Царь, очень приятно, царь

Feb 28, 2014 19:00

Вообще-то не "царь", а Кайзер. Но не Император Германской Империи, а хозяин американской промышленной. Но тоже с немецкими корнями, человек и пароход. :)
Хотел назвать пост "Парковка", тупо тиснув пару фоток с коротким комментарием, но как обычно увлёкся и наваял рулон :) Так что разобью-ка этот пост на две части. Первая - пароходно-вступительная.

"Одноразовые" американские транспорты типа Liberty на приколе в Италии, март 1948 года. Наверняка есть среди этих судов и бетонные. Похоже, что справа первым как раз бетонный и стоит!


Снимки эти, между тем, имеют прямую связь и с автомобилестроением. Ибо большинство этих судов было построено на верфи Kaiser Shipyard в Ричмонде, штат Калифорния, на верфях в Сиэттле и Такоме, штат Вашингтон, или в Райан-Пойнт (Ryan Point), Ванкувер и на Суон Айленд (Swan Island) в Портленде, штат Орегон, принадлежавших Генри Джону Кайзеру (Henry John Kaiser), американскому предпринимателю немецкого происхождения, который первым после войны предложил покупателям абсолютно новые с иголочки модели автомобилей, а не слегка переоформленные модели 1942 модельного года, как почти все американские автопроизводители, создав для их производства марку собственного имени. Даже не одну.
Кайзер и до начала войны был весьма небедным человеком - "владельцем заводов, газет и пароходов". Начинал он на западном побережье США, ещё молодым человеком в 1914 году основав дорожную компанию, одну из первых, которая использовала тяжёлые строительные машины. В 1927 году его фирма значительно расширилась после получения $20-миллионного контракта на строительство дорог на Кубе. Обитатели "Острова Свободы" по ним и доныне ездят. :) В 1931 году его компания стала одним из основных подрядчиков строительства дамбы Гувера, а также дамб Бонневилль и Гранд-Кули на реке Колорадо. А там и верфи подоспели.

В годы Второй мировой войны грузовые корабли серии Liberty выпускались в среднем каждые 45 дней. Кайзер смог наладить по примеру Форда практически поточное производство примитивных, но зато дешёвых корыт, использовавшихся для массовых поставок на театры боевых действий помощи по программе ленд-лиза и переброски войск. Однажды компания построила корабль за четыре дня. Им стал Robert E. Peary водоизмещением 10,500 тонн. Он был заложен 8 ноября 1942 года и был спущен на воду с верфи Richmond Shipyard #2 12 ноября. Срок постройки судна составил четыре дня и 15 с половиной часов. Предыдущий рекорд принадлежал кораблю Joseph M. Teal тоже серии Liberty, построенном за десять дней. Секрет такой "скорострельности" крылся в использовании сварки, а не традиционных заклёпок при постройке. Существенным минусом была общая хлипкость конструкции и проблемы с мореходностью: при плавании в холодных водах высоких широт сварные корпуса легко трескались, а порой даже ломались поперёк киля по миделю. Да и на дно они шли моментально от одной-единственной торпеды.




Мужик оказался на редкость оборотист: наш пострел везде поспел - движки паровые сам себе поставлял на корыта "Бесцеремонность" - ибо есть у слова Liberty и такое значение "Свобода". Будучи членом группы компаний Six Companies, Кайзер сыграл главную роль в деятельности Joshua Hendy Iron Works, поставлявшей паровые двигатели тройного действия EC-2 для кораблей серии Liberty. И недвижимостью барыжил - после войны он основывает пригородные сообщества (suburban community) Hawaiʻi Kai в Гонолулу, Гавайи и Panorama City в Лос-Анджелесе, Калифорния, и в металлурги подался. В 1946 году основана Kaiser Aluminum, арендовавшая, а затем и приобретшая три алюминиевых завода в США. В последующие десятилетия Kaiser Aluminum участвовала во всех аспектах алюминиевой промышленности, включая добычу и переработку бокситов, производство алюминия, а также полуфабрикатов и люминёвых ложек готовой алюминиевой продукции. Даже самолёт проектировал! Да какой! Самую огромную летающую лодку в мире, Hughes H-4 Hercules, она же "Еловый Гусь" (Spruce Goose) вместе с Говардом Хьюзом.
И это - далеко не всё, к чему он приложил руку!
Но нас больше интересует - каким боком царь, очень приятно, царь Кайзер стал автопроизводителем? Об этом - во второй части рассказа.

Все части:
Призказка. Царь, очень приятно, царь
Часть 1. Бодрый старт
Часть 2. Бег по граблям
Часть 3. Конец, да не совсем

1930, marine, people, история, 1940, auto, history, avia, usa

Previous post Next post
Up