Аджимушкай - бессмертный гарнизон!! 11 апреля освободили Керчь! (фото архив)
Apr 11, 2015 17:42
До наших дней дожил только один - 86-летний керчанин Михаил Радченко. Он рассказал «Комсомолке» о том, что пережил мальчишкой.
«Люди рвались наверх глотнуть воздуха…»
[Spoiler (click to open)] Даже сейчас в каменных коридорах на 30-метровой глубине чувствуется запах гари. Кажется, защитники все еще здесь и это их голоса шелестят ветерком, гуляющим по штольням. Закопченные своды придавливают к полу. А на нем, в нишах-пещерах нынешнего подземного музея, - поржавевшие кружки, солдатские каски, остатки оружия. Детские игрушки...
Прошибает до слез.
15-летний Миша Радченко спустился сюда вслед за солдатами. Они уже успели перенести из города в подземный гарнизон остатки провианта и оружие. Мальчишке казалось: здесь самое надежное укрытие.
- Фашисты не рвались в бой. Действовали проще. Установили у входа в каменоломни машину, и она закачивала газ в подземелье, - вспоминает Михаил Петрович. - Люди бегали в панике, задыхались, рвались наверх, чтобы глотнуть воздуха. Их расстреливали из пулеметов.
Но ответ был адекватным. Выбираясь ночью из-под земли, аджимушкайцы били нацистов сколько хватало жизни. Из каждой атаки не возвращались десятки, сотни бойцов.
- Я выполнял задания как солдат, хотя и мальчишка, - продолжает Михаил Радченко. - Ходил в разведку, стоял на дежурстве. Ползал за водой, пацану это было сподручнее. Пока немцы не обнаружили и не обнесли проволокой наши лазы, установив возле них пулеметы.
Вблизи подземелья находилось всего два колодца. Но вскоре и они были отравлены - немцы закидали их телами убитых советских воинов. Чтобы не погибнуть от жажды, под землей создали группы «сосунов» - молодые ребята губами высасывали воду, оседавшую на стенах и потолках, и собирали ее в кружки. Пыль забивала легкие, надсадный кашель... Потому и вода была густо покрашена кровью.
«Ампутации делали без обезболивающих…»
- Солдатскими касками мы вырыли под землей 14-метровый колодец. Вода в него пришла, - рассказывает Михаил Петрович. - Но когда фашисты это поняли, то начали взрывать бомбы наверху, чтобы обрушить своды и завалить источник. Вот тогда начался настоящий ужас - обваливались своды, камни давили людей, раненым было невозможно помочь. Долго были слышны в полной темноте их крики и стоны...
Раненых относили в госпиталь - его соорудили в самом глубоком и безопасном лабиринте. Лекарств не было. Ампутации и другие сложные операции проводились без обезболивающих, их заменял глоток спирта. Медсестры пытались хоть как-то скрасить жизнь раненых, устраивали для них «санатории» - укладывали в местах, откуда сквозь расщелины можно было увидеть небо.
Еды не было тоже. Партизанам приходилось жевать траву, которую собирали во время ночных вылазок. Позже фашисты выжгли вокруг каменоломен и траву.
- Светильники мы делали из стреляных гильз, наливали в них отработанное машинное масло и вставляли фитили. Люди чернели от сажи, - вспоминает Михаил Радченко. - В пещерах, где не было возможности сделать такую подсветку, натягивали на стены телефонные кабели и по ним перебирались вслепую...
В ночь на 2 июля 1942 года бойцы, узнавшие о падении Севастополя, устроили самую крупную вылазку в истории подземного гарнизона. Месть была сокрушительной, в бою взяли много немецкого оружия. Но граната взорвалась в руках командира, полковника Павла Ягунова, когда он осматривал трофеи...
Его единственного похоронили в гробу, сколоченном из ящиков от патронов.
Двадцать шесть их было, двадцать шесть…
К концу подземной обороны в каменоломнях осталось всего 26 бойцов. От умирающих обессиленных мужчин Мишка Радченко получил приказ выбраться наверх и найти партизан. Но до партизан мальчишка не дошел - арестовали немцы. Только чудом его не расстреляли, отправив в лагерь для пленных. Оттуда полуживого мальчика выкупила у охранников тетка...
Михаил Радченко закончил войну бойцом роты воздушного наблюдения. Под Берлином!
Советские морские пехотинцы устанавливают корабельный гюйс на самой высокой точке Керчи - горе Митридат. Крым.
Советский солдат срывает нацистскую свастику с ворот металлургического завода им. Войкова в освобождённой Керчи. Окончательно город был освобождён от захватчиков 11 апреля 1944 года.
Завод им.Войкова был ареной ожесточённых боёв в ходе крушения Крымского фронта и сдачи Керчи в мае 1942 года. Здесь оборонялись сводные отряды 44-й армии , прикрывавшие переправу отступавших советских войск через Керченский пролив. Активная фаза обороны длилась с 18 мая до 05 августа 1942 года, после этого остатки защитников спустились в подземные коммуникациии завода и оттуда продолжили борьбу с оккупантами. Последняя перестрелка на заводе им.Войкова датируется декабрём 1942 года.
Представитель Ставки Верховного Главнокомандования, Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко с командованием Северо-Кавказского фронта и 18-й армии рассматривает план операции по переправе через Керченский пролив. Слева направо: маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, генерал-полковник К.Н. Леселидзе, генерал армии И.Е. Петров.
Санинструктор 369-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии главный старшина Екатерина Илларионовна Михайлова (Дёмина) (р. 1925 г.).
Бронекатер проекта 1124 Азовской военной флотилии в Керченском проливе. Керченско-Эльтингенская десантная операция.
Бронекатера Черноморского флота проекта 1124 осуществляют высадку советских войск на крымский берег Керченского пролива на плацдарм под Еникале в ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции.
Бронекатера проекта 1124. Крымский берег Керченского пролива, вероятнее всего - плацдарм под Еникале. Керченско-Эльтигенская десантная операция. Конец 1943 г.