фары "задрали" вверх вместе с передней частью. Даррин посчитал, что "его" проект изуродовали - по его мнению, изменения порушили цельность созданного им силуэта - и повёл себя как капризная примадонна: рассорившись с Генри Кайзером, он хлопнул дверью, покинув проект. Поскольку он был "внештатником" - при переработке его изначального проекта "кайзеровцы" обошлись своими силами, "не спросясь". Вот он и разобиделся. Где-то я его понимаю: мне бы тоже было как серпом по фаберже - когда в твой выстраданный проект кто-то лезет, ни рук не помывши, ни ног не вытерши у входа. Бывало такое. С запуском машины в серию затянули и на рынок она вышла только в 1954 году, пропустив вперёд Corvette от Chevrolet.
Серийный Kaiser-Darrin KF-161 Sports Convertible
К тому же "кайзеровцы" наступили на те же грабли, что поначалу и конкуренты из "Шевроле": те на свой "Корвет" сперва было установили тоже "шестёрку" довольно дохленькую, которую после спешно пришлось менять на V-8. Но у Kaiser двигателя-"восьмёрки" не было! Да и с мощами было слабовато...
Дарриновский KF-161 Sports Convertible ходил на шестицилиндровом двигателе Willys рабочим объёмом 161 куб. дюйм (2,6 л) и мощностью 90 л. с. (66,24 кВт). Объём двигателя в дюймах отразился в индексе модели. С этим мотором KF-161 разгонялся лишь до 100 миль в час, что для автомобиля, позиционируемого как спортивный, было явно маловато. Для Америки маловато. Да и ценник оказался негуманным: Kaiser-Darrin стоил изначально 3668 долларов, а прямой конкурент - Chevrolet Corvette - обходился покупателю в 3523 доллара, при том, что был мощнее - 150 лошадей под капотом. А Kaiser-Darrin мог похвастаться только 90 лошадиными силами, чего было откровенно мало. Опять же - появился в продаже Corvette на год раньше. Сдвижные двери были, безусловно, оригинальны, но при открытии оставляли лишь узкий "лаз", да и страдали от перекосов и заклиниваний. Девочку в модной юбке-"колоколе" посадить в машину так, чтобы та не загваздала платье, было ещё той акробатикой!
Сборка Kaiser-Darrin KF-161 Sports Convertible
1953 год для корпорации Kaiser-Frazer стал богат на события: окончательно уходит Джозеф Фрейзер и корпорация меняет название на Kaiser Motors, снимается с производства "неудачник" Henry J, а в начале года была приобретена компания Willis-Overland, до того поставлявшая "Кайзеру" двигатели для Henry J. Willis в 1952 году запустил в серию компактную модель Aero, современную и удачную, коей и хотели заменить провальный "Генри Джи". Сделке поспособствовал Джозеф Фрейзер. Увы, но приобретение оказалось несвоевременным: спрос на компактные машины в США снижался и "Аэро" "не пошёл. Машина получилась не самая дешёвая - базовая комплектация автомобиля Aero-Lark стоила $1713 и конкурировать с продаваемыми по демпинговым ценам полноразмерными и лучше оснащёнными автомобилями "Большой Тройки" оказалась не в силах. Для примера Chevrolet DeLuxe Styline того же 1952 года обходился покупателю в $1614.
Aero Willys 2-door Hardtop Coupe '1953
Willys Aero-Ace '1953-55
Стабильным, хоть и не оглушительным, спросом, правда, пользовались простые как лом и непритязательные потомки вояки Willis MB, слегка причёсанные и облагороженные SJ3A и Willys Jeep Station Wagon, да и армия исправно "Джипы" закупала, причём не только американская. Но легковые модели приносили одни убытки.
Willys Jeep Station Wagon '1954
Потерпев фиаско в сегменте компактных автомобилей в Kaiser Motors ударились в другую крайность - в премиум. Однако с "премиумом" вышло именно так, как в поговорке, что я вынес в заглавие поста: в высшем классе представить было просто нечего. Были полноразмерные Kaiser Manhattan/Carolina/Deluxe/Traveller. Да вот только представляли они собой по сути одну и ту же машину, отличавшуюся лишь уровнем отделки и на "премиум" ни разу не тянувшие. Ну, на бесптичье - и жопа соловей безрыбье... В общем "я его слепила из того, что было": взяли обычный Kaiser Manhattan и "нафаршировали" его по максимуму. Причём больше всего это напоминало "ара-тюнинг" в одной отдельно взятой стране почти победившего социализма, практикуемый "тожероссиянами" с Кавказских гор. "Новинка" получила название Dragon. В стандартную комплектацию были включены тонированные стёкла, шины с белыми боковинами, автоматическая коробка Hydra-Matic, радиоприёмник с двумя динамиками, отделка крыши винилом. Отделка салона была создана при помощи модного дизайнера Мари Нихолс (Marie Nichols). Для пущих понтов некоторые детали внешней отделки - например, маскот, шильдики и даже крышки замочных скважин дверей и багажника были позолочены. Каждая машина имела также позолоченную именную табличку с выгравированным именем владельца. Однако двигатель оставался прежней рядной "шестёркой".
Kaiser Dragon Sedan (K5301) '1953
Все эти навороты задрали цену автомобиля до нескромных $ 3924 - почти столько же стоил Cadillac Coupe de Ville, а это, сами понимаете, - совсем другой класс! Одними бранзулетками тут не обойдёшься. Продать удалось лишь 1277 экземпляров.
В следующем году "Кайзеры" перенесли рестайлинг и стали чем-то напоминать фронтальным оформлением Buick 1953-54 м.г. "Фейслифтингом" занимался дизайнер Эрнотт "Базз" Гризинджер (Arnott "Buzz" Grisinger). Источником вдохновения послужил экспериментальный Buick XP-300 '1953, который очень нравился президенту Kaiser Motors Эдгару Кайзеру.
Ради сокращения расходов производство Kaiser в 1954 перенесли из Уиллоу Ран на завод в Толидо, штат Огайо, туда же, где выпускались Willis.
Конкурировать с "Большой Тройкой" (а точнее хотя бы просто угнаться за ней) становилось всё сложнее и было принято решение о сворачивании автомобильного производства в США. Но не пропадать же добру! Производственные линии были перевезены в Южную Америку - в Аргентину, на предприятия Industrias Kaiser Argentina (IKA), которая при "кровавом почти фашистском режиме диктатора Перона" расцвела пышным цветом и являлась "самой белой из латинских стран", где бывший Kaiser Manhattan получил название Kaiser Carabela. Вот где снова пригодились старички Liberty! Производство началось в Аргентине в 1958 году и продолжалось до 1962. Было выпущено около 15000 "Каравелл", кои после сменили Rambler от концерна AMC. Kaiser Carabela '1962
В Штатах осталось лишь производство внедорожников под маркой Jeep, приносившее хоть и невеликий, но стабильный доход. Марка эта благополучно пережила многие перепитии своей извилистой истории, не единожды поменяв хозяев, но жива и здравствует до сих пор, пережив всех прежних владельцев. Легковое же производство Willis осело в Бразилии, в конце-концов став "фордовским" филиалом.
Оригинальная же, но не оценённая модель Kaiser-Darrin неожиданно обрела "вторую жизнь" благодаря своему создателю Говарду Даррину: фирма Kaiser успела выпустить всего 435 экземпляров машины, но создала неплохой задел в сто штук по кузовам и шасси, которые Даррин и выкупил. Они были оснащены расово верной 270-сильной "восьмеркой" Cadillac и довольно шустро разошлись, уже под маркой Darrin, без префикса Kaiser. Ныне эти машины - желанная добыча для коллекционера.
Фуф, домучил-таки статью! Но к теме ещё не раз этой вернусь.