Чего ждать от развития системного кризиса: сценирование ситуации

Jul 07, 2011 18:44

В начале 90-х гг. методологами для интерпретации ситуации в переходных странах и, в частности, Беларуси была предложена схема системного кризиса. Суть схемы достаточна проста. Системный кризис представляется как ряд последовательных и накладывающихся друг на друга кризисных процессов: кризис идеологии (основной вопрос: в каком направлении развиваться стране?), кризис власти (а кто же нас туда поведет?), кризис государственного управления (а как всем этим управлять?), кризис экономики (а где взять деньги?), кризис образа жизни (а как же теперь мне жить?). В Беларуси ни один из кризисов своевременно разрешен не был, в результате чего произошла «интерференция» кризисных процессов. Все проблемы стали интерпретироваться беларусами в терминах образа жизни: как выжить, где достать деньги, как теперь лечиться, какую машину купить, куда и за какие деньги отправить ребенка учиться и т.д. В 1994 году Лукашенко предложил решение этих вопросов в виде программы «возвращения в совок», совпавшей с чаяньями жаждущего избавиться от насущных проблем населения страны. Программа нового авторитаризма предполагала своеобразный социальный контракт государства с населением: мы вам нормальный рост уровня жизни и стандартов потребления, а вы нам политическую лояльность (несогласные могут удалится).

Беларусы предоставили государству отвечать за них на все основные вопросы системного кризиса, в обмен на решение государством большей части их жизненных проблем. И оно дало свой вариант их разрешения: куда идти - назад в будущее, кто поведет - твердый несменяемый лидер, как управлять - тотальной вертикализацией и огосударствлением всех сфер жизни, где взять деньги - эксплуатируя старый потенциал промышленности, российский рынок, обменом интеграционную риторику на нефть, а про-европейской риторики на инфраструктурную помощь и инвестиции из ЕС. Население осталось довольно, т.к. свою часть контракта государство выполнило. За годы правления Лукашенко беларусы перешли от нищеты начала 90-х гг. к четвертуому уровню потребления, когда главные затраты - это товары долговременного пользования и автомобили, и приценивались к пятому уровню, где главные расходы идут на путешествия. Беларусы построили квартиры, купили импортную технику в дом, приобрели подержанные западные автомобили, стали учить детей в платных ВУЗах, понесли вклады в банки, взяли в банках кредиты, поехали в отпуска Турцию и Египет… Могли ли они даже мечтать о таком, стоя в очереди за колбасой, которой нет в 1991-1994 гг.?!

Но тут вышла оказия. Проблема состояла в том, что даваемые ответы на вопросы системного кризиса не разрешили до конца не один из них. Более того, одни ответы входи в противоречие с другими. Спираль системного кризиса начала раскручиваться в обратном направлении. Желаемый образ жизни, оказалось, завит от мировых стандартов, и требует постоянно улучшения, и жрет, собака, все больше экономических ресурсов. Зарплата, оказалось, должна постоянно и ощутимо расти! Соответственно ВВП тоже должен расти! А за счет чего? Единственный вариант - это рыночные реформы и рыночные механизмы регулирования, но выбран был как раз другой вариант. Накачиваемый рост зарплат и ВВП привел к неминуемому коллапсу, валютный рынок сдох, а за ним и основанная на промежуточном импорте промышленность. И вот уже забытый экономический кризис расцвел новыми красками.

И все бы ничего, и можно было бы решить экономический кризис, и все рецепты на столе есть (раз - международный опыт, два - сами переживали, три - свои же экономисты давно все предсказывали). Но выстроенная вертикаль управления оказалась неспособна и безвольна что-либо предпринять. Установки на сохранение сложившегося образа жизни населения, напрямую противоречат потребностям реформирования. И «главная голова» не способна дать непротиворечивых указаний, противоречивые указания не возможно выполнить, в вертикальной системе нельзя принимать самостоятельных решений, но можно лишь выполнять указания, но они противоречивые, и лучше ничего не делать, лучше создавать видимость выполнения. И вот забытый уже кризис управления заиграл новыми красками.

В перспективе маячит кризис власти. Власть опять «валяется под ногами», но поднять ее некому. Альтернативных фигур (антикризисных менеджеров) на политической сцене нет, и это означает, что разрастание и взаимное усиление экономического и управленческого кризисов способно привести страну к неконтролируемому распаду. Вырисовывается несколько сценариев:

1. Власть разрешает управленческий кризис, до того как распад приобретает неконтролируемы характер.
1а. Вариант ГКЧП (имеет под-варианты). Номенклатура отправляет Лукашенко в Дрозды в бессрочный отпуск, вводиться чрезвычайное положение и принимаются необходимые меры по разрешению кризиса экономики.
1б. «Козлы отпущения». Вариант Лукашенко создает антикризисное правительство и после разрешения кризиса, «уходит» его в отставку по причине недовольства народа реформами.
1в. «Латание дыр». За счет медленного разворачивания экономического кризиса, существующая система сохраняется перебрасываем «оперативных групп» в самые проблемные места. (Пока развивается этот вариант).

2. Управленческий кризис не разрешается, кризис экономики нарастает, что приводит к коллапсу образа жизни населения.
2а. «Стихийный массовый бунт». Бунт возможен, но лишь в том случае, если ухудшение ситуации приходят к резкому и достаточно большому (!) разрыву с привычным образом жизни (нет денег на бензин, подготовку ребенка в школу, оплату за ВУЗ, квартиру, возврат процентов по кредиту, банально в семье на нет денег на еду и т.п.). В случае постепенного ухудшения население будет адаптироваться и взрыва не произойдет.
2б. «Спорадические вспышки». При отсутствии резких изменений для населения в целом, страдать будут различные группы населения. Их протесты будут спорадическими, не будут совпадать во времени и пространстве, не будут сливаться и поддерживать друг друга, замыкаясь лишь на собственных проблемах. Даже находясь в сложной управленческой ситуации властям будет хватать ресурсов на подавление таких вспышек.

Если продолжение экономического спада будет достаточно плавным, то наиболее вероятен какой-то вариант совмещения сценариев 1в и 2б. Пичалька.   
Previous post Next post
Up