Стримлайн по-советски.

Sep 20, 2011 22:18

В Стране Советов вовсю бушевала индустриализация и продолжалась коллективизация. Лозунги кричали: "женщина - на трактор", "комсомолец - в небо", "ударим хуем по столу автопробегом"... В фаворе были забойщики, авиаторы, колхозники, полярники. Важно было ликвидировать последствия страшных бед, свалившихся на Россию в первые пару десятилетий ХХ века. Не до автомобилей легковых было. Автомобильная промышленность к началу 30-х в СССР практически отсутствовала. Московский завод АМО (скоро переименованный в Завод имени Сталина) делал в относительно невеликих количествах лицензионный грузовик американской фирмы Autocar под названием АМО-3, Горьковский автозавод только-только был построен, да и в основном был сориентирован на грузовики для народного хозяйства и армии. Личный автомобиль "простому смертному" был практически недоступен. Однако находились энтузиасты, стремившиеся не отстать от прогресса: в первой половине 30-х о себе властно заявила аэродинамика, и эксперименты с обтекаемыми кузовами были и в СССР.
Уникальную машину, о которой я хочу рассказать, разработал и построил московский инженер Алексей Осипович (Иосифович) Никитин в рамках подготовки научной диссертации "Исследования обтекаемости автомобиля".


Рисунок А. Захарова
Автомобиль базировался на шасси ГАЗ-А 1932 года. ГАЗ-А-Аэро Никитина - первый советский автомобиль с аэродинамическим кузовом. Машина получилась крупнее, чем ГАЗ-А: её длина - 4970 мм, ширина -1710 мм, высота - 1700 мм. Масса в снаряженном состоянии - 1270 кг.
Кузов был изготовлен заново и представлял собой деревянный каркас, обшитый стальными листами. На момент постройки он кардинально отличался от всего, что производила отечественная промышленность: обтекаемые крылья с наполовину утопленным фарами, V-образное лобовое стекло, наклоненное на 45 градусов, полностью закрытые обтекателями задние колеса и большой задний свес. Конечно, он был меньше, чем того требовали идеалы аэродинамики, но даже при той длине уже находился на грани возможного. Даже замки капота были перенесены внутрь, а подножки располагались внутри автомобиля, за дверями. Ширина автомобиля осталась той же - 1710 мм, но салон стал шире за счет более узких крыльев В результате коэффициент лобового сопротивления Сх составил всего 0,207. Для сравнения - Сх ВАЗ-2112 - 0,335!
Газ-А-Аэро в процессе постройки


Двигатель объемом 3285 см. куб. оснастили алюминиевой головкой цилиндров, и увеличили степень сжатия с 4,15 до 5,45 единиц, увеличив мощность до 48 л.с. при 2600 об./мин. (у заводского - 39 л.с. при 2300 об./мин.).





Результаты ходовых испытаний были революционными - расход топлива сократился более чем на 25%, максимальная скорость увеличилась с 80 км/ч до 106 км/ч. Как уже было замечено, коэффициент Сх реального образца был выше, чем у масштабной модели и составлял 0,207. Но и это - на 48% меньше, чем у ГАЗ-А!
А. И. Никитин у Газ-А-Аэро


Успехи молодого конструктора не остались незамеченными наверху. Постановлением президиума центрального совета союза обществ Автодор СССР от 13 марта 1935 года на дальнейшие работы по изучению обтекаемости автомобилей было выделено 2000 рублей, а самого инженера - А.О. Никитина, премировали автомобилем Форд. Все? Нет, не все! Еще пообещали посодействовать в восстановлении "американца" - тот был слегка разбит...

В 2010 году фирма DiP Models выпустила масштабную модель-копию этого уникального автомобиля. Закажу себе.


Пост навеян ancox. При подготовке использованы материалы www.sovetcars.ru, http://samlib.ru/k/kostin_k_a/1934gaz-a-aero.shtml, книга Л.М. Шугурова "Автомобили России и СССР" и просторы Интернетов.

1930, streamline, dieselpunk, auto, русский след в истории, russia

Previous post Next post
Up