Французская субмарина проектировалась для боев на океанских коммуникациях. На момент создания (1934 год) была самым большим подводным кораблем в мире - водоизмещение 4330 тонн в подводном положении.
Лодка несла боезапас в 22 торпеды для 12 торпедных аппаратов, а так же 2 203-мм орудия и гидросамолет для разведки. Лодка включала в себя все идеи предыдущих проектов подобного класса. так же нововведением было то, что субмарина могла вести артиллерийский огонь в позиционном положении, т.е. будучи полупогруженной.
Для своевременного обнаружения рейдеров противника лодку снабдили небольшим гидропланом-разведчиком.
До начала Второй мировой войны «Сюркуф» совершил значительное количество визитов в иностранные порты демонстрируя военную мощь Франции.
во время визита в Касабланку, 1938
На момент нападения Германии на Францию в 1940 году, лодка все ещё находилась на ремонте в Брестe. С одним работающим двигателем и заклиненным рулём лодке удалось пересечь Ла-Манш и прибыть в Портсмут.
В сухом доке в Портсмуте, Нью-Гемпшир, в сентябре 1941 года
Лодка участвовала в боях во время войны, но из за нестандартного оборудования постоянно возникали проблемы со снабжением ее запасными частями и ремонтом.
12 февраля 1942 «Сюркуф» вышел в море и взял курс на Панамский канал для перехода в Тихий океан. На лодке исправно работал лишь один двигатель и она не могла развивать скорость свыше 13 узлов.
В Панамский канал лодка не прибыла, официальное расследование установило, что наиболее вероятной причиной гибели было столкновение с американским сухогрузом «Томсон Лайкс» (англ. SS Thompson Lykes) в ночь на 18 февраля. Место катастрофы не было обнаружено.
19 февраля советник британского консульства на Колона-порт (при входе в Панамский канал со стороны Карибского моря) направил через Бермуды в Адмиралтейство телеграмму с грифом «Совершенно секретно»: «Французский подводный крейсер «Сюркуф» не прибыл, повторяю, не прибыл». Далее в телеграмме говорилось: «Военный транспорт США «Томсон Лайкс», вышедший вчера с конвоем в северном направлении, сегодня вернулся после столкновения с неопознанным судном, которое, видимо, сразу затонуло, в 22.30 (восточное стандартное время) 18 февраля в 10 градусах 40 минутах северной широты, 79 градусах 30 минутах западной долготы. Транспорт вел поиск в этой точке до 08.30 19 февраля, но ни людей, ни обломков не обнаружил. Единственный след - нефтяное пятно. У «Томсон Лайкс» серьезно повреждена нижняя часть форштевня».
«Американские власти, - сообщалось далее, - изучили рапорт капитана транспортного судна, ведется широкий поиск самолетами. По неофициальным сведениям, предварительное расследование указывает на то, что неопознанным судном был сторожевой катер. Пока еще нет достоверных сведений обо всех подводных лодках США, которые могли находиться в этом районе, но их сопричастность считают маловероятной».
Основные характеристики подводного крейсер «Сюркуф»
Скорость (надводная): 18 1/2 узла;
Скорость (подводная): 10 узлов;
Рабочая глубина погружения: 80 м;
Автономность плавания: 90 суток;
Экипаж: 8 офицеров, 110 матросов:
Размеры: водоизмещение надводное - 2 880 т., водоизмещение подводное - 4 304 т., длина наибольшая (по КВЛ) - 110 м, ширина корпуса наиб. - 9 м, средняя осадка (по КВЛ) - 7,25 м;
Силовая установка: 2 дизеля по 7 400 л. с., 2 электромотора по 3 400 л. с., два винта;
Вооружение: 2х203-мм/50 орудия в спаренной установке; 2x37-мм пушки; 4х 13,2-мм пулемёта;
Торпедно-минное вооружение: 8x550-мм торпедных аппарата и 14 торпед; 4x400-мм торпедных аппарата и 8 торпед;
Авиация: 1 гидросамолёт Besson MB.411
центральный пост лодки
Как эпилог можно привести слова одного из офицеров флота о лодке «Сюркуф», которые в больше степени могли бы быть применены ко всем субмаринам подобного класса.
«Подлодка имела башенную установку с двумя восьмидюймовыми орудиями. По идее при сближении с целью мы должны были высовывать жерла орудий и стрелять, оставаясь под водой. Но так не получалось: у нас возникали серьезные трудности с обеспечением водонепроницаемости башни. Что еще хуже, на «Сюркуфе» все было нестандартным: каждую гайку, каждый болт требовалось вытачивать особо. Как боевой корабль он никуда не годился, гигантское подводное чудовище.»
офицер связи союзнических сил капитан Фрэнсис Бойер
И действительно, идея артиллерийской лодки, «подводного монитора» зародившееся в начале Первой мировой войны оказалась весьма живуча. и попытки создать такой корабль дожили до второй мировой войны.
Но время показало, что подобный корабль в силу конструкции теряет все преимущества подводных лодок, и при этом не может эффективно действовать против кораблей на поверхности. таким образом эти удивительные и несомненно весьма интересные суда остались в истории как анахронизм, пережиток эпохи, когда считалось, что основным оружием на море может быть лишь крупнокалиберная артиллерия.
Время показало то эпоха «супердредноутов» на поверхности, и подводных линкоров в глубине вод уходит в прошлое, уступая арену новым видам вооружения.
Хотя жаль, конструкция весьма необычна и привлекает к себе внимание своей оригинальностью.
Как бы то ни было, на сегодняшний день исчезновение «Сюркуфа» остается одной из тайн, которые море хранит в огромном количестве с начала времен, и узнать ее разгадку нам еще только предстоит.
Свет на произошедшее определенно пролил бы сам «Сюркуф», но его обломки до сих пор не найдены.
В 1965 году аквалангист-любитель Ли Приттимен заявил, что нашел «Сюркуф» на дне пролива Лонг-Айленд, но история быстро заглохла, не пойдя дальше пары газетных статей. По сей день выдвигаются альтернативные теории гибели «Сюркуфа». Одна из наиболее популярных гласит, что экипаж «Сюркуфа» все же пошел на предательство, и что пара американских подлодок «Макрель» и «Марлин» обнаружила его в проливе Лонг-Айленд перегружающим припасы и горючее на немецкую подлодку, в результате чего и «немец», и «француз» были потоплены. Вариации этой версии включают вместо американских подлодок дирижабль береговой обороны или британский эсминец.
Некоторые считают, что затопление «неблагонадежного» «Сюркуфа» планировалось союзниками заранее, но огласке не предавалось, чтобы не портить отношения со «Свободной Францией».
В 1983 году бывший морской пехотинец, служивший в 1942-м на крейсере «Саванна», заявил, что его корабль получил в середине февраля приказ объединиться с неким английским крейсером, после чего найти и утопить «Сюркуф», поскольку тот обстреливал союзные корабли.
Правда, согласно этому рассказу, когда крейсера прибыли в назначенное место, «Сюркуф» уже затонул по иным причинам. Весьма весомой выглядит, в отличие от предыдущих, версия, которую выдвинул британский исследователь Джеймс Расбриджер.
В документах американской 6-й бомбардировочной группы он обнаружил запись о том, что утром 19 февраля неподалеку от Панамы была «обнаружена и уничтожена подводная лодка больших размеров».
Так как в немецких архивах не зафиксировано потерь лодок в том районе в указанное время, логично предположить, что это был «Сюркуф».
Вероятнее всего, рация лодки была повреждена состоявшимся накануне столкновением с «Томсон Лайкс», и она просто не смогла дать знать летчикам, что они бомбят своих, а в районе Панамы лодка оказалась потому, что это был ближайший союзный порт, где можно было встать на ремонт.
по материалам сети интернет