Планировала за день написать в тетрадь Алёниных слов и что-нибудь новенькое в журнал. Успела только первое, поэтому сюда тупо копирую из тетради.
Январь - февраль. Первое, что я отметила, - Алёна начала рассказывать о том, что с ней происходило. Раньше, провоцируя её на разговор о прошедшем дне в садике, я подсказывала ей, что она, вероятно, играла там с тётей. Все первые полгода Алёна автоматически отвечала «агала тётей» и больше ничего. В январские праздники она вдруг вспомнила про нянечку Надю, которая «моет попу». Уже интересно.
На предложение пойти в садик Лёка по-прежнему отвечает «нет», хотя очевидно она по коллективу скучает. Тогда же, на праздниках, мы встретились на прогулке с Настей Зверевой из соседнего дома. Настя собралась домой раньше, Алёна побежала её провожать. Девочки взялись за руки и так вдвоём дошли до Настиного подъезда. Алёнка стала проситься в гости, Насте тоже хотелось компании. Она схватила Лёку за шкирку и стала тянуть её за порог. Что поделать? - мы пошли в гости. Хорошо, у Зверевых оказалось два горшка - девочки писали исключительно одновременно. Садились на горшки с охотой, сидя на них, болтали ногами и про себя веселились. В детской, конечно, дрались, но расставаться потом не хотели. Алёна на пороге говорила: «Натя падёт гаят, Натя падёт гаять».
Алёна вникает в суть словообразования. От неё можно было слышать «мадажоками» (с медвежонками, то есть с медвежатами) и «пузыёками» (с пузырёками, то есть с пузырьками), «пей песеку» (вместо пой песенку). В творительном падеже существительных и повелительном наклонении глаголов она меняет только окончания. Я подаю пример правильного произношения, но Лёка руководствуется логикой. Изменение окончания здесь согласуется с правилами, а изменение корня и прочих суффиков - нет. Понимает ведь.
Нам подарили комплект кухонной мебели для пупсика, в котором самым интересным был кран с раковиной. Мы «включаем» кран и говорим «ссс». По аналогии с образованием слов «аукать» и «бибикать» из слов «ау» и «биби», Алёна выдала вариант «сикать», то есть лить воду из крана.
Добавлю здесь забавное «навейхе» вместо «наверху», «шкафе» вместо «в шкафу», множественное число «лиси» с ударением на последний слог вместо «лисы» с ударением на первый (вероятно, по аналогии со словами «часы», «трусы»).
К концу января Алёна чётко сказала «пупсик». Помню, что первые слова с сочетанием согласных были в сентябре, но сочетание тогда давалось только одно - «пк» (шапка, тапки). Вскоре после «пупсика» мы услышали «спи», а также «мамочка», «папочка», «тапочки», «носочки» и прочие уменьшительно-ласкательные варианты слов. О последнем достижении иной раз жалею - так трогательно Алёна коверкала все эти «чка». Не попросит больше слёзно дочь свою «банику» (баночку), не услышу я больше из «Краденного солнца» «Ну пасиба тебе дедика за соника».
Частица «не» уже не проглатывается. Не «ахачу», как было раньше, а «не хочу». Также предлоги «на» и «с» звучат очень чётко. С последним появились новые сочетания согласных: «с Петей», «с папой», «с мамой». Были и более сложные сочетания, например, в выражении «абдей» (Алёна ударилась об дверь). Алёна может сказать «стол», «штаны» и даже «кошмар», зато, на мой взгляд, элементарное «шк» в словах «кошка», «ложка», «книжка», «мишка» ей не даются. «Шк» получается только в слове «шкаф», и вообще большинство новых сочетаний лучше удаются не в середине слова, а в начале. Например, слово «сказка» у Алёны звучит как «скака». Единственное слово с двумя сочетаниями согласных - в начале и середине, - которое по силам произнести Алёне, это слово «скипка» (скипка).
Грех пропустить кокетливое «аха», которое у Алёны с начала января. Обычно его слышно во фразе «аха, спасибо». Забавно звучат слова «доткой» (доктор), «забоник» (разбойник). Есть ещё слово «канать», чьё значение до сих пор для нас с Ваней загадка. «Я канать хочу» - этими словами Лёка сопровождает ковыряние карандашом в расщелине между дверным откосом и кафелем в ванной. Таким образом за всё время «канания» она вынула приличных две горсти треснувшей штукатурки, что дало мне зацепку: а не связано ли слово «канать» со словом «капать»? Прямой вопрос результата не дал. Ни «капать», ни «ковырять», ни «ломать» и прочее ребёнок не намерен, он хочет именно «канать». Так и живём.
Алёна ещё не забрасывает нас вопросами «почему», но всё чаще, читая сказку и разглядывая картинки, спрашивает «где?», мол, ты читаешь «Но медведю воевать не охота», покажи, где это «не охота» нарисовано, и что это значит. Недавно выяснили, что значит фраза «очи таращить» (тоже из «Краденого солнца»). Теперь Алёна на этой строчке показывает пальцами себе в глаза и пытается их вытаращить.
По совету тётки Ани Мартыновой мы начали рассказывать сказки-фантазии. Основа берётся из простой приключенческой сказки, детали сочиняются по ходу повествования и с участием слушателя, то есть ребёнка. Жил-был кто? - Ёжик. - Ёжик утром встал, позавтракал и отправился куда? - На работу. - Шёл ёжик, шёл и нашёл что? - Велосипед.
Героиня наших сказок - попа - была выбрана мной с целью привить к ней у ребёнка любовь и сострадание. Довольно долго отход ко сну у Алёны сопровождался самоистязанием на горшке. Девочка была все рекорды: не будучи отравлена или заражена инфекцией, она какала раз по десять в сутки - пять раз перед дневным сном и пять перед ночным. В настоящее время могу сказать, что пытки эти, кажется, уходят в прошлое, зато сказка про попу на ночь теперь неизменный наш ритуал. Преувеличивать не стану, фантазия у Алёны не то чтобы бьёт ключом, придумываю сюжет я, но и собственные Алёнины идеи случаются. Например, в домике, куда однажды забрела попа, по версии Алёны жил волк. Волк, как мне кажется, по определению бездомный персонаж. Чего вдруг она его вспомнила?
Также мы нынче стали читать сказки по ролям. Раньше, например, когда я пробовала разыграть с Алёной сцену встречи волка с Красной шапочкой, на мой вопрос грозным голосом "Как тебя зовут, девочка?" Лёка отвечала "Анёня". Теперь всё по написанному. "Как зовут?" - "Красная шапочка". "Куда идёшь?" - "Бабике". "Что несёшь?" - "Казику спалаками".
И наконец, перлы зимы 2014:
На столе стояли три тарелки: большая, мамина и синенькая».
«Мама ушла к доктору, она болеть хочет».
«А с платформы говорят: это голый Ленинград».
«Дай печеньку» - (папа) «А где волшебное слово?» - (разведя руки в стороны) "Нету!"
(Папа укладывает дочку спать) «Алёна, ты обещала молчать» - «Мууу» - «Да не мычать, а молчать».
(Папа хриплым голосом) «My girl, my girl, don't lie to me, tell me where did you sleep last night?... кто же это спел? А! Это Кобейн!» - (Алёна) «Кабей хачу!» (звала Кобейна на бис раз десять).