На северной окраине Петербурга, на задворках садоводств и чуть в стороне от Северо-Западной ТЭЦ находится памятник природы "Петровский пруд". Пруд совсем маленький и найти его в лесу можно, если только знаешь, что ищешь. Между тем место это по-своему знаменитое: именно отсюда достали огромный гранитный валун, который стал основанием для "Медного всадника". А на месте залегания "гром-камня" образовался вот этот самый пруд.
Мы подъехали к пруду со стороны садоводств. Как обычно, окраины личных хозяйств у нас опрятностью не отличаются, кругом тонны мусора и разбитые дороги. К пруду через лес ведёт еле заметная тропинка. Впрочем, у пруда территория окультурена и даже стоят информационные стенды и указатели.
Камень для памятника Петру I нашли не сразу. В 1767 году, когда скульптору Этьену Фальконе понадобился камень для пьедестала Медного всадника, были снаряжены две поисковые экспедиции, которые, пробродив по лесам все лето, вернулись ни с чем. Тогда через газету «Санкт-Петербургские ведомости» было сделано обращение к частным лицам. Спустя некоторое время на объявление откликнулся крестьянин Сергей Григорьевич Вишняков и рассказал капитану Ласкари, руководителю по поиску камня, что в лахтинских лесах лежит гигантский Гром-камень; Вишняков утверждал, что лучшего камня для пьедестала не сыскать. Назывался великан Гром-камнем потому, что по преданию во время грозы громом у него был отбит угол.
Камень раскопали. Весил он 1800 тонн. На месте камня образовался Петровский пруд.
Чтобы доставить каменюгу к Сенатской площади, надо было сначала дотащить его до Маркизовой лужи. Тогда прорубили просеку, укрепили дороги, под камень были уложены параллельно два рельсовых бруса с литыми медными желобами, в которые были помещены, по 15 штук в каждый, бронзовые шары. Четыре месяца катили камень к берегу Финского залива...
Пристань соорудили рядом с тем местом, где в ноябре 1724 года Пётр I совершил подвиг, во время бури спасая солдат с севшего на мель ботика. После этого царь заболел и умер. На месте этого события была посажена сосна и установлена часовня. Часовня была уничтожена в тридцатые годы прошлого века, а вот сосну в 2000 году посадили новую. Правда, растет она какая-то однобокая.
Кроме сосны и пристани, недалеко от берега можно увидеть огромный гранитный валун, расколотый на несколько частей. По легенде, это отколовшийся при погрузке кусок от гром-камня.
А за деревьями прячется ещё одна достопримечательность этого места - охотничий дворец графа В.А. Стенбок-Фермора. Этот дворец, второе название которого Белый замок, был построен в 1890-х годах и отличался большой роскошью: внутри были мраморные камины, паркетные полы, на потолках обильная лепнина, на стенах дорогие обои и гобелены, во дворце были фарфоровые ванны, уборные, лифт и электрическое освещение.
Сейчас это закрытая территория, тут находится радиотрансляционный центр. Усадьба строго охраняется и по периметру окружена колючей проволокой. За деревьями даже не удаётся толком разглядеть замок. Видно, что он очень красив, ухожен и ныне покрашен в цвета Зимнего дворца.
Видите замок? А он там есть:))
На берегу стоит большой информационный стенд, где перечислены все интересности этого места.
А гром-камень погрузили на специально построенное судно и доставили к Сенатской площади. Так закончилась двухлетняя эпопея по транспортировке исполинского камня из лахтинских болот в центр Петербурга...
(фото не моё)
Второе место, связанное с гранитным прошлым одной из самой известной достопримечательности Петербурга, тоже находится на берегу Финского залива, но значительно дальше. Сегодня это уже территория Финляндии. Здесь, недалеко от погранперехода Торфяновка, расположены бывшие гранитные карьеры, где была вырублена знаменитая Александровская колонна.
Александрийский столп - самое высокое триумфальное строение в мире, высеченное из одного куска камня. А зарождалась эта колонна в Пютерлаксской каменоломне. Сейчас территория бывшей камнеломни находится в финском селении Виролахти.
Монферран уже знал о существовании этой камнеломни, ранее отсюда брали камень для постройки Кронштадта и его фортов.
Задача была непростой, для колонны нужен был цельный кусок гранита. Работали аккуратно, колонну откалывали с помощью лома и кувалды - один держал лом, а двое рабочих били кувалдами.
Отколотую заготовку колонны с помощью громадных рычагов и воротов сдвинули со своего векового места и положили на мягкую и упругую подстилку из еловых ветвей. Работы продолжались два года.
Для перевозки колонны был сконструирован и построен специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (1100 тонн). Для выполнения погрузочных работ на Финском заливе был сооружён специальный мол.
При погрузке колонны на судно чуть было не случилось непоправимое: деревянные подпорки не выдержали веса и начали трещать. Тут же из Хамины были вызваны 600 солдат, они и помогли погрузить колонну на корабль.
А дальше дело оставалось за немногим - монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, и, наконец, 1 июля 1832 года, будущий Александрийский столп прибыл к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Дальше был уникальный процесс установки колонны, но это уже совсем другая история..