Искать Грааль значит обрести его

Jan 16, 2012 22:48

Впервые Граль упоминается в древних кельтских преданиях. В отличие от христианского Грааля он является не символом бессмертия (что, по сути, бессмысленно, ибо невозможность разорвать цепь вечного возвращения великим даром не назовёшь), но - Власти. Истинный, неискажённый древнеарийский Граль указывал на будущего короля, передавая людям волю Богов. Также Граль является символом женского начала (Фригг/Радхи), он связан с культом крови.

В некоторых средневековых еретических общинах существовало мнение, что Грааль сделан из драгоценного камня, отколовшегося от короны Люцифера, когда он посещал землю. Но всё-таки основная суть Чаши - воплощение деятельной Der Wille zur Macht (Воли к Власти), о которой так любил рассуждать Ницше. Важно отметить, что потеря Граля/Грааля символизирует потерю Золотого Века, изначальной духовности, внутренней устойчивости, невинности человека и в языческой, и в христианской традиции. Следовательно, его обретение символизирует переход личности на новый уровень, достижение мокши.

Поискам этого артефакта посвящали свою жизнь многие великие герои. Пожалуй, самая яркая история, дошедшая до наших дней, - это поход за Гралем/Граалем Парсифаля. Легенда (а точнее сказать - “легенда”) о Парсифале уходит своими корнями в далёкое языческое прошлое, однако она дошла до нас в обработанном, отредактированном в соответствии со средневековыми нравами, виде. Что не мешает сквозь паутину выдумки узреть в ней суть, заключающую глубокий символизм. Посвятив свою жизнь поискам Грааля, сделав поход за ним основным смыслом жизни, преодолев все препятствия на пути к своей цели, продемонстрировав чудеса героизма и храбрости, Парсифаль обретает этот священный артефакт.

Но обращает ли он его себе во благо? Ищет ли он Власти или бессмертия? Нет, ибо Парсифаль - подлинный герой, для него возможность испытать свой дух и обрести славу, вероятно, важнее, чем результат. Именно (и только!) таким бескорыстным, просветлённым, чистым сердцем героям удаётся обрести Граль/Грааль. Ибо Граль в нашем материальном, демиургическом, хтоническом мире лишь бледная тень, отражение, копия с копии подлинного, небесного, божественного, метафизического Граля. Все так называемые блага, которые дарит овеществлённый Граль (и христианское бессмертие, и кельтскую языческую Власть), всё равно ограничиваются рамками тварного мира, а потому остаются слишком человеческими.

Истинный Граль - это что-то нематериальное, находящееся по ту сторону. Обрести его в полной мере невозможно, но сам поиск овеществлённого Граля помогает приблизиться, насколько это возможно, к получению настоящего, метафизического Граля. Человек, сконцентрировавший свои усилия на поиске этого священного артефакта, уже действует наперекор гнёту Тёмного Века, уже пытается сломать стену рационализма и материализма своим иррациональным героизмом и готовностью пожертвовать собой ради высших идеалов.

Поэтому мне всегда немного смешно слушать рассуждения о том, нашёл ли Отто фон Ран Граль. Он посвятил свою жизнь и волю служению духу - поиску этого священного артефакта. В Свинцовый Век он нашёл в себе силы стать новым Парсифалем, одной своей попыткой обрести то, во что подавляющее большинство отказывается верить, он словно бросает вызов рациональной, материалистической, демиургической вселенной. Он выступает в роли Прометея/Люцифера, противясь сложившемуся порядку, желая прорвать паутину майи и получить то, что находится по ту сторону добра и зла. Отто фон Ран посвятил свою жизнь мечте (возможно, несбыточной) и уже только поэтому он приблизился к обретению подлинного, неовеществлённого Граля настолько, насколько это вообще возможно. Держал ли он саму Чашу в руках? Не знаю, и это не имеет почти никакого значения. Потому что настоящий, потусторонний Граль - это не результат, но Путь, закаляющий дух и облагораживающий душу. Так что посвятить всего себя поиску Граля значит уже обрести его.


подвиг, Граль, Грааль

Previous post Next post
Up