Наконец, свершилось то, о чем много десятилетий мечтали писатели фантасты: на дороги общего пользования выходят первые в мире грузовики с автопилотом. Правда, пока, пока их будет только два, а пределы их работы находятся в границах единственного американского штата Невада. Однако создатели новинки абсолютно уверены, что после успешных тестов она получит дальнейшее распространение, передает американский ресурс
cleantechnica.com.
Тягач Freightliner Inspiration с системой Highway Pilot. © Фото с сайта thecarconnection.com
За основу грузовика с автопилотом немецкой компании Daimler была взята уже достаточно популярная среди американских дальнобойщиков модель Freightliner Inspiration. Вот только управляться она будет не водителем, а системой Highway Pilot, разработанной инженерами предприятия.
Тем не менее, совсем без водителя обойтись не удалось. Он будет присутствовать в кабине и управлять автомобилем, пока тот находится на погрузочных и разгрузочных терминалах, а также городских улицах с плотным трафиком и светофорами. Но как только седельный тягач с прицепом окажется на загородной трассе, система распознает это и сама предложит водителю активировать автопилот. После этого человек может полностью расслабиться: управление автопоездом возьмет на себя компьютер.
"Глазами" умной машины служат две камеры, обеспечивающие стереоскопическое изображение, и десятки различных датчиков. Система сама считывает дорожные знаки и разметку, автоматически подстраивается под скорость движения потока, определяет расстояние до попутных автомобилей и даже способна применить экстренное торможение в случае возникновения на пути непредвиденных препятствий. Не потребуется вмешательство водителя и в случае возникновения пробок: умная система stop-and-go сама остановит автомобиль при возникновении затора и так же самостоятельно тронется в путь, как только дорога станет свободной.
В то же время у системы есть и ограничения. Например, Highway Pilot запрещено производить некоторые маневры - в частности, обгон попутных транспортных средств либо перестроение в другую полосу движения. Подразумевается, что в таких случаях управление должен брать на себя водитель. При определенных обстоятельствах система и сама попросит его взяться за руль: например, соответствующий сигнал раздастся в кабине в случае сильного тумана или гололеда, которые распознают датчики.
Перед тем, как выпустить Freightliner Inspiration с системой Highway Pilot на дороги общего пользования в штате Невада, разработчики из компании Daimler провели серьезнейшие испытания. В частности, автопоезд с автопилотом накатал более 16 тысяч километров без остановки на полигоне Папенбург в Германии. Лишь после этого удалось получить у властей штата разрешение на обычную перевозку грузов по дорогам.
Напомним, что над созданием автономных автомобилей работают не только в Германии и США. В частности, на полигоне Белорусского автомобильного завода в городе Жодино Минской области на днях прошли
испытания первого беспилотного БелАЗа, способного загружать, разгружать и транспортировать 130 тонн груза без участия водителя. Правда, выезд на дороги общего пользования ему точно не светит - хотя бы в силу гигантских габаритов.